Разработка урока по обществознанию на тему Социальные нормы (7 класс)


Методическая разработка занятия по обществознанию
Занятие разработано на основе образовательной программы по обществознанию с 5 по 8 класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, 2014 год. Рекомендуемое методическое пособие – учебник «Обществознание 8 класс»: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М. Просвещение, 2014. – 255с., §9.
Название занятия: Тайна…
Такое загадочное название занятия задумано для мотивации учащихся на протяжении всего занятия, что в конце они самостоятельно и незаметно должны раскрыть суть неё и найти ответы на сложные вопросы, которые были поставлены ими самими в начале занятия.
Класс: 8
Цель учителя: натолкнуть учащихся на обсуждение важных моральных ценностей и создать условие правильного самостоятельного выбора.
Цель ученика: работая с текстом и выполняя задания: 1. раскрывают понятия «мораль, «моральные ценности», «моральные нормы» (развитие критического мышления); 2. применяют на практике, составляют текст (конструктивного мышления); 3. составление одной главной ценности занятия (развитие критического мышления).
Задачи:
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральные ценности, моральный выбор, свобода, ответственность. Создать условия для понятия, что человек – социальное существо, призванное творить самого себя;
Организовать работу по развитию умений  работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях из олонхо;
Овладение навыками первичного анализа и использования информации, общей ориентации в актуальных общественных событиях, сознательного неприятия антиобщественного поведения, нравственной оценки конкретных поступков людей;
Формирование и развитие умения определять необходимые моральные ценности, чтобы избежать в будущем плохое взаимоотношение с окружающими людьми;
Воспитание мотивов самосовершенствования. Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком;
Духовно-нравственное воспитание через философию народного эпоса – олонхо.
Содержание учебного материала и этапы занятия с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на занятии
Предметные:
- иметь представление о понятиях: «моральные ценности», «мораль», «моральные нормы», «нравственность» и «ответственность»;
- в результате работы с текстовым материалом прийти к выводу, что человеку трудно и сложно строить доброжелательное
взаимоотношение с другими людьми имея грубое поведение, тяжелый характер, и понять, что при этом ему самому становится не легко жить.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками моральных ценностей и стремлений, желаний, побуждений к ним;
- проявление внимания, наблюдательности по отношению к своим сверстникам;
- ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения;
- формирование ориентировки на нравственно-эстетическое содержание поведений и поступков с помощью сюжета олонхо.
Регулятивные УУД:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с имеющейся ситуацией;
- формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов;
- развитие регуляции учебной деятельности;
- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Познавательные УУД:
- формирование умения видеть проблему и её постановки;
- развитие умения структурировать текст, делать выводы и умозаключения;
- развитие умения выделять концепт ( идею) героического эпоса – олонхо с помощью схемы сюжета олонхо;
- формирование рационального воображения на основе овладения приемом сочинения текста;
-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- развитие способностей анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения человека;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять развернутый текст, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
4. Коммуникативные УУД:
- формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенным фрагментам из олонхо и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности;
- развитие способности действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- формирование чувства уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;
-формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Приложение 1
Работа по группам со схемой олонхо И.Г. Теплоухова-Тимофеева «СтроптивыйКулунКуллустуур»
Схема – сюжет олонхо:
КүнНьургустай и КулункуллустуурКүнНьургустай
КулунКуллустуур
Главный герой олонхо.
Девушка-богатырь, предназначенная судьбою женой КулунКуллустуура.
Приходит к К. Куллустууру в виде птички и признается о предсказаниях судьбы
Главный герой олонхо.
Грубый, тяжелого характера, с высокой самооценкой человек

Борьба между ними.
Дух Земли – АанАлахчынХотун защищая вселенную призывает к помощи всевышнего бога – YрүңАйыы Тойон.


Задания к первой группе: Время: 12 минут
Дополните и опишите предложенную ситуацию в письменном виде – 2 мин;
Какую моральную проблему можно обнаружить, и какие вечные вопросы человечества можно отнести к данному фрагменту? – 3 мин;
В чем вы видите главную причину данной проблемы? Напишите возможные пути устранения причины для решения данной проблемы – 5 мин;
Исходя из проделанной работы, выдвигайте одну моральную ценность занятия – 2 мин.
Инструкция для выполнения заданий:
1шаг. Внимательно прочтите схему-сюжет олонхо;
2шаг. Строго соблюдая предложенное время, выполните задания;
3 шаг. Подготовьтесь к публичному выступлению по заданиям.
Желаю удачи!

Кулун Куллустуур встречает много бед. Ему приходится через много пройти
Кулун Куллустуур и представители нижнего мира: Муус Модьулаан, Тимир Суорун, Буор Ма5алай.
Всевышние дают задание Күн Ньургустай, чтобы она любыми способами перевоспитала строптивого Кулун КуллустуураКүн Ньургустай и Кулун КуллустуурКулун Куллустуур и YрүңАйыы Тойон.
Суд.
КулунКуллустуур высокомерно относится ко всему происходящему


Задания ко второй группе: Время: 12 минут
Дополните и опишите предложенную ситуацию в письменном виде – 2 мин;
Какую моральную проблему можно обнаружить, и какие моральные нормы человечества можно отнести к данному фрагменту? – 3 мин;
В чем вы видите главную причину данной проблемы? Напишите возможные пути устранения причины для решения данной проблемы – 5 мин;
Исходя из проделанной работы, выдвигайте одну моральную ценность занятия – 2 мин.
Инструкция для выполнения заданий:
1шаг. Внимательно прочтите схему-сюжет олонхо;
2шаг. Строго соблюдая предложенное время, выполните задания;
3 шаг. Подготовьтесь к публичному выступлению по заданиям.
Желаю удачи!
Борьба между ними.
Смерть Күн Ньургустай. Шаманки и шаманы исцеляют и оживляют её.
Наказывая Кулун Куллустуура всевышний убивает его.
Любовь к немуКүнНьургустай исцеляет и оживляет его
Кулун Куллустуур и всевышние .Кулун Куллустуур и Күн Ньургустай.

Из тела Кулун Куллустуура вынимают:
Из головы – жабу;
Из груди – чөкчөңө
и уничтожают их.
Кулун Куллустуур становится человечным


Задания к третьей группе: Время: 12 минут
Дополните и опишите предложенную ситуацию в письменном виде – 2 мин;
Какую моральную проблему можно обнаружить? Как можно отнести к данной проблеме понятие «человечность»? – 3 мин;
В чем вы видите главную причину данной проблемы? Напишите возможные пути устранения причины для решения данной проблемы – 5 мин;
Исходя из проделанной работы, выдвигайте одну моральную ценность занятия – 2 мин.
Инструкция для выполнения заданий:
1шаг. Внимательно прочтите схему-сюжет олонхо;
2шаг. Строго соблюдая предложенное время, выполните задания;
3 шаг. Подготовьтесь к публичному выступлению по заданиям.
Желаю удачи!