Работа ОУ по формированию гражданственности через изучение краеведческого материала

Елена Геннадьевна Шабалина,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ № 43

Работа ОУ по формированию гражданственности через изучение краеведческого материала
История страны начинается с истории малой родины. Но и это понятие достаточно широкое. Это и история семьи, и история дома, и история того места, где ты родился и живёшь.
«Человек, не знающий истории своей страны, - дикарь», - писал Константин Паустовский. И это действительно так, потому что «как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во вне и какими бы волнами ни лилась через край, - она не полна, если не усвоит в своё содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества» (В.Г.Белинский). Нельзя жить оторванным от своего народа. Нельзя понять настоящее, не зная своего прошлого и прошлого своей страны.
Не всегда подросткам интересна история родного края. Как же сделать так, чтобы наши дети не только с удовольствием получали знания по истории родного края, но и сами участвовали в поисковой деятельности?
Сегодня в иркутских школах достаточно часов на изучение и литературы, и истории, и географии родного края: «Литература Восточной Сибири» (5-6 класс), «География Иркутской области» (8-9 класс), «История Иркутской области» (10-11 класс), «Байкаловедение» (5-6 класс).
Казалось бы, что ещё нужно для того, чтобы дети узнали всё о своём родном крае?
Введение в программу курса «Литература Восточной Сибири» призвано решить следующие задачи:
Воспитание духовно развитой личности
Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры
Решение задач литературного образования (произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова)
Работая по программе «География Иркутской области» мы формируем представление обучающихся о местоположении края, его природных ресурсах, затрагиваем вопросы экологии и экономического развития региона.
На уроках истории Иркутской области вместе с учителем подростки узнают историю региона с древнейших времён до наших дней. Останавливаются на основных вехах в развитии области.
Большую роль в формировании не только чувства любви к родному краю, но и чувства ответственности за то, что нас окружает, играет новый предмет «Байкаловедение». Но «нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека» (К.Роджерс).
И вот в образовательной программе школы появляется новый предмет – «Иркутсковедение». Но это опять учебный предмет, требующий сидения за партой. И пусть формы проведения уроков будут разнообразными, нестандартными, с привлечением специалистов-краеведов, но это всё равно урочная система. Да и иначе нельзя выполнить тот объём, который предусмотрен программой. Например, 2 полугодие 7 класса предполагает практически еженедельные экскурсии по городу. Возможно, ОУ, расположенные в центре города, могут позволить себе такую роскошь. А как быть отдалённым школам? Ведь даже просто посещение музея занимает у нас 3 и более часов. А после экскурсии дети должны высидеть ещё 5-6 уроков. Вот и получается, что мы проводим экскурсии, но виртуальные, т.е. опять сидя за партой.
Но ведь, сидя за партой, всё равно не узнаешь родного края так, как можно узнать, побывав в тех местах, о которых читаешь, встретившись с очевидцами событий или просто прикоснувшись пусть даже к камню, который хранит память.
Именно поэтому встал вопрос о создании программы, основным содержанием которой должно было стать
Создание условий для выявления и сохранения культурного наследия посёлка Авиастроителей
Формирование гражданского сознания подрастающего поколения
Социализация школьников и формирование активной жизненной позиции.
И назвали мы эту программу «Иннокентьевские горизонты», уже самим названием определив широту диапазона и объект исследования.
Какие же задачи решаем мы, претворяя в жизнь данный проект?
Формирование гражданской позиции подростков
Развитие чувства любви к родине
Выявление и сохранение культурного наследия посёлка Авиастроителей
Привлечение внимания подростков к культурному наследию малой родины
Развитие творческого потенциала школьников.
В работе нам не обойтись без партнёров, поэтому были заключены договоры о совместной деятельности с различными структурами:
Редакция газеты «Иркутский Авиастроитель»
Совет ветеранов ИАЗ
Музей истории ИАЗ
Детская библиотека № 19 имени В.П.Стародумова
Профсоюзная библиотека ИАЗ
Библиотека № 5 ЦБС г.Иркутска
Центр «Наследие», филиал библиотеки № 5
Дом детского творчества № 5
Литературное объединение «Парус».
Так как программа краеведческой направленности, то основными направлениями деятельности стали следующие:
Историческое краеведение
Литературное наследие
Культурное наследие
«Люди нашего посёлка» (клуб интересных встреч)
«Иннокентьевские звёздочки»
Школа юных экскурсоводов
Для каждого направления определены цель деятельности и формы работы по достижению поставленной цели:
История школы в истории страны
Цель деятельности:
организация деятельности по созданию школьного музея и сбору фактического материала для музейных выставок
Формы работы:
сбор фактического материала
организация встреч с выпускниками школы разных лет
организация выставок
оказание помощи ветеранам педагогического труда
создание базы данных на выпускников школы
Историческое краеведение
Цель деятельности:
изучение истории поселка Иннокентьевский с момента его создания до наших дней
Формы работы:
организация выставок, лекций, встреч с интересными людьми
проведение научно-практических конференций, участие в НПК разного уровня
Работа Школы юных экскурсоводов
Клуб интересных встреч «Люди нашего поселка»
Цель деятельности:
Знакомство с людьми, оставившими след в истории посёлка
Формы работы:
организация встреч с жителями поселка Авиастроителей с целью выявления и сохранения культурного наследия и формирования гражданской позиции подрастающего поколения на примерах жизни и деятельности жителей нашего поселка
Творческая группа «Иннокентьевские звездочки»
Цель деятельности:
выявление и развитие творческих способностей школьников
Формы работы:
совместная деятельность с писательским объединением «Парус»
проведение творческих конкурсов
Работа Школы юных экскурсоводов
Цель деятельности:
развитие навыков ведения экскурсий и отбора материалов для них
Формы работы:
отбор и обработка материала
составление маршрута экскурсии
наложение фактического материала на маршрут экскурсии
Проведение виртуальной и очной экскурсии
Как же реализуется данная программа в нашем ОУ?
Работая по данной программе, мы собрали богатый материал по истории посёлка, школы, организовали встречи с поэтами, писателями, членами творческого объединения «Парус», старожилами Иркутска -2, работниками Иркутского авиационного завода.
С удовольствием приняли участие ребята в мега-проектах в рамках реализации программы: «История семьи в истории войны», «Моя семья», «Улицы города рассказывают», «История старой фотографии», «Они учились в нашей школе», «Люди нашего посёлка», «О чём рассказал памятник (мемориальная доска)».
Традиционным стало ежегодное проведение в школе научно-практической конференции «Иннокентьевские горизонты». Работы, отобранные жюри, выставляются на научно-практические конференции разного уровня.
Только в этом учебном году мы приняли участие в муниципальных НПК «Мой город», «Иркутск многонациональный» (1 место), «С Иркутском связанные судьбы» (1 место); заняли 2 место в городском конкурсе исследовательских проектов «По писательским улицам города Иркутска»; две работы об иркутских писателях отправлены на областную НПК, посвящённую 75-летию Иркутской области; в международной НПК «Эврика» обучающиеся заняли два 2 места, имеем 5 вторых мест в российском конкурсе эссе «Личность в истории», 12 призовых мест в российском дистанционном конкурсе сочинений «Люблю тебя, мой край родной».
И за всем этим большая работа всего педагогического коллектива.
«Необходимо – для полноты ощущения жизни, то есть для счастья – учить детей «большой любви» - к родине, к нации, к человечеству, доверию к силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только всё это способно создать органическое уважение к человеку, к личности», - писал Максим Горький. И я уверена, что наша программа вполне соответствует этому.

15