Конспект урока по обществознанию на тему Отклоняющееся и противоправное поведение(1 курс)

Тема: «Отклоняющееся и противоправное поведение»
Урок обществознания, 11 класс

Цель: способствование формированию представления о сущности девиантного поведения, его формах; определение особенностей делинквентного поведения, создание потребности активной борьбы с противоправным поведением.

Задачи:
Раскрыть сущность понятий «девиантное» и «делинквентное» поведение, развивать навыки анализа и логического мышления, создать условия формирования правовой культуры учащихся, содействовать созданию отрицательного отношения к преступлениям, алкоголизму и наркомании.

Основные понятия: девиантное поведение, делинквентное поведение, группа риска.

Ход урока

Организационный момент, постановка целей, задач, мотивация учащихся.

План изучения нового материала:
Что такое отклоняющееся (девиантное) поведение?
Формы отклоняющегося поведения.
Делинквентное поведение.

Что такое отклоняющееся (девиантное) поведение?
Учитель:
Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. С древних времен общество вырабатывало определенные нормы, образцы поведения, соблюдение которых было обязательным для всех его членов.
Записать в тетрадь:
Норма – правило поведения, образец.

Вопрос к классу:
Скажите, какими способами общество может регулировать поведение людей?

Учитель: общество выработало целую систему способов организации и регулирования отношений людей.
Записать в тетрадь:
Способы регулирования поведения:
дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
предписание – указание на требуемое действие.
запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

Записать в тетрадь:
Девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм; отдельные поступки или система поведения, не соответствующие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Вопрос к классу: попробуйте привести примеры разных видов девиантного поведения.

Записать в тетрадь:
Виды девиантного поведения:
негативное, деструктивное (от безбилетного проезда до убийства),
позитивное, одобряемым обществом (поведение национальных героев, выступления выдающихся артистов, спортсменов, деятельность ученых, политиков и т. д.)

Вопрос к классу: попробуйте сформулировать причины девиантного поведения

Записать в тетрадь:
Причины отклоняющегося поведения:
биологические особенности;
умственные дефекты (слабоумие, психопатия);
кризис в обществе, переходный этап развития государства;
конфликты между господствующей культурой и субкультурой (скинхеды, готы);
правовая безграмотность

Формы отклоняющегося поведения.
Учитель:
Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком смысле девиант любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

А) Вопрос к классу: скажите, что такое алкоголизм?
Насколько острой является проблема алкоголизации общества?
Как вы считаете, алкоголизм излечим?
Записать в тетрадь:
Алкоголизм – болезнь человеческого организма, развивающаяся в результате долгого, хронического употребления спиртных напитков.

Учитель: Алкоголизм характеризуется наркотической зависимостью от алкоголя, нарушением работы ЦНС, нарушением обмена веществ, развивающимся хроническим гепатитом и циррозом печени

Сообщение ученика: об алкоголе
Алкогольные напитки были известны еще в Древней Руси. Они изготовлялись из меда и хлебных продуктов, содержали небольшое количество алкоголя, были очень дороги. Они употреблялись по праздникам богатыми людьми. В Древнем Риме употребление вина разрешалось лишь с 13 лет. В Россию водку завезли в XVI веке итальянцы. Первоначально ее использовали в лечебных целях. Спустя сто лет этот напиток распространился на массы людей. В результате, многолетних исследований ученые установили, что алкоголь, попадая в головной мозг снимает напряжение, подавляет чувство тревоги, страха. Центры положительных эмоций, на которые действует алкоголь, расположены в подкорковом образовании головного мозга гипоталамусе. Он мал по размерам, но жизненно важен, являясь связующим звеном между системами и органами, обеспечивающими жизненные процессы, с одной стороны, и психикой с другой. Пробуждение центров гипоталамуса (питания, жажды, отсюда и других потребностей организма) является основой мотивации наших поступков. Без гипоталамуса мотивации невозможны. У тех, кто увлекается спиртными напитками, часть нервных клеток гипоталамуса как бы превращается в приобретенный центр алкоголизма, для деятельности которого необходим алкоголь.
Учитель:
Несколько фактов об алкоголе:
алкоголь сохраняется в организме человека 2 недели. Из крови спирт исчезает через 5-12 часов. Дольше всего он остается в коре головного мозга.
алкоголь увеличивает вред от никотина и других ядовитых веществ.
алкоголь в крови нарушает доступ кислорода к клеткам головного мозга, постепенно начинает развиваться алкогольное слабоумие.
от алкоголизма нельзя вылечиться, можно только перестать пить.
у большинства алкоголиков больны печень и почки.
жизнь алкоголика короче средней человеческой на 15-20 лет.
частой причиной смерти алкоголиков является сердечная или мозговая катастрофа (остановка сердца, отек мозга).
подростку требуется не более 2-3 лет регулярных выпивок, чтобы стать алкоголиком
90% хронических алкоголиков – это люди, которые привыкли к систематическому употреблению алкоголя до 18 лет.
«Алкогольный синдром плода» - нарушения, с которыми рождаются дети у матерей-алкоголичек. Это врожденные уродства, недоразвитие различных отделов мозга, умственная отсталость.

Вопрос к классу: какие выводы можно сделать на основании представленных фактов?

Б) Учитель: острой проблемой в нашей стране в последнее время стало употребление курительных смесей, как вы думаете, в чем опасность их употребления?

Записать в тетрадь:
Курение – употребление табака.

