Урок «Молодежь в современном обществе», 10 класс

МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок по обществознанию, истории, русскому языку и психологии
в 10 классе




Эпиграф: «Молодость счастлива тем, что у нее
есть будущее». Н.В.Гоголь


Разработала: Зурмаева Елена Юрьевна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория




п. Хужир, 2013 год
Тема: Молодежь в современном обществе
Тип урока: Интегрированный (обществознание, история, русский язык, психология)
Цель: Создать единое образовательной пространство по обществознанию, истории, русскому языку и психологии;
определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности,
а также возможную молодежную политику государства;
раскрыть основные направления молодежной субкультуры;
формировать навык схематизации учебного материала;
развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
способствовать воспитанию культуры и повышению грамотности устной речи;
способствовать формированию логического мышления.

Эпиграф: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»
Н.В.Гоголь

Оборудование: 1. ноутбук
2. мульмедийный проектор
3. рабочие листы с заданиями
4. сравнительные таблицы

Опережающее задание: 1. Создание проекта специального закона о молодежи
2. Создание презентаций на тему:
«Модная атрибутика»
«Культура молодежного бунта»

План урока: I. Организационный момент:
Знакомство с темой и целями урока
II. Введение в тему
III. Объяснение нового материала:
Возраст молодежи
Социальный статус молодежи
Особенности молодежи
Психологические особенности молодежи
Защита проектов закона о молодежи
Молодежная субкультура
IV. Рефлексия
V. Домашнее задание

Литература: 1. Т.А.Конева. Методическое пособие Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства.
2. А.Ф.Никитин. Учебник Обществознание 1011 классы
3. Н.В.Загладин, Н.А.Симония. Учебник История России и мира в 20-начале 21 века
Ход урока
I. Организационный момент:
1. Знакомство с темой и целями урока.

II. Введение в тему:

Вопросы: 1. Кого считают молодым человеком?
2. С чем ассоциируется у вас понятие молодежь?

Затем совместно с учащимися учитель составляет спайдограмму
Спайдограмма - (от англ. spider – паук, и др. греч. «Грамма» - надпись) –
графическое изображение в виде паутины.

На доске:












III. Объяснение нового материала
ВОЗРАСТ
1. Существуют разные точки зрения на определение возраста молодежи:
от 14 до 25 лет;
от 16 до 30 лет;
от 13 до 19 лет;
от 18 до 25 лет.

Вопрос: 1. Какая точка зрения вам ближе?
2. Почему так «размыты» возрастные границы, определяющие позицию
молодежи в обществе?
2. Возрастные критерии
Учитель: Причина – отсутствие объективного критерия в определении молодости:
начало самостоятельной трудовой деятельности;
завершение образования, получение профессии;
приобретение гражданских и политических прав;
вступление в брак;
осознание ответственности за свои поступки;
возможность ведения самостоятельной, не зависимой от родителей жизни.

Вопрос: 1. Какой из этих критериев, на ваш взгляд, является определяющим?

3. Индивидуальные границы молодости
Нижняя граница:
обстоятельства, которые заставляют повзрослеть раньше;
война, смерть близких, ранняя трудовая деятельность;
эмоциональная неустойчивость, капризность.
Верхняя граница:
«молодые старики»;
«вечная молодость».

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС МОЛОДЕЖИ

Социальная мобильность
Особые социальные роли
Активный поиск своего места в социуме.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Задание: 1. Составление сравнительной характеристики в виде таблицы
Критерии
Молодежь
Зрелый возраст

Ценности
Динамичный тип карьеры, соц. мобильность, свобода
Стабильность в работе, семья

Профессиональные предпочтения
Финансовая деятельность, торговля, сфера услуг, наука, спорт
Промышленность, связь, транспорт, образование, медицина

Идеология
Успешная карьера, высокий материальный достаток, свобода предпринимательства
Стабильная и сильная держава, социальная защищенность


Вопрос: Какой вывод можно сделать из этой таблицы?


