Семинарские занятия по профессиональной ориентации Правильный выбор — основа успеха!


Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Колледж автомобильного транспорта №9
Семинарские занятие по профессиональной ориентации«Правильный выбор-основа успеха!»
Составитель:
Герасимович Алла Андреевна – педагог-психолог I категории
Москва 2013 год
Концептуальный замысел
Актуальность тематики:
Среднее профессиональное образование является важной составной частью Российской образовательной системы. В соответствии с повышением спроса на специалистов рабочих профессий предполагается приоритетное развитие Среднее профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности и значимости данного образовательного уровня в обеспечении развития экономики и общества в целом.
Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективной профориентационной работы направленной на помощь учащимся в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.
Цель:
Формирование психологических знаний для профессионального самоопределения и самопознания студентов колледжа.
Задачи:
Знакомство обучающихся с основными понятиями профессионального самоопределения.
Формированию у обучающихся готовности к осознанному профессиональному самоопределению.
Знакомство с профессиограммой «автомеханика».
Целевая группа:
Данные семинарские занятие разрабатывались для всех категорий учащихся и студентов ГБОУ СПО Колледжа автомобильного транспорта №9, отделения СПО.
Содержание семинарских занятий.
Занятие №1 «Профессия и ее основные характеристики».
Цель: Знакомство обучающихся с основными понятиями профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Знакомство обучающихся и студентов с этапами профессионального самоопределения.
2. Определение понятий «профессия», «специализация», «специальность» и «квалификация».
3. Определение понятий «характеристика», «характеристика труда», «условия труда».
4. Определение характеристик труда некоторых профессий.
Ход занятия.
Введение.
Приветствие участников. Обозначение темы занятия.
Психолог начинает изучение материала с вопросов:
Когда человек впервые начинает задумываться о своей будущей профессии?
В каком возрасте вы впервые задумались над этим вопросом?
Кто из вас уже выбрал профессию, а кто еще находится на стадии выбора?
Теоретический блок.
Психолог демонстрирует учащимся плакат «Этапы профессионального самоопределения» и просит их соотнести данные, приведенные в таблице, с этапами своего профессионального самоопределения.
Этапы профессионального самоопределения.
Этапы, классы Задачи
I-IV классы Формирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии
V-VII классы Формирование профессиональной направленности, устойчивых профессиональных интересов и предварительного выбора будущей профессии
VIII-IX классы Формирование профессионального самосознания и осознанного профнамеренияX-XI классы Формирование профессионального стремления и готовности к его реализации
Что такое профессия? (Подвести обучающихся к выводу о том, что профессия - род трудовой деятельности, но и работа на садовом участке - тоже трудовая деятельность.)
В чем же отличие профессии от других видов трудовой деятельности?
Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование.)
Дворник, грузчик, уборщица - это профессии? (Нет, потому что этим занятиям нигде не обучают, хотя они и являются трудовыми.)
На что человек надеется, получая профессию? (Она будет приносить радость, обеспечивать материально.)
Что ещё необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпали интересы, желания, возможности, способности человека.)
После обсуждения ответов обучающихся учитель вместе с ними выводит определение.
• Профессия - это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования
Далее психолог подводит обучающихся к определениям понятий «специальность» и «специализация». Например, психолог спрашивает обучающихся: «К кому вы обращаетесь, когда заболеете?» В ходе беседы выясняется, что в зависимости от заболевания они идут к определенному врачу. Потом психолог просит их выстроить схему от общего к частному следующих понятий: хирург, врач, пластический хирург. После обсуждения работы обучающихся психолог демонстрирует плакат со схемой или слайд и формулирует вместе с ними определения понятий «специальность» и «специализация».
Врач, хирург, пластический хирург
Врач —> профессия
Хирург — > специальность
Пластический хирург -» специализация
•Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
(Например, профессия «учитель» включает в себя специальности «учитель истории», «учитель, математики» и пр.)•Специализация - это более узкая сфера деятельности в рамках конкретной специальности, приобретение более глубоких знаний и навыков и концентрация деятельности в этой области.
