Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика А.А. Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».


Урок литературы в 11 классе.
Тема: «Лирика А.А. Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».
Цель: рассказать о лирической героине А. Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в XX веке.
Ход урока.
1. Введение в тему урока. Слово учителя. Сегодня мы знакомимся с творчеством одного из выдающихся поэтов XX века. Время, когда были напечатаны первые его произведения, было во многом переломным. Но стихотворения поэта необычны даже для своего времени. В чем же, прежде всего, их необычность? Это вы поймете, когда сравните их со стихами поэта, уже вам знакомого.
2. Предварительный анализ: сопоставление поэтических произведений. Чтение стихотворения. Раздаточный материал. Распечатка стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Ахматовой.
Ф.И. Тютчев (1852 год).
Я очи знал, - о, эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц ее густой, Как наслажденье, утомленный И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья И любоваться им без слез.
А.А. Ахматова (1911 год).
Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печалью напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне: «Не стой на ветру».
3. Беседа по тексту.
Вопрос. Что объединяет эти произведения? (Тема любви.)
Вопрос. А чем они отличаются? (Скорее всего, тем, что лирический герой первого стихотворения – мужчина, именно он рассказывает о своем чувстве, героиня второго – женщина, ведь от ее лица ведется рассказ о любовной драме.)
Вопрос. В начале урока я сказала, что произведения автора, о котором мы сегодня говорим, необычны. Заметили ли вы, чем они необычны? (Возможно, сразу ответить на этот вопрос не удастся, если ничего необычного учащиеся не отметят, можно продолжать беседу далее.)
Слово учителя. Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого стихотворения, кажется, нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах. Но так ли было ранее? Обратимся к литературе XIX века. В каких произведениях вы уже встречались с монологом героини, которая сама говорит о своей любви к другому человеку? («Евгений Онегин»: «Письмо Татьяны») Но кто был автором этого произведения? А.С. Пушкин. Следовательно, о чувствах лирической героини рассказывал поэт-мужчина. А здесь мы видим исповедь женщины, рассказанную женщиной-поэтом. Принято ли было в XIX веке женщине самой рассказывать о своих чувствах? (Нет. Даже письмо Татьяны к Онегину воспринималось современниками как вызов общепринятым нормам поведения для благовоспитанных барышень.) Что же изменилось за время, прошедшее с написания и романа А.С. Пушкина, и стихотворения Ф.И. Тютчева? Обратите, пожалуйста, внимание на даты написания произведений. Почему женщина заговорила о том, что было у нее на душе сама? Почему вдруг в творчестве А. Ахматовой нам открылся мир женщины, прежде тщательно скрываемый? Стихотворение А. Ахматовой рассказывает об истории любви. Что вы можете сказать о ней? Какие детали помогают нам понять образ лирической героини, какая она, сильная или слабая? Когда-то считалось, что любовь и семья – это единственное, что должно существовать в жизни женщины.
В других стихотворениях лирическая героиня Ахматовой предстает в необычном для женской поэзии ракурсе: поэта и гражданина. В поэзию А. Ахматовой почти сразу вошла ещё одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России. Эта любовь не предмет анализа, если будет она, то будет жизнь, дети, стихи.
Учащиеся класса делятся на 3 группы и получают задания:
Даны стихотворения: «Мужество», «Родная земля», «Мне голос был», «Не с теми я, кто бросил землю».
«Пушкин», «Александрина», «Пушкин в 1828 г.», «О Каменном госте», «Пушкин при Невском взморье»
«Я так молилась…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Песня о песне», «Они летят, они ещё в дороге».
Определить тему.
Дать краткий анализ.
Одно или два прочесть наизусть.
Учащиеся готовятся 3-4 минуты, затем отвечают.
Вывод: А. Ахматова остро ощущает боль своей эпохи как свою собственную, а трагедия России нашла отражение в трагедии личной судьбы поэтессы.
4. Социокультурный аспект урока: проблемные вопросы для размышления. Безусловно, рассматривать проблемы литературные мы не можем без связи их с жизнью общества на сломе веков. А чем отмечено это время? Многими аспектами. Но нам важно увидеть, как менялось место женщины в обществе и как менялось при этом отношение общества к самой женщине. Интересен срез, который нам может представить история олимпийского движения и участие женщин в Олимпиадах. Почему именно в олимпиадах? Прежде всего, время проведения первых Олимпийских игр по времени на пятнадцать лет предшествует появлению стихотворений А. Ахматовой.
