Статья на тему: Воспитание основ патриотизма через приобщение к спорту.


Инструктор по физической культуре
Сивакова О.К.Воспитание основ патриотизма через приобщение к спорту.
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных соревнований и развлечений. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
В нём отражены такие мероприятия, как
День знаний
«Знатоки дорожных правил»
«Пожарные на учениях»
«Зимние забавы»
«С папой мы сильнее всех»
«Масленица»
День космонавтики
День Победы
День защиты детей
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В этих праздниках принимают участие не только дети, но и родители.
Задачи, поставленные перед коллективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение праздников: «Знатоки дорожных правил» (посвященного ПДД), «С папой мы сильнее всех» (посвященного Дню защитника Отечества), «Пожарные на учении». На которых совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями нашей Родины осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Зимние забавы» и «Масленица».
3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню защитника Отечества и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.
Таким образом, двигательная активность и физическое развитие – основа для формирования духовно – нравственных качеств у дошкольников. Это происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально - художественной и других видов детской деятельности.