Статья Использование ИКТ в проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС


Туркова Г.Н.
«Использование ИКТ в проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
Используя проектный метод, я смогу реализовывать главные принципы и подходы к построению образовательного процесса в школе в соответствии с ФГОС.
Освоив метод проектов, я буду активно использовать в практике и другие педагогические технологии.
Метод проектов тесно связан и пересекается с другими педагогическими технологиями (технологии проблемного обучения, развивающего обучения, исследовательской, обучение в сотрудничестве). Созданный и реализованный мною проект, может принять участие в конкурсах краевого, федерального и международного уровней.
Проектирование подстегнёт меня к применению новых форм, методов и приёмов в работе с детьми.
Освоив метод проектов, я повышу свою компьютерную грамотность, узнаю о новых возможностях использования Интернет в образовательных целях.
Метод проектов может помочь раскрыть творческий потенциал, повысить желание работать творчески, узнавать новое, идти в ногу со временем и не расслабляться.
Учебный проект или исследование для ребенка — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит ребёнку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Итак, что же такое проектная деятельность?
Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, педагог «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность.
В методической литературе можно встретить разные трактовки понятия «метод проектов». Разберёмся в понятиях. Обратимся к глоссарию.
«Метод проектов». Что такое метод? Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания.
Что такое проект? Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального продукта (это буквально «Брошенный вперед»)

В основе любого проекта, в котором участвует ребёнок, должна лежать проблема (практическая задача), для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты этого поиска обобщаются и объединяются в одно целое.
Таким образом, метод проектов – это система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают самостоятельно в процессе детальной разработки сложной проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом
В практике современных образовательных учреждений используют различные типы проектов. Это –практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые проекты.
Когда я впервые познакомилась с проектной деятельностью, у меня сразу закралось сомнение, возник вопрос: доступно ли будет это моим ученикам? Готовы ли они к такой мыслительной деятельности? Возможно ли всё это в начальной школе? Оказалось, что Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы школьников на данном этапе.
Рассмотрим особенности проектной деятельности в разных возрастных группах.
В первом классе проходит подготовка к проектной деятельности. В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.  Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или модель, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
С чего начинается любой проект? С подготовительной работы. Приступая к работе, ученики должны владеть «стартовым» набором знаний, умений и навыков, необходимых для участия в проекте, необходимо доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первый тренировочный проект организовала в форме игры. Я объясняю юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.
Чтобы дети могли следить за продвижением работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта». Работая с детьми на данном этапе, выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях.
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету. После того как газеты были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы
Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы. На уроках можно также проводить такую подготовку. Это включение в урок проблемных ситуаций, постановка цели урока совместно с учащимися.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Бывают неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными идеями». Во втором классе учащиеся учатся  составлению общего плана действий по выполнению проекта.
Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах.  Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление.  Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.
В третьем и четвёртом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся планируют, обдумывают тему, ищут материал по теме, учатся самооценке и рефлексии своей деятельности. Средствами и приемами проектно-исследовательской деятельности можно сформировать практически все виды УУД, заложенные в стандартах.
Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для ребёнка. То есть в основе каждого проекта лежит личностно значимая для ребёнка проблема. От мотивации мы и отталкиваемся, инициируя деятельность ученика.
Как же я работаю над проектами? Работу делю на несколько этапов.
1. Подготовка: а) определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта; б) делим учащихся на группы.
2. Планирование: а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.
Для этого ребятам  необходимо: Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать важную информацию, которую узнали из книг, газет и журналов. Спросить у других людей. Записать интересную информацию, полученную от других людей. Просмотреть телематериалы. Записать то необычное, что узнали из фильмов. Использовать Интернет. Записать то новое, что узнали с помощью компьютера.
б) Определяем способы представления результатов; (доклад, сценарий, книга, презентация, рисунок, поделка, газета)Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Так, ученики формулируют проблему;
б) выдвигают гипотезы решения проблемы;
в) выбирают методы исследования.
г) анализируют информацию и формулируют выводы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, альбом, журнал и др.; конкретный результат, готовый к внедрению.

