Технологическая карта урока литературного чтения на тему «Делу время – потехе час» (4 класс)


Технологическая карта урока
Предмет: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, УМК «Школа России».
Класс: 4.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), здоровьесберегающие.
Тема Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
Цели
Образовательные: обобщить знания обучающихся по данному разделу;
учить находить слова в тексте, которые помогают дать характеристику героям, описывать эмоциональное состояние персонажей, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь обучающихся.Развивающие: развивать мыслительные операции, память, речь,
творческие способности обучающихся.
Воспитательные:  воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим.
Планируемый результат Предметные задачи и цели: развивать умение слушать и слышать художественное произведение; уметь анализировать художественный текст; расширять представление о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные УУД: умение формировать конкретные понятия по теме, также - умение анализировать художественный текст. Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение, компромисс.
Ресурсы:
- основные;
- дополнительные «Литературное чтение». 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть).
«Рабочая тетрадь». 4 класс. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская.
«Толковый словарь» Ушакова, «Литературоведческий словарь».
«Электронные физкультминутки»,
«Лист самооценки»,
«Презентация к уроку».
Оборудование:
портреты писателей: В.В. Голявкина, В.Ю. Драгунского и Е.Л. Шварца.
Выставка книг писателей.
Мультимедийный проектор, компьютер.
Организация пространства Групповая работа, индивидуальная работа
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных целей Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Декламируют стихотворение о правилах поведения на уроке.
Организует эмоциональный настрой на урок.
-Мы уже с вами знаем, что самое дорогое для людей - время! Не будем терять ни минуты на уроке.
- Ребята, какие советы вы могли бы дать своим товарищам перед началом урока?
-Сегодня урок литературного чтения посвятим той теме, которая как раз нам напоминает о том, что «время-деньги». Проверим, насколько вы были внимательны, что нового вы узнали из прочитанного раздела. Сегодня подведем итоги, установим, кто был внимательнее других, читая литературные произведения, кто лучше знает материал.
- Работать сегодня будем в группах, будем учиться давать оценку своей работе.
-Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета фишек:
жёлтый, зелёный, синий.
Познавательные: 
формулирование познавательной цели.Личностные: 
жизненное самоопределение.
II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Цели:
- организовать формулирование темы урока обучающимися;
- организовать постановку цели урока обучающимися. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
. Организует формулирование темы урока обучающимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока обучающимися. Обсуждение названия раздела «Делу – время - потехе час».
-Как вы думаете, можно ли дать разделу другое название?
(Скучен день до вечера, коли делать нечего. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Откладывай безделье, да не откладывай дела). (Самооценка работы группы). Уметь работать в группе, находить определение понятиям.
Познавательные:
формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: 
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничать с целью исполнения ролей.Личностные:
 профессиональное самоопределение.
III. Работа по теме. Актуализация знаний.

Цели:
- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять их смысл.
Работа со словарями.
Учатся в группе работать с «Толковым словарём».
Учатся находить главные и существенные признаки в определении.
Работают по учебнику. Учатся разделять пословицы на темы, объяснять смысл пословиц.
Выполняют физминутку для глаз. Организует работу группы со словарем.
Организует выбор главных и существенных признаков.
Организует работу с учебником.
Организует физминутку для глаз. Работа над пословицами и поговорками.
-Пословицы и поговорки - это мудрость… кого? (народа, т.е. народная).
- Они относятся к устному народному творчеству.
- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?
- Давайте обратимся за помощью к «Литературоведческому словарю».
Прочитайте пословицы. К каким произведениям раздела их можно отнести? Почему?
Поздно поднялся - день потерял,
В молодости не учился - жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени — только три дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
-Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.
1 группа находит объяснение понятию «пословица».
2 группа – объяснение понятию «поговорка».
(Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер).- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените работу вашей группы. -Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение, слаженно ли работали?
(Самооценка работы группы)Работа по учебнику. Составление рассказа о творчестве В.Ю. Драгунского (вопрос 4., с. 35).
-Какие рассказы писателя вы читали?
-Какой из них вам запомнился особенно? Почему?
-Кто является главными героями произведений?
-Что вы можете сказать о Дениске?
Какой он? Как поступки героя помогают понятьего характер? Почему мальчик поступает таким образом?
(Самооценка работы групп.Электронная физминутка).Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. Коммуникативные:
уметь формулировать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.Регулятивные:
проговаривание последовательности своих действий
Познавательные (общеучебные): определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов.
Познавательные (логические): анализ с целью выделения существенных и общих признаков.
Коммуникативные: учиться работать в группе.
Познавательные: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи.
Личностные: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель:
- проверить знание произведений по теме; умение работать самостоятельно;
- организовать работу на компьютере с целью проверки изученного материала.
Работа на компьютере и ноутбуках. Организует работу на компьютерах. 1. Повторение. «Узнайте произведение».
Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения. Вам нужно определить их только по одной фразе.
«Попробуй в классе запой — сразу выгонят». (В.В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».) -Найдите этот отрывок –– задание 1 группе.
«Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное». (В.Ю. Драгунский. «Что любит Мишка») – зачитать (задание 2 группе).«Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу». (Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени») - задание 3 группе.«Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить». (В.Ю. Драгунский. «Главные реки») - задание всем группам (кто быстрее).2. –Можно ли назвать произведение В. Драгунского «Главные реки» юмористическим? Объясните.
-Зачем он создавал свои рассказы? Что хотел сказать автор нам, читателям?
-Можно ли назвать рассказ В. Голявкина смешным, весёлым? Объясните.
-Почему мальчику было скучно в солнечный весенний день? Что бы вы посоветовали ему сделать, чтобы он не чувствовал себя одиноким?
(Самооценка работы группы).
«Своя игра» Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. Регулятивные:
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
уметь работать в группе.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают работу группы. Организует фиксирование содержания прочитанного.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Итак, о чем мы сегодня говорили?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- А кто из вас работал «спустя рукава»?
- Оцените свою деятельность на уроке:
жёлтая фишка – я справился,
зеленая – мне требуется помощь,
синяя – мне было очень трудно.
Спасибо за урок!
Познавательные: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи
Личностные: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
VI. Домашнее задание Записывают домашнее задание. Организует запись домашнего задания. Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время — потехе час». Список литературы:
Литературное чтение. 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть)
Рабочая тетрадь. 4 класс. М.В.Бойкина, Л.А.ВиноградскаяТолковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь.
Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. С.В. Кутявина