Разработка урока обществознания на тему Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Обществознание 10 класс
Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
Цель: - раскрыть суть понятий: социальные нормы, отклоняющееся (девиантное) поведение, формальные, неформальные санкции;
- формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.
1. Прием “Ключевые слова”
Проанализировать предложенные слова и определить, что их объединяет.
Профессор, депутат, женщина, юноша, мусульманин, певец (социальная стратификация)
- Как можно эту цепочку продолжить? (доходы, образование, национальность и т.д.)
Вывод: Наше общество очень многообразно, все мы разные. Как же всем нам таким разным жить в мире, благополучии, безопасности и комфорте?
- Нужно соблюдать установленные в обществе правила и нормы.

II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы разберём тему “Социальные нормы и отклоняющееся поведение”.
Учащиеся ставят сами задачи урока.

III. Новый материал
Фронтальная беседа.
- Человек биосоциальное существо, его поведение определяется биологическими и социальными потребностями. Значит ли это, что жизнь человека проходит под девизом: “Что хочу, то и делаю?” Что ограничивает поведение человека?
2. Работа по содержанию отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
- О каких социальных нормах идет речь в отрывке? Какие другие социальные нормы вам известны?

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха,  Что такое хорошо и что такое плохо?...  У меня секретов нет, слушайте детишки. Папы этого ответ помещаю в книжке. Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку,  Я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом! –
Этот мальчик так хорош, загляденье просто!
Если ты порвал подряд книжицу и мячик,
Октябрята говорят: плоховатый мальчик.
Составление кластера «Социальные нормы»
















Делаем вывод: каково назначение социальных норм в обществе?
3. Кластер «Социальный контроль»

















- Нарушение социальных норм называется отклоняющимся (девиантным) поведением.
4. Самостоятельная работа с учебником. Выписать определение и признаки девиантного поведения.
5. Решение ситуативных задач.
Указать в каком случае речь идет о девиантном поведении.
Гражданин Н. проехал в автобусе, не оплатив проезд.
Вступающие в брак отказались венчаться в церкви.
Ученица вошла в класс и не поздоровалась с одноклассниками.
Гражданин К. переходил дорогу на красный сигнал светофора.
Гражданин Р. решил встретить Новый год по лунному календарю.
- Каковы причины девиантного поведения?
- Проанализируйте высказывание Толстого Л. Н.: “Если бедность мать преступлений, то недостаток ума их отец”. Какую причину называет Толстой?
- В чем состоит опасность отклоняющегося поведения для общества, для человека, для государства?
- Общество не остается равнодушным к нарушениям социальных норм.
Формальные санкции - наказания, назначаемые официальными органами или предусмотренные законами.
Неформальные санкции - публичное порицание со стороны общественного мнения.
Решение ситуативных задач.
1. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) формальные Б) неформальные
правительственная награда,
комплимент,
ученая степень,
аплодисменты,
улыбка,
лестные отзывы,
понижение в должности,
клевета.
2. Установить соответствие между видами санкций и их формами:
А) позитивные Б) негативные
дружеская похвала.
лишение специального права,
фельетон,
низложение с престола,
штраф,
вручение почетной грамоты.
IV. Закрепление полученных знаний
Приём "Телеграмма."
Очень кратко записать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Можно написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д
Домашнее задание:
§ 14. Задания 1 и 2 стр. 163














Санкции

Общественное мнение

Социальные нормы

Индивидуальное сознание

Самоконтроль