Методическая разработка дополнительной образовательной программы Декоративно – прикладное искусство «Умелые ручки» (2 класс)


г. Азов, Ростовская область
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
города Азова
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ 13 г Азова
Приказ № 105-0 от 01 . 09. 2015г.
_________ / Черкесова Г.И./
Печать

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
2-а класс
(2015 – 2016 учебный год)
Количество часов 1 час в неделю, 35 часов в год
Составитель: ____Семенец Ольга Ивановна____ _____________ учитель: __технологии_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя) (область преподавания)
Программа разработана на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа кружка «Умелые руки» составлена на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного возраста 2 класс – 1 час в неделю 34 часа в год.
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- приказ «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( от 06.10.2009 № 373);
- письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования « (от 12.05.2011 № 03-296 )- постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
- на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
- приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015 – 2016 учебный год (приказ № 405 от 09.06.2015 г.):
- положение о структуре рабочей программы по внеурочной деятельности педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова;
- образовательная программа МБОУ СОШ № 13;
- учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2015-2016 уч.год ( приказ № 105-о от 01.09.2015г.)
     Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1, 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа кружка «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей родуктивной творческой деятельности. Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.
Цели и задачи:
  Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Учебно-воспитательные задачи:
-развиваются интеллектуально-творческие способности, инициатива, самостоятельность;
-развивается познавательная активность учащихся;
-формируется творческий подход к выполнению учебно-трудовых заданий, стремление применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих.
Учитель может поставить те цели, которые считает нужными, применительно к условиям своего класса, кроме того, цели всех занятий-практикумов схожи:
-учить ребёнка самостоятельно анализировать предлагаемое изделие;
-закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
-закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда;
-развитие глазомера, координации движений.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчествапредполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативностидает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ведущие методические принципы:
1. Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
2. Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время занятий.
3. Принцип творчествапредполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
4. Принцип вариативностидает возможность развивать у учащихся вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
учащиеся могут знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