Затем психолог подводит обучающихся к понятию «квалификация». Обчающиеся отвечают на вопросы:
Если у вас есть выбор: пойти к врачу высшей квалификации или к врачу, не имеющему категории, кого вы выберете?
Токарь 1 разряда и токарь 5 разряда. О чем говорит это различие?
После обсуждения ответов обучающихся учитель дает определение квалификации.
•Квалификация - это степень готовности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности, которые подтверждены определенным документом.
Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить упражнение, в котором они должны предложенные слова или словосочетания соотнести с понятиями «профессия», «специальность», «специализация» и «квалификация»: учитель высшей категории, ветеринар, повар 2-го разряда, археолог, врач-терапевт, детский хирург, менеджер, учитель математики, дизайнер.Начиная следующий этап изучения темы, психолог предлагает учащимся ответить на вопрос:
- Каким образом мы можем отличить один объект от другого, например, одного человека от другого, различить автомобили, здания и т.д.?
Задача психолога подвести обучающихся к определению понятия «характеристика».
Характеристика - это описание характерных, отличительных свойств, достоинств кого-нибудь, чего-нибудь. Далее психолог обращает внимание обучающихся на то, что, выбирая профессию, необходимо учитывать характеристику труда, которым придется заниматься человеку в рамках определенной профессиональной деятельности, и дает учащимся определение.Характеристика труда - это характер, процесс и условия труда.
Далее психолог объясняет тему, опираясь на схему «Характеристика труда» (при этом возможно использование фотографий, плакатов, слайдов, видеороликов и т.п., иллюстрирующих объясняемый теоретический материал). По характеру труда профессии делятся на 2 группы:
преимущественно физического труда;
преимущественно умственного труда.
Процесс труда включает в себя 3 составляющих: содержание труда, предмет труда и средства труда.
Содержание труда - это состав трудовых функций и их объём (т.е., что делает человек во время своей работы и в каком объеме).
Предмет труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей (природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ).
Средства труда - это средства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ. Это орудия производства (машины, инструменты, оборудование, приборы, автоматические устройства), а также производственные помещения, земля, дороги, линии электропередач и т.д.• Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда
Практический блок.
Для закрепления материала психолог вместе с учащимися заполняет две первые строки таблицы «Характеристика труда некоторых профессий».
Характеристика труда некоторых профессий
Профессии Процесс труда Характер труда Условия труда
Содержание труда Предмет труда Средства труда Врач Портной Третью и четвертую строчки обучающиеся заполняют самостоятельно по выбранным ими профессиям (профессия родителей, знакомых т.д.). Обсуждение работы обучающихся.
Занятие №2 «Мой профессиональный выбор».
Цель: Способствовать формированию у обучающихся готовности к осознанному профессиональному самоопределению.
Задачи:
Сформировать у обучающихся представления о познавательных процессах личности как факторах профессионального самоопределения.
Познакомить обучающихся с понятием способностей и их видами.
Дать учащимся представления о типах нервной системы, характере, самооценки, а также продемонстрировать связь этих психологических аспектов с профессиональным выбором.
Продемонстрировать корреляцию мотивов личности, ее потребностей и профессионального самоопределения.
Познакомить обучающихся со значением коммуникативных навыков в профессиональной деятельности человека.
Используемые средства, в том числе и технические: презентация «Мой выбор» или плакат «Мой выбор», карточки «Факторы, определяющие профессиональный выбор».Ход занятия.
Введение.
Приветствие участников занятия. Обозначение темы занятия. Совместно с учащимися определить причины актуальности представленной темы для каждого из присутствующих. Почему тема выбора будущей профессии так важна и актуальна для каждого из нас?
«Существует поговорка: «Человек счастлив, когда он утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью с нее возвращается». Фрейд сказал: «Счастье – это умение любить и работать». Очевидно, что работа занимает огромное место в жизни каждого человека. Именно поэтому необходимо правильно выбрать свою будущую профессию».
