Из опыта работы Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках русского языка и литературы
(в рамках месячника «Патриотическое воспитание»)
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н.А.Некрасов
Подготовила Баудинова Г.С., учитель русского языка и литературы

Не подлежит сомнению, что в современной школе наиболее актуальными являются задачи воспитания молодых граждан России. Сегодня в основополагающих государственных документах, определяющих направления развития и совершенствования общего образования, задачи воспитания гражданина выдвинуты на первый план. В стандарте основного общего образования по русскому языку первой целью изучения русского языка в школе является:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности… (Из «Стандарта» по русскому языку)
В стандарте основного общего образования по литературе также говорится о том, что целью изучения литературы в школе является
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры… (Из «Стандарта» по литературе)
Поэтому нам необходима систематическая работа в указанном направлении.
Между тем именно от роста сознательности и социальной активности граждан России, особенно молодежи, в значительной степени зависит формирование в нашей стране гражданского общества и правового государства.
Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
К сожалению, существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут хорошими. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, — таковы типичные ошибки в подходе к решению задач гражданского воспитания. Но, как показала практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.
Только слово, окрашенное искренним чувством, и вызывающее ответное чувство, может дать необходимый воспитательный результат.
Вспомним, именно о таком слове писал поэт В. Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Патриотическое и гражданское воспитания на уроках русского языка
« Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...», - писал К.Д.Ушинский. С этим нельзя не согласиться. Поэтому огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.
Русский язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания.
В содержании предмета два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели: во-первых, это «Общие сведения о языке», во-вторых, дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения;
3. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.
Планируя учебный материал, одновременно решаю и эти воспитательные задачи, чему способствуют дидактические материалы, тексты диктантов, изложений, сочинений, таких, как: «Наш герб», «Наш флаг», «Слово о России», «Юные герои войны», «Этих дней не смолкнет слава», «Первый солдат в русской истории», «Первый русский генералиссимус» и другие, такие работы помогают выпускникам, приводить аргументы, выразить свою и авторскую позиции в экзаменационных сочинениях.
В процессе проведения обучающих диктантов, мини-изложений предлагаю определить тему текста, акцентирую внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность и должны быть отражены в составлении предложений и текста, например:
- Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?
- Что помогло героям стойко выдержать фашистские пытки?
- Смогли бы вы поступить также?
Военно-патриотическое воспитание на уроках русского языка в силу специфики нашего предмета реализуется в основном в результате деятельности учителя. Поэтому важно специально на уроке создавать ситуации, позволяющие обратить внимание детей на нужные факты, события, которые можно использовать в воспитательных целях.
Патриотическое и гражданское воспитания
на уроках литературы
Литература несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию школьников, хотя нет секрета в том, если скажу, что стремительно растет цифра нечитающих. Поэтому моя задача на уроках русского языка и литературы, классных часах прививать интерес к чтению, доносить до сознания детей, что это важно, что они обладают огромным наследием. Наряду с изучением биографий и творчества известных писателей и поэтов отечественной и зарубежной литературы, исторических деятелей, акцентирую внимание ребят на региональную литературу, т.е. творчество ставропольских писателей и поэтов, например, А.Т.Губин «Молоко волчицы», отражение малой родины в лирике И.В.Кашпурова, поэзия В.Г.Гнеушева и др.. Их творчество отражает историю развития нашей страны и ее культуры, долгий и трудный путь народа к утверждению своей самобытности, ребята внимательно слушают, дополняя индивидуальной информацией. Меня, как учителя, конечно, радует, что некоторые из них читают, высказывают свою позицию.
Знакомить обучающихся с нашей оборонной литературой, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и продолжая произведениями о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), помогает история. Недаром эти две дисциплины – литература и история дополняют друг друга.
Тексты художественных произведений и публицистики, работа над семантикой общественно-политических слов, написание докладов, рефераты, диспуты, дискуссии. Письменные работы дают возможность учителю судить о влиянии изучаемых произведений на формирование чувств патриотизма и гражданственности. Учащимся дают возможность глубже осознать свои взгляды и суждения, найти обоснования им, создать более или менее стройную систему представлений о важнейших жизненных проблемах и ситуациях, возможность выразить свои мысли о Родине, о ее сложном пути и о людях, которые мужественно и стойко переносили все тяготы и не сошли с него. Ученики постепенно взрослеют и осознают себя сопричастными этому пути. Так происходит рождение патриота.
Рассмотрим фрагмент урока литературы.
Тема: «Что такое любовь к Родине?» на материале стихотворений:
Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Одна из целей урока:
*Воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов;
На уроке использовались:
1. Портреты поэтов.
2. Высказывания различных авторов о Родине.
3. Фрагменты видеофильма о А.А. Блоке.
4. Репродукции картин русских художников.
В ходе урока обсуждались следующие вопросы:
- Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве?
Проблемная ситуация урока заключалась в следующем:
- Есть две точки зрения: первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Далее работа проводилась следующим образом:
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине:
Нет места милее родного дома.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека.
Самое лучшее предназначение есть защищать отечество.
Державин.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Байрон.
и другие. В ходе этой работы дети приходят к выводу, что любовь к родине во все времена ценилась очень высоко и ставилась во главу угла в личности любого человека. Далее -
2. Работа с текстами художественных произведений. Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…».
В ходе анализа стихотворений учащиеся приходят к выводу, что для поэта Родина – это место на земле, где он родился, вырос. Он неразрывно связан с Родиной и невозможно разорвать эту связь и не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее, так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной. Любимой своей Россией.
Заканчивается урок письменной творческой работой «Что для меня любовь к родине», в которой учащиеся высказывают свои мысли и чувства, свое отношение к поставленной проблеме. Надо сказать, что ни один ученик не поддержал вторую точку зрения - родина там, где сытно, дешево и удобно. Все писали о любви к своей родине. О любви к малой родине, к родному краю. Основную мысль этих письменных работ можно передать словами Сенеки: «Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя».
Наверное, нельзя сказать, что дети, выйдя с урока, сразу же стали истинными патриотами, но если он оставил хоть небольшой след в их душе, то урок достиг своей цели.
В заключение хочется подчеркнуть, что дискуссии о необходимости гражданского и патриотического воспитания детей и подростков то затухают, то разгораются вновь. А время неумолимо быстротечно и не позволяет медлить. Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в их головы самые важные мысли...
Успеть познакомить своих питомцев с богатством и разнообразием русского языка. Успеть привить любовь к родной природе, родным местам. Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.
Успеть сформировать самые сокровенные качества личности
- патриотизм и гражданственность.