Информация для размышления: Пьер де Кубертен, основоположник Олимпийских игр современности, сумел организовать проведение первой Олимпиады в 1896 году. Он вовсе не был женоненавистником, но категорически отрицал участие женщин как спортсменов в олимпийском движении. Конечно, он был абсолютно далек от мысли запретить «слабому полу» посещение олимпийского стадиона, как это было в античной Греции, все-таки Кубертен был прогрессивным, свободомыслящим человеком. Почему он не мог согласиться на участие женщин в Олимпиаде?
Информация для размышления. Американка Бетти Робинсон выиграла забег на 100 метров, кроме того, она завоевала серебряную медаль в эстафете 4х100 метров. 16-летняя студентка не знала, что она хорошая бегунья, пока учитель не увидел ее бег после тренировки. Она начала состязаться в беге всего за четыре месяца до Олимпиады в 1928 году. В первом своем выступлении на открытом воздухе она установила мировой рекорд на дистанции 100 метров. На Олимпиаде в Амстердаме Бетти выиграла полметра в финале бега на 100 метров, участвуя всего четвертый раз в этом виде состязаний. Три года спустя после олимпийского триумфа Элизабет попала в авиакатастрофу. Мужчина, который ее нашел, подумал даже, что она умерла, перенес ее в багажник своего автомобиля и отвез в похоронное бюро. Она была без сознания семь недель и еще два года не могла нормально ходить, но он выжила. Бетти Робинсон захотела вернуться в спорт и участвовать в состязаниях в спринте. Но ее нога не могла больше полностью сгибаться в колене, что мешало спортсменке занять правильную стартовую позицию. Однако она могла бегать в эстафетах. И в 1936 году Бетти Робинсон завоевала вторую золотую медаль в эстафете 4 х 100 метров в составе американской сборной. Информация для размышления. Анита Франц стала первой женщиной вице-президентом МОК. Что должно было измениться в отношении к женщине и какие качества должна была проявить женщина, чтобы стать вице-президентом столь представительной организации?
5. Обобщение материала: Но вы отметили, что в двадцатом веке женщина становится социально активна, она завоевывает новые высоты, стремясь встать вровень с мужчиной. Безусловно, это требование жизни. Но за все приходится платить. Женщина приобретает новые качества, и любовь порой не становится единственным смыслом ее жизни. Слова олимпийской чемпионки в лыжном спорте Хеггтвейт: «Я воспитывалась в духе олимпизма. Мой отец Хэлвор, хотя и прошел в лыжную команду 1936 года, в соревнованиях принять участие не смог. Он в шесть лет поставил меня на горные лыжи и привил мне любовь к ним. Игры 1948 года открыли мне, девятилетней девочке, глаза на все перспективы международных соревнований. Я восхищалась победой Гретхен Фрейзер в слаломе, с замиранием сердца следила за возвращением домой в Оттаву Барбары-Энн Скотт с золотой медалью в фигурном катании. С этого момента я стала лелеять свою олимпийскую мечту, свою цель. Полная отдача, самоотверженность, упорство и умение справляться с новыми задачами, извлекать уроки из олимпийского опыта давали мне силы и уверенность для преодоления других жизненных барьеров, каковыми были и учеба в университете в уже взрослые годы, и овладение новой профессией – управлением рисками. Нести олимпийский флаг на церемонии открытия Олимпийских игр в Калгари в 1988 году было так же волнительно, как стоять на пьедестале почета в 1960-м. В ткань моей повседневной жизни вплетена бесценная нить памяти о моем участии в олимпийском движении».
6. Выводы по теме урока. Перед нами – новый мир души героинь А. Ахматовой, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе, открывая новую эпоху, эпоху двадцатого века, где такие, как она, займут достойное место. Но понять этот новый мир мы, конечно, можем через те изменения, которые происходили в жизни общества, в огромном мире человечества.
7. Домашнее задание. Информация к домашнему заданию «У японцев были все основания праздновать победу своей женской волейбольной команды, которая готовилась к Играм по устрашающей в своей жесткости программе тренировок. Члены команды были отобраны из числа 1300 женщин-ткачих на фабрике компании «Даи Ниппон» в городе Кайдзука. Они работали ежедневно в ткацких цехах с 8 утра до 3:30 пополудни, затем отправлялись в спортзал на восьмичасовые непрерывные тренировки. Этот режим продолжался пять дней в неделю на протяжении целого года. Рассказывают, что капитан команды Масаэ Касаи предпочла место в команде замужеству».
Вариант 1. Напишите лирическую историю капитана японской команды по волейболу (можно в прозе). Будет ли она близка истории лирической героини А. Ахматовой?
Вариант 2. Для владеющих формой хокку: передайте чувства героини в жанре традиционной японской поэзии.