Основная часть.
Знакомство обучающихся с понятием профессионального самоопределения.
Что такое профессиональное самоопределение? Профессиональное самоопределение – определение направления своего профессионального развития на основе осознания своих личностных качеств. Таким образом, профессиональный выбор делается на основе неких личностных, психологический факторов. С этими факторами я предлагаю нам познакомиться поближе.
Психолог демонстрирует презентацию/плакат.
Итак, что же, по-вашему мнению, влияет на профессиональный выбор человека.
Развитие познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения. Каждый человек в той или иной степени владеет этими психологическими процессами. У кого-то прекрасна развита память, но плохо развито воображение. У кого-то способен рассуждать логически, но не может проявлять высокой концентрации внимания и т. д. Существует целый ряд профессий, для успешного овладения которыми необходимо, например, развитие воображения. Приведите примеры таких профессий. Есть профессии, где необходимо устойчивое внимание, например авиадиспетчеры, машинисты, водители. Есть профессии, где невозможно реализоваться без высокого уровня интеллекта. Какие это профессии? Таким образом, развитие познавательных процессов является одним из важнейших факторов выбора профессии.
Способности общие и специальные. Что такое способности? Психолог знакомит обучающихся с понятием способностей. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Пример: человеку с развитыми музыкальными способностями проще стать музыкантом, человеку имеющему ораторские способности – умению правильно и красиво говорить, гораздо проще стать, например, преподавателем или дипломатом. политиком. Способности бывают нескольких видов. Я вам буду называть вид способностей, а вы мне ряд профессий, которые для них подходят.
интеллектуальные
литературные
технические
организаторские
педагогические
художественные
Важно сказать, что у каждого есть способности, просто их необходимо как можно раньше найти и развивать. Человек, например, имеющий способности к рисованию, при отсутствия условий развития этих способностей – практических занятий, обучения, изучения истории искусств может практически полностью их утратить. Определение собственных способностей поможет лучше определиться в сфере профессиональной деятельности.
Тип темперамента. Наверное, вы слышали о понятии темперамента. Темперамент – это качество личности, определяющее активность и эмоциональность поведения человека. Существует четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
Флегматик – малоэмоциональный, спокойный, надежный, работоспособный. Кто из Вас может отнести себя к этому типу темперамента? Как вы думаете, какой вид деятельности ему подойдет?
Сангвиник активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный. Кто из Вас может отнести себя к этому типу темперамента? Как вы думаете, какой вид деятельности ему подойдет?
Холерик очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, предприимчивый. Кто из Вас может отнести себя к этому типу темперамента? Как вы думаете, какой вид деятельности ему подойдет, какой абсолютно не подойдет?
Меланхолик замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный. Кто из Вас может отнести себя к этому типу темперамента? Как вы думаете, какой вид деятельности ему подойдет?
Самооценка. Самооценка это самый распространенный фронт работы психолога. Самооценка – это оценка самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков. Как вы думаете, почему самооценка является фактором выбора профессии? К сожалению, очень часто бывает так, что у человека познавательные процессы протекают на высоком уровне, развиты сразу несколько способностей, но он выбирает себе профессию, подходящую для человека с гораздо более низким развитием. Этот выбор обусловлен его низкой самооценкой. Он просто не чувствует уверенности в том, что может взять гораздо более высокую планку. И наоборот, совершенно бездарный, неспособный человек с высокой самооценкой ставит перед собой грандиозные цели и подчас, прикладывая титанические усилия, даже добивается их. С моей точки зрения роль самооценки в выборе профессии просто огромна.
Мотивы. Мотив – это причина, лежащая в основе выбора профессии. Какие же, на Ваш взгляд, бывают причины выбора профессии?
Материальные - высокая заработная плата.
Родительские установки.
Интерес к профессии.
Общественный престиж.