Планируемые результаты освоения программы.
Личностные универсальные учебные действия.
У учащегося будут сформированы:
интерес к художественно-творческой деятельности;
понимание чувств других людей;
первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия с инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
расширять свои представления об искусстве;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
читать простое схематическое изображение;
различать условные обозначения;
соотносить схематическое изображение с содержанием заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Данная программа направлена на развитие художественного творчества воспитанников. Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение;
выполнять работу со сверстниками;
воспринимать и учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
договариваться, приходить к общему решению;
проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ.
Формирование УУД,
Познавательные УУД
1. осознание роли искусства для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о искусстве, классификация видов искусства и ориентация в имеющихся средствах и технологиях создания объектов искусства;
2. практическое освоение обучающимися основ изобразительного искусства;
3. рациональное использование учебной и дополнительной информацией для проектирования и создания объектов искусства;
4. овладение художественными средствами и приемами графического изображения объектов ;5. формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам эстетического цикла в процессе изготовлении предметов изодеятельности;
6 .овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
7. умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
Коммуникативные УУД
3. Слушать и понимать других, действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; 4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, уметь анализировать произведения искусств;
5. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
6. участие в оформлении класса и школы.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать свои отношение к произведениям искусства, делать выводы.
2. Анализировать произведения искусств с культурологической точки зрения и общечеловеческих норм.
3. Сопоставлять различные виды искусств.
учащиеся могут знать:
название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
уметь:
правильно пользоваться ручными инструментами;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
выполнять работу, используя художественные материалы;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
Используемая литература:
ПросняковаТ.Н. Деревья: Энциклопедия технологий прикладного творчества. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011.
Проснякова Т.Н. Кошки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2009.
Проснякова Т.Н. Собаки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2012.
Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – Москва Санкт – Петербург: Полиграфиздат СОВА.
Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. – Санкт – Петербург: Издательский дом «Кристалл», 2013.
Смородкина О.Г. Оригами . – Москва Санкт – Петербург: Полиграфиздат СОВА, 2011.
Данкевич Е.В. Фенечки из бисера. – Москва Санкт – Петербург: Полиграфиздат СОВА, 2012.
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока Дата проведения Тема урока Содержание учебного материала Методы обучения Формы организации познавательной деятельности
(ФОПД) Используемые ЦОР Система контроля
1 2. 09 Вводное занятие. Знакомство с инструментами. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. частично-поисковый
пр.раб. Фронтальная,
индивидуальная Презентация Учительский контр
2 9.09 Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы. Знакомство с понятием «вертикаль» «горизонталь». исследоват. Фронтальная,
индивидуальная Презентация. образцы Текущ.
3-4 16.09 Аппликация из листьев и цветов. Бабочка Красота и разнообразие окружающего мира. Развитие наблюдательности. Сравнение по форме листьев, пропорции частей сложных форм. исследоват. Фронтальная,
индивидуальная Презентация. Образцы работ. Текущ.
с.контр
5 23.09 Плакат – поздравление « С днем учителя» Коллективная работа. Вырезание цветов по шаблону. Цветоведение. Объемная аппликация. частично-поисковый
пр.раб. коллективная Презентация. шаблоны Текущ.
с.контр
6-7 30.09
7.10 Знакомство с симметрией. Упражнение в вырезании. Симметрия в природе. «Золотая осень в парке».Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль. исследоват. иронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
8 14.10 Аппликация « Мухомор». РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Объмные формы. Отличие объемных форм от плоских. Объем, образ в трехмерном пространстве.. Образные, объемные формы в природе (пни, камни, коряги, сугробы и т.д.)частично-поисковый
пр.раб. Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
9 21.10 Аппликация «животный мир» Аппликация из различных природных материалов.Целостность формы. Сочетание различных природных фактур. Эмоциональное звучание природных материалов. исследоват. Фронтальная,
индивидуальная Презентация. Образцы работ Текущ.
с.контр
10 28.10 Пластилиновая мозайка. Фрукты
Поздравим маму. Открытка. Пластилинография. создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе использовать приёмыработы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Использование фрагментов мозаики. исследоват. Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
11-12 11.11
18.11 Поздравим маму. Открытка. Разнообразие украшений. Декор. Стилизация предметов природы. Вырезание цветов по шаблону. Цветоведение. Объемная аппликация. частично-поисковый
пр.раб. Фронтальная,
индивидуальная открытки Текущ.
с.контр
13 25.11 Аппликация из пуговиц. Деревья. Разнообразие украшений. Декор. Приемы композиции. Алгоритм пришивания пуговиц. Развитие пространственного мышления. Колорит. Стилизация природных форм. исследоват. Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
14 2.12 Динамическая открытка с аппликацией собачки Понятие «динамика» и «статика». Работа с шаблонами. Композиционное построение предметов на плоскости. Цветовое решение открытки. частично-поисковый
пр.раб. Фронтальная,
индивидуальная Презентация. Образцы работ Текущ.
с.контр
15-16 9.12
16.12 Аппликация: сказочные Дед мороз и снежинка. Симметричное вырезание предметов. Складывание геометрических форм (квадрата). Ось симметрии в предметах. Использование шаблона. Декор предметов. исследоват. Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
17-18 23.12
13.01 Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Аппликация на тему «зима». Многослойность бумаги. Разновидность бумаги. Прием мятой бумаги. Композиция. Колористическое решение. Исследоват Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
19 20.01 Моделированиеицветов из бумаги и проволоки. Приемы изготовления цветов из гофрированной бумаги. Алгоритм соединения частей цветка. Правила ТБ. Вырезание различных по форме листьев. Составление букета. частично-поисковый
пр.раб. Коллективная, индивидуальная Презентация. Образцы цветов Текущ.
с.контр
20 27.01 Орнамент из геометрических фигур. Пластинография. использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание; - планировать свою деятельность Исследоват Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
21-22 3.02
10.02 Забавные фигурки оригами различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Символы и обозначения оригами Исследоват Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
23 17.02 Поздравим папу. Открытка Три вида худ. Деятельности – изображение, конструирование и декорирование. Выбор композиции. Цветовое решение открытки Ритмическая организация пространства. частично-поисковый
пр.раб. Фронтальная,
индивидуальная Презентация. Образцы открыток Текущ.
с.контр
24 24.02 Поздравительная открытка к 8 МАРТА .Три вида худ. Деятельности – изображение, конструирование и декорирование. Выбор композиции. Цветовое решение открытки Ритмическая организация пространства исследоватФронтальная,
индивидуальная Презентация. открытки Текущ.
с.контр
25 2.03 Контраст. Черное и белое. Аппликация «Ночь. Домик в лесу». Графика. Средства выразительности в графики. Красота и разнообразие окружающего мира. Эстетическое восприятие природы. исследоватФронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
26 9.03 Аппликация «Мой котенок». Сравнение изображений котят. Разнообразие
Животного мира. Алгоритм выполнения работы. Приемы стилизации предметов. частично-поисковый Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
27-28 16.03
30.03 Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Знакомство с понятием «форма» сравнение по форме различных крыльев и выявление их геометрической основы. Приемы симметричного вырезания. исследоватФронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
29 6.04 Аппликация из круглых салфеток. Сравнение природных форм с геометрическими. Алгоритм выполнения работы. Роль фантазии при выполнении композиции из кругов. Исследоват Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
30-31 13.04
20.04 Моя аппликация из природных материалов. Многообразие природных форм. Сравнение пропорций предметов. Красота и разнообразие окружающего мира. Красота родного города. Эстетическое восприятие природы. частично-поисковый
пр.раб. Коллективная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр
32-33-34-
35 27.04
4.05
11.05
18.05 Поделки из солёного теста. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работеиспользовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание; - планировать и частично-поисковый
пр.раб. Фронтальная,
индивидуальная Презентация Текущ.
с.контр.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания
методического совета Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 13 г. Азова _____________/Козаченко Т.И./
от 27. 09.2015года № 1 ______сентября 2015 года
___________/Глущенко Л.В./