Презентация или отчёт (проходит на школьной проектной неделе, родительском собрании,  на классном часе, перед общественностью).       После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Как можно вызвать устойчивый интерес к проектной деятельности? Использование образовательных средств информационных технологий помогает организовать работу на разных этапах проектной деятельности, возможности компьютерных технологий здесь очень велики. Приведу конкретные примеры использования компьютера в ходе работы над проектом. В процессе поиска нужной информации могут быть задействованы различные источники, в том числе ресурсы Интернет, диски-энциклопедии, переписка по электронной почте, тематические форумы и т.д. Компьютер с проектором и экраном, интерактивной доской может быть использован для представления результатов проектной деятельности, для организации демонстрационного показа (компьютерное моделирование).

Отмечу, что многие дети очень быстро втягиваются в работу над созданием проектов с использованием ИКТ, некоторые с большим трудом, но интерес не пропадает ни у кого, т. к. работа персональная, каждый ребенок видит свой результат. Дети самостоятельно подбирают иллюстрации к работе пользуясь графическим редактором, находят дополнительный материал в библиотеках, самостоятельно печатают находки в текстовом редакторе, сохраняют полученную информацию.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
К личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
К предметным результатам обучающихся относятся освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Обобщенный результат освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Играя в LEGO, ученики начальных классов (в основном 1 -классники)- учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Когда детишки становятся постарше (2-4 классы), они переходят к работе с кубиками LEGO. Тут есть не только машинки, человечки и кирпичики, но и дороги, больницы, фермы и аквапарки, дикие и домашние животные, рабочие и служащие, пожарные и спасатели. Постепенное знакомство с кубиками LEGO, от простых моделей к более сложным, дети увлечены и ждут с каждым разом чудо. И наконец, чудо появляется – простая модель машинки вдруг начинает двигаться. Привычные машинки, модели роботы, становятся для них управляемые., тем самым завлекаем детей в этот удивительный мир программирования.
Один конструктор рассчитана на 2-3 человека. При большем количестве теряется «изюминка» занятий – я сам. Вариант для решения данной проблемы – разделит детей на конструкторов и программистов. Сегодня одни собирают – другие строят, завтра наоборот.
Области использования ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности • Начальная школа Дети лучше всего учатся в игре. Умный конструктор наглядное пособие при изучении предметов в начальной школе. ПРОЕКТ
Путешествие по Лего стране.
Проект предназначен для учащихся 2-х классов, которые будут знакомиться с Лего технологиями. Проект объединяет окружающий мир, технологию и информатику, обучает учащихся работе с компьютером, поиску информации в сети Интернет и в справочной литературе. Проект рассчитан на 8 занятий. Продуктами проектной деятельности является презентация, буклет, собранные модели Лего, компьютерные программы.
В результате выполнения проекта у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.
Развитие творческих способностей и логического мышления, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, изучение понятий конструкции и ее основных свойств, навык взаимодействия в группе, умение довести решение задачи до работающей модели.
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
- личностные: сформируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, научатся ставить цель и последовательно к ней идти, работать в коллективе и контролировать действия партнера.- метапредметные: ученики научатся использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного фактического и иллюстративного материала и в процессе создания моделей Лего.
- предметные: ученики овладеют навыками моделирования Лего, научатся определять пространственное расположение деталей, будут уметь спланировать модель и собрать ее, учащихся знакомятся с основами алгоритмизации и программирования, учатся планировать поведение робота, конструировать программы для робота в компьютерной среде Lego WEDO и тестировать поведение робота, работающего по программе.
Основополагающий вопрос Жители Лего города – кто они?
Проблемные вопросы учебной темы Как появилось Лего?
Для кого этот конструктор: для мальчиков или для девочек?
С Лего можно только играть?
Можно ли оживить Лего?
Учебные вопросы Кто изобрел Лего?
Почему у Лего такое название?
Как раньше выглядел Лего?
Существуют ли Лего города?
По-какому Лего городу ты хотел бы попутешествовать?
Каких героев Лего вы знаете?
Кто твой любимый герой Лего?
Чтобы ты хотел построить из Лего?
Кто управляет роботом?
Как программы попадают в компьютер?
До работы над проектом Ученики работают над проектом и выполняют задания После завершения работы над проектом
Мозговой штурм, Викторина,мультфильм.
Маршрутный лист проекта, листы планирования в группах(план проекта)
Интервьюирование в командах
Тестирование в командах.
