Презентация по литературе к разделам Устное народное творчество. Древнерусская литература(7 класс)


Литература 7 классПрезентации к разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература».Автор: Денисьева Ольга Ивановна. Школа № 1908 г. Москвы. Читайте не торопясь. Без книг пуста жизнь. (Д.Бедный)Где есть поветрие на чтенье,В чести там грамота, перо;Где грамота, там просвещенье,Где просвещенье, там добро!(П.А. Вяземский) Собери пословицы и поговорки о книгахНачало пословицыКонец пословицы1Кто много читает2. С книгой жить3. Слово книжное есть4. Ум без книги как5. Не на пользу читать6. Книга- твой друг,7.Выбирай книгу так,8.Умнее книги9Книга счастье украшает1. свет дневной2. птица без крыл3. тот много знает4.век не тужить5. без нее как без рук6. коли только вершки хватать7. как выбираешь друга8. а в несчастье утешает9. не скажешь. Домашнее задание:Напишите сочинение по любой из предложенных в таблице пословице. Устное народное творчество Предания1. Что такое фольклор?2.Из какого языка заимствовано слово «Фольклор»?3.Что такое предания?4. Кто является героем преданий?5. О ком из государственных деятелей повествуют предания?6.Как передаются предания?7.Кто был родоначальником первой княжеской династии?8.Под каким еще именем известен царь Иван Грозный?9.Каким изображен Иван Грозный в преданиях?10. Каким навсегда остался в памяти народной царь Петр 1 ? Иван Грозный и его эпохаКакие черты и особенности эпохи правления Ивана Грозного нашли отражение в преданиях о нем? Предания в живописи Каким видит Петра 1 художник? Домашнее задание:Прочитать статью учебника о былинах. Былина «Вольга и Микула Селянинович» Характеристика героевВольгаМикула1.Социальный статус2.Портрет героя3. Возраст4. Особенности поведения5. Черты характера6.Как выражается отношение автора былины к герою?1. Социальный статус2. Портрет героя.3.Возраст.4. Особенности поведения5. Черты характера6. Как выражается отношение автора былины к герою? Сравнения в былинеУ оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются.У оратая глаза да ясна соколаА брови у него да черна соболяУ оратая сапожки зелен сафьян Богатыри земли русской Домашнее задание:Прочитать самостоятельно былину «Садко»Написать ответ на вопрос «Чем былина «Садко» отличается от былины «Вольга и Микула? В чем сходство героев двух былин?» «Заморские гости» Н.К. Рерих. Описание картины. Картина написана в 1901 годуСиняя гладь безмятежного моряРасписные варяжские суда (ладьи)Гордо вздымаются узорчатые парусаОткрывшиеся перед викингами далиРадостный перезвон ярких цветовКрасные и синие, голубые и золотисто- коричневые краски в украшении кораблей, одежде людей.Белизна легких облаков и крыльев чаек Гости, приехавшие посмотреть на Русь Великую.Люди минувших времен.За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти люди. Новгородский былинный цикл.Былина «Садко».Почему былина о купце Садко возникла именно в Новгороде?Чем новгородский былинный цикл отличается от киевского? Жизнь древнего Новгорода Крупный торговый порт Руси Проверка домашнего заданияНазовите черты характера Садко.Чем Садко напоминает нам героев былин Киевского цикла? Какой эпизод из былины «Садко» изображен на иллюстрации?Перескажите этот эпизод? Черты характера героя былиныЧесть-достойные уважения и гордости моральные качества человека и этические принципы личности Честный купец- заслуживающий уважения, безупречный, искренний, добросовестный Черты характера герояБлагородный-высоконравственный, честный и открытый.Достоинство-совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в себе. Черты характера герояХрабрость- решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностьюУкажи эпизоды былины, в которых герой проявляет это качество. Что объединяет героев-богатырей русских былинЧестность, достоинство, благородство, мужество, любовь к ближнему- черты, присущие защитнику земли Русской Защита Родной земли- главная тема русского фольклора Карело- финский эпос «Калевала»1. Что такое эпос?2. Когда сложился карело- финский эпос?3. В среде каких племен сложился карело- финский эпос?4. Что такое руны?5. Что такое «Эпопея»?6. Кто литературно обработал и записал карело- финский эпос?7. Кем он был по профессии?8. Сколько всего рун включает в себя «Калевала»?9. Какой мир предстает перед нами в карело- финском эпосе?10. Как называются северная и южная точка страны, описанной в эпосе? Герои эпоса «Песнь о Роланде»1. На каком языке написана «Песнь о Роланде»?2. Что означает слово «песнь»?3. В каком веке произошли события, упоминаемые в произведении?4.