Приложение Краткий словарь новых профессий
Копирайтер. Творчество коперайтера – это яркий, интересный, точный способ доставки информации в мозг или сердце потребителя.
Мерчендайзер (с англ. – купец). Это искусство продвижения и продажи товаров на рынке. Промоутер. Человек в костюме тигра, раздающий рекламные листовки магазина детских товаров, длинноногая девица, которая уговаривает вас приобрести две банки кофе, чтобы получить еще одну в подарок, – это промоутеры, люди, которые при маркетинге товаров или услуг делают их популярными. Клипмейкер – специалист по работе с видео и звуком; трансформирует рекламные идеи в короткие видеосообщения, создает и осуществляет монтаж видеоклипов и заставок, участвует в планировании рекламной кампании. Курьер (от итал. – "бежать") – разносчик, занимается доставкой корреспонденции по адресам (direct-mail).

2. Словарная работа на тему «Особенности молодежи»
Сопоставьте понятие и определение:
1. Тинейджер а) Самоуверенность в поведении, в речи
2. Инф..нт..лизм б) Культура какой-то части молодежи со своими
нравственными критериями
3. Су..культура в) Молодежь от 13 до 19 лет
4. Р..путац..я г) Стремление к иждивенчеству
5. ..пломб д) Создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках
кого-либо, чего-либо.
Ответы: 1. в
2. г
3. б
4. д
5. а

3. Психологические особенности молодежи
Выступление школьного педагога-психолога

БОЛЬЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Учитель: Когда-то в 80-90-х годах прошлого столетия в обществе и государстве
очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия специального
закона о молодежи. Но все осталось только на словах.
Вам было задание создать такой закон и аргументировать его.
Заслушиваются работы учащихся
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Учитель: Вступающему во взрослую жизнь молодому человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако этот процесс не простой. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми.
Субкультура – это определенный стиль, способ жизни и мышления отдельных социальных групп, которые обособляются внутри общества. Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичность, представлением, что «истории начинается с нас». Сказывается и то, что молодежь нацелена на создание нового.
Стремление «не быть, как все» и «быть кем-то» привели к росту многообразия молодежных субкультур.

Основные черты молодежной субкультуры:
Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
Включение в различные группы сверстников;
Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке;
Определенный стиль поведения.

Проблемный вопрос: 1. Проявляются ли эти черты у вас?
2. Молодежная субкультура – это движение души, стремление
выделиться или социальный протес?

Просмотр презентации «Культура молодежного бунта»

Вопрос: 1.Почему молодые люди «уходят в андеграунд»?

Причины «ухода в андеграунд»:
вызов обществу, протест
непонимание в семье
нежелание быть как все
привлечь к себе внимание
дань моде
отсутствие цели в жизни
хулиганство, религиозные идейные убеждения

2.Что такое, по- вашему мнению, молодежный сленг: стремление выделиться или
бескультурье?

Задания: 1.На экране высвечиваются слова, учащиеся должны правильно расставить
ударение и произнести эти слова вслух.

Феномен, квартал, красивее, жалюзи, углубить, столяр, атлет, мизерный, знамение, свекла, газопровод, пурпур, звонит.
2. Раздаются карточки с текстом. Нужно исправить речевые ошибки.
Текст

- Что ты чудишь?
- Я вовсе не чудю!
- Тогда иди. Не одевай пальто, а бежи быстрее, садист в тачку и ехай, видь и слышь все: какие шикарные яства будут подавать. Не уделяй внимание на слова привратника. Помни, эта трапеза сыграет большое значение в твоей жизни. Вернешься, ляжь и все обдумай. Вспомнишь все до мелочей, тебе будет смешно и весело.

IV. Рефлексия

1. Легко ли быть молодым?
2. Какие черты зрелого возраста вы бы хотели приобрести и какие черты молодости
сохранить?

Учитель: Будь смелым, как ветер, как воля сама!
Знай, смелых не тронет ни кривда, ни тьма!
Будь смелым, как буря, что сносит дубы,
И будешь ты сам господином судьбы!
Янка Купала

Домашнее задание: на выбор
эссе «Не хочу быть белой вороной»;
нарисовать символ молодежи;
сообщение о молодых людях, которые внесли вклад в развитие страны.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



СУБКУЛЬТУРА

ВОЗРАСТ

МОЛОДЕЖЬ

СОЦ. СТАТУС

БОЛЬШАЯ СОЦ. ГРУППА

ОСОБЕННОСТИ



"Молодежь
в современном обществе"Arial Black