Учитель:
После Второй мировой войны вошло в моду курение. Курить в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 году медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Общественное мнение резко изменилось: в СМИ развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и престиж, например, в США курильщиков не принимают на некоторые работы. В Европе введены запреты на курение в общественных местах в кафе, офисах, на заводах и фабриках, в ресторанах, на пляжах (Австралия). В королевстве Бутан впервые в мире введен полный запрет на курение. Размер штрафа превышает годовой доход среднего бутанца.

Просмотр видеороликов о вреде курения.

Сообщение ученика:
Несколько фактов о курении:
каждая выкуренная сигарета стоит курящему 15 минут жизни.
злостные курильщики заболевают раком легких в 30 раз чаще, чем некурящие.
средний возраст умерших от сердечных приступов – 67 лет, а у курильщиков – 47.
в семье, где курили родители, курят 67% мальчиков и 78% девочек.
пассивное курение (вдыхание дыма) опасно. Американские ученые установили, что среди всех, кто погиб от пассивного курения, половину составили дети до 15 лет и не родившиеся дети.
за год в мире выкуривается примерно 100 млрд. сигарет.
по темпам прироста употребления табака Россия вышла на первое место в мире.

Вопрос к классу: почему, в последнее время в нашей стране увеличивается число курильщиков?
Как вы считаете, меры, предпринимаемые в нашей стране по борьбе с курением, являются реально действенными? Почему?

В) Учитель: Токсикомания – вдыхание различных химикатов: клея, ацетона и других средств бытовой химии (определение в тетрадь)
Вопрос к классу: Как, вы считаете, почему обсуждается сегодня проблема токсикомании?

Учитель:
Из периодической печати
вернувшись с работы, мать нашла своего несовершеннолетнего сына мертвым. На лицо подростка был натянут полиэтиленовый пакет.
Несколько подростков нашли газ, обладающий токсическим действием, накрылись полотном, надышались и погибли.

Учитель: Токсические вещества напрямую убивают клетки головного мозга. В результате теряется воля, ориентация в пространстве, начинают преследовать кошмары, в короткий срок развивается слабоумие. Срок развития заболевания зависит от употребляемого вещества: от 1-2 недель до 1 -1,5 месяцев. Токсикомания – болезнь, практически неизлечимая!

Г) Учитель: Еще одной формой девиантного поведения является наркомания.
Вопрос к классу:
Скажите, почему проблема наркомании – одна из глобальных проблем для человечества?
Правильно ли поступает правительство тех стран, где легализирована продажа, так называемых «слабых» наркотиков?

Наркомания – заболевание, возникающее в результате злоупотребления наркотическими средствами, выражается постоянной и все возрастающей потребностью в их употреблении (определение в тетрадь)

Учитель: О наркомании.
Наркотические средства использовались нашими предками для проведения религиозных, увеселительных и медицинских мероприятий. Геродот описал курение специальных трав скифами. Знаменитый римский естествоиспытатель Плиний, современник императора Нерона, не только перечислил одурманивающие растения, но и указал на их вред для здоровья человека. В нашу страну наркотики были завезены из Китая и Средней Азии с лечебными целями. Психическая зависимость от наркотоксических веществ формируется быстро.

Вопрос к классу: попробуйте сформулировать причины употребления наркотиков

Записать в тетрадь:
Причины наркомании:
нестабильность в обществе;
неблагополучие в семье,
бездуховность родителей.
десоциализация.
любопытство.
влияние компании, друзей.
криминализация общества

Учитель:
Несколько фактов о наркомании:
от начала употребления наркотических средств наркоман живет лишь 7-8 лет (иногда 10-12).
каждые 10-12 часов наркоман испытывает непреодолимое желание употребить наркотик.
под влиянием наркотиков люди могут не спать 5-6 суток
при кокаиновой наркомании – возникает ощущение инородных и одушевленных предметов под кожей.
у наркоманов развиваются заболевания сердечно-сосудистой системы, желудка, почек, печени, легких; на коже развиваются гнойные раны, язык покрывается трещинами.
наркоманы – становятся носителями и переносчиками гепатита, ВИЧ, СПИДа.
человек, находясь в наркотическом угаре, совершает преступления.
дети у родителей наркоманов страдают врожденными уродствами.
передозировка наркотиков – приводит к смерти.
Наркотики – это тупик, уход от реальности, путь в никуда.

Учитель:
Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Алкоголизм и наркомания типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, девиация. Но убийство другого человека преступление.
Итак, под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название делинквентное (буквально преступное) поведение.

Делинквентное поведение.
Учитель:
Делинквентное поведение – преступное поведение, согласно законам данного государства. (определение в тетрадь)
Учитель:
Девиантное поведение относительно, т.к. имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Преступление – общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания (определение в тетрадь)

Вопрос к классу: Как вы считаете, какие группы населения более всего склонны к девиантному поведению? Почему?

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки, группами риска (определение в тетрадь). К ним относится, в частности, молодежь. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие недостаточной социальной зрелости он, как правило, еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Социологи установили, что человек тем больше усваивает образцы отклоняющегося, девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.

Поведение человека в обществе может носить девиантный характер. Особую опасность составляют преступные деяния (делинквентное поведение), которые наносят вред человеку, обществу, государству. Самой опасной и податливой к девиации группой является молодежь.

Д/з: § 32, ответить на вопросы, составить проекты по теме: «Нет - наркотикам», «Я – выбираю жизнь!» и т.д.







15