Когда появилась сама «Песнь о Роланде»?5. О чем поется в «Песне о Роланде»?6. Какой художественный прием лежит в основе композиции и системы образов?7. С каким средневековым эпосом сходен и какие различия имеет он со средневековым французским эпосом? Герой песни: «Каким мы его представляем?»- домашнее задание Пословицы и поговорки1.Пословица представляет собой законченное оценочное суждение2. Содержит суждение, делает поучительный вывод. Обобщает сказанное3. «Она щеголяет неожиданной и богатой рифмой, блещет созвучиями, складом и ладом речи» (М.А. РыбаковаНа примере любых пословиц докажите верность данных суждений.Поговорка представляет собой часть суждения, нечто недоговоренное. Недосказанное, незаконченное. Объясните смысл пословиц Объясните смысл пословиц Высказывания о пословицахЧто за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото! (А.С. Пушкин)Домашнее задание: напишите рассуждение, согласны ли вы с высказыванием поэта. Древнерусская литература Повесть временных лет1.Когда появилась древнерусская литература?2. Как называется один из основных жанров древнерусской литературы, который представляет собой сообщение, описание событий, погодную историческую запись событий? Вопросы3. Что означало слово «лето» в древнерусском языке? Повесть временных лет4.Кто является автором «Повести временных лет»?5. Когда и в каком монастыре была составлена «Повесть временных лет»? «Из похвалы князю Ярославу и книгам»1. Кто такой князь Ярослав?2. Что приносит великую пользу , по мнению автора летописи «Из похвалы…»?3. На какой путь наставляют нас книги, по мнению Ярослава? Вопросы4. Что обретаем мы от книжных слов, по мнению князя Ярослава?5.С чем автор отрывка сравнивает книги? выводы6. Что можно получить в результате прилежного поиска в книгах мудрости? Из «Поучения Владимира Мономаха» Особенности «Поучения…» «В дому своем не ленитесь» «Целыми днями трудитесь» Почитайте родителей своих! Странника обогрейте В бою не трусьте! Домашнее заданиеВыпишите из «Поучения…» выражения, которые можно назвать афоризмами. Как вы понимаете их смысл? Актуальны ли они в наши дни? «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Признаки сказки и жития1.Присутствуют волшебные помощники2. Прославляются святые, происходит идеализация образа.3.Есть традиционный зачин.4.Герои проявляют любовь к Богу, живут по заповедям.5. Есть описание детства святого6. Есть похвальное слово святым. Герои творят чудеса Продолжение:7. Герои разгадывают загадки.8. Герои необычно умирают, происходят посмертные чудеса.9. Используются постоянные эпитеты при описании героев и их жизни. Символика житияЗмея- зло (олицетворяет зависть, ярость, ненависть)Змееборчество- борьба со злом Мед-символОлицетворение высшей мудрости ХлебСимвол плоти Господней и самой Церкви как тела Христова ЗаяцДлинные уши зайца символизируют способность христианина внимать голосу небес собакаСимволическое обозначение великого подвига во имя веры ИглаНитка, обернутая вокруг этого предмета, символизирует согласие с Божьей волей БаняСимвол очищения от грехов Любовь как высшая нравственная ценность Любовь к Богу Любовь между мужчиной и женщиной Любовь к Родине Материнская любовь Роль древнерусской литературыПроизведения древнерусской литературы формировали в сознании читателя христианские морально- этические ценности: патриотизм ,любовь к Отечеству и родному очагу. Сочинение- рассуждениеТема: «Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?»Задание: оформить сочинение, четко ответив на поставленный вопрос, используя примеры из изученных произведений. Примерный план сочинения1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях древнерусской литературы?2. Что воспевают древние авторы в произведениях?3.Современное восприятие нравственных идеалов древнерусского человека.4. Значение древнерусской литературы. «Любите вотчину!» (Ярослав Мудрый»