Полоролевые факторы (поближе к дому), социальные факторы (льготы, ранняя пенсия).
Коммуникативные навыки. Вы прекрасно знаете, что есть общительные или даже очень общительные люди, а есть луди более закрытые, даже замкнутые. Есть люди конфликтные, а есть не конфликтные, готовые идти на компромисс и сотрудничество. При выборе профессии фактор коммуникативных навыков обязательно нужно учитывать. Для общительных людей подходят профессии, связанные с взаимодействием с другими людьми. Для более закрытых - профессии, связанные, например, с техникой и т. д.
Заключение.
Подведение итогов занятия. Обратная связь участников встречи.
Занятия №3 «Профессия «Автомеханик».
Цель: знакомство с профессиограммой «автомеханика».
Задачи:
1. Знакомство студентов с понятием профессиограммой и ее основными характеристиками;
2. Знакомство студентов с основными аспектами профессиограммы «Автомеханик»;
3. Оценка студентами развития своих склонностей, интересов, способностей и личностных качеств с необходимыми для успешной деятельности автомеханика.Ход занятия.
Введение.
Приветствие. Знакомство участников занятия с темой. Объяснение ее актуальности.
Основная часть.
Психолог знакомит участников с основным понятием данного занятия:
Профессиограмма - подробное описание профессии, включающее предмет, задачи, средства и условия трудовой деятельности, экономические характеристики, требования к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.
Профессиограмма содержит все сведения о профессии:
Название профессии и подразделение ее на специальности;
операции, приемы и действия, выполняемые специалистом при работе специалистом данной профессии;
общие специальные знания, необходимые для квалифицированного выполнения работы;
знания психофизиологических процессов в данной профессии – памяти, внимания, мышления, речи, эмоциональных восприятий, воли, утомляемости, выносливости, индивидуальных особенностей.профессиональные вредности и опасные моменты при работе по данной профессии;
материальные и моральные стимулы работы по профессии, возможности повышения квалификации и продолжения образования;
психологические, анатомо-физиологические и санитарно-гигиенические противопоказания к данной профессии;
указание о том, где и как получить подготовку по данной профессии.
Психолог предлагает студентам познакомиться с профессиограммой «Автомеханик:
Доминирующие виды деятельности:
Установление технического диагноза путем внешнего осмотра и инструментального контроля;
проведение технического осмотра сборки и разборки, ремонта, замены всех соединений, узлов и электрооборудования автомобиля;
Регулирование механизмов и замена при необходимости неисправных деталей;
Проверка и испытание исправности деталей и узлов автомобиля;
Осуществление ремонта автомобиля и его деталей.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности:
Концентрация внимания (способность в течение длительного времени заниматься определенным видом деятельности);
Высокий уровень концентрации внимания;
Хорошее пространственное воображение;
Хорошая моторная память;
Физическая сила и выносливость;
Развитая ручная моторика;
Хорошая координация движений;
Способность конструировать;
Аналитическое мышление.
Личностные качества, интересы, склонности.
Эмоциональная стабильность и надежность;
Тщательность, аккуратность, систематичность в работе;
Дисциплинированность;
Ответственность за выполняемую работу;
Сознательность и самоконтроль;
Упорство и настойчивость.
Качества, препятствующие эффективной трудовой деятельности:
Быстрая физическая и психическая утомляемость;
Низкое развитие моторных навыков;
Рассеянность;
Безответственность;
Нервно-психическая неустойчивость.
Области применения профессиональных знаний:
Автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т. д.)
Промышленные предприятия;
Автомобильный спорт;
Предприятия сельского хозяйства;
Автомобильный сервис.
Далее психолог предлагает студентам познакомиться с основными аспектами профессиограммы «Автомеханик» и попытаться оценить развитие своих склонностей, интересов, способностей и личностных качеств с необходимыми для успешной деятельности автомеханика сначала индивидуально, а потом в группе.
Заключение.
Подведение итогов занятия. Обратная связь членов группы.