Защита проекта
ЗИУ
Таблица ЗИУ - учащимся предлагается заполнить таблицу, где можно проверить их первоначальные знания и умения по данной теме. Эту таблицу необходимо заполнить и в конце проекта.
Постановка вопросов и мозговой штурм – для выявления интересов и опыта самих учащихся. Это помогает учителю оценить первоначальные знания учащихся и скорректировать план мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся и определить темы исследований учащихся.
Маршрутный лист проекта – для того, чтобы учащиеся видели свои этапы продвижения по выполнению проекта.
Самооценка проводится для оценивания промежуточных результатов труда учащихся
Защита проектов – на последнем уроке по проекту учащиеся представляют свои творческие работы , модели ЛЕГО, буклеты и презентации.
Рефлексия – проводится коллективное обсуждение достоинств и недостатков проектов.
. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микро группах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть личностно значима для ребенка.
1.Опеделяем тему, цель, выдвигаем гипотезы данного проекта.
2 Делим учащихся на группы.
3.Определяем источники информации, собираем и анализируем информацию. Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта .Знать правила техники безопасности работы в компьютерном классе, владеть персональным компьютером на уровне пользователя, уметь работать в текстовом редакторе, программах создания презентаций и публикаций, владеть навыками работы в сети Интернет.
Учебные мероприятия
Определить тему, цель, задачи, триаду, обосновать актуальность, наметить план работы по проекту. Подготовить раздаточный материал, буклет, вводную презентацию. Для выявления уровня знаний по теме проекта подготовить тест (викторину, мультфильм. ТЕСТ кроссворд…).Рассказать о проекте, продемонстрировать презентации, огласить главный вопрос. В результате «мозгового штурма» определить проблемные вопросы. Распределить учащихся по группам, придумать название каждой из них и раздать проблемные вопросы. Распределить обязанности между участниками проекта. Познакомить с планом работы над проектом, формами исследования, способами оценивания работы над проектом. Обсудить темы исследования.
Познакомить с источниками информации, способами её поиска (библиотека, интернет - ресурсы, авторское право, способы цитирования) и анализа информации. Дать таблицу ЗИУ, провести мозговой штурм, организовать викторину, просмотр мультфильма. Раздать маршрутные листы. Провести тестирование в командах
Отчёт о проведённой работе. Защита проекта. Анализ и формирование выводов по данному проекту. Оценка проведённой работы.
Организовать презентацию итогов проекта. Наградить отличившихся учащихся дипломами. Продумать план работы над следующим проектом, на основе проведённого анализа, учитывая накопленный опыт. Ответить на главный вопрос проекта, который ставили перед детьми.
Маршрутный лист проекта (план проекта)
Интервьюирование в командах
Тестирование в командах
Дифференцированные задания, карточки-помощницы
Одаренный ученикУсложненные задания, дополнительные задания (собрать модель ЛЕГО без инструкции.)
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты), конструктор ЛЕГО, фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-,
Пригласить и организовать для успешного проведения проекта в другие /классы, эксперты, родители и т.д.)Лист планирования работы группы «Историки»
42729155969000Основополагающий вопрос: Кто живет в городе Lego?
Проблемные вопросы для исследования в группе
Кто придумал конструктор Lego?
Где жил создатель Лего?
Что означает слово Лего?
Всегда ли Лего был конструктором?
Когда появился конструктор Лего?
Гипотеза:
1. Предположим, что Лего всегда был пластмассовым конструктором.
-27495546926500Цели исследования: Научиться искать информацию в Интернете, подбирать материал по данной теме, использовать его в своих исследованиях, развивать навыки работы в группе.
Задачи:
Собрать информацию о создателе Лего.
Узнать что означает слово «Лего».
Что уже знаем:________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Что еще надо узнать, чтобы проверить гипотезу:
Когда был создан конструктор Лего?____________________________
Что можно использовать:
Источник информации / ресурс Вид информации
1. Интернет________________________________________
2. Библиотека________________________________________
3. Телевидение______________________________________
Какую консультацию и у кого мы можем получить:
1. _____________________________________________
3985895-33020002. _____________________________________________
Координатор в группе:________________________
Распределение обязанностей и план работы:
1 ученик,2 ученик – поиск информации
3 ученик,4 ученик – запись информации
5 ученик,6 ученик - оформление