Рабочая программа по xимии 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.В.Татышлы МР Татышлинский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано: Утверждено:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР: Директор школы:
Протокол №_____ ________________ ________________
«___» _______2016г. Бадертдинов Р.А.
«__» _______2016г. Приказ №___
«___» _______2016г.
Рабочая программа учебного предмета
«____химия__»
__8а_ класс, базовый уровень
Разработана
3акировой Гульшат Рашитовной________
учителем химии высшей квалификационной категории
С.Верхние Татышлы
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п.9 ст.2, п.6 ст.28);
2.Приказа Минобразования России от 05.03.2004 N 1089( в ред.от31.01.2012 №69)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
​ 4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
5.Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян –М: Дрофа, 2010г.
6.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) школы
7. Учебного плана  МБОУ СОШ №2 села В.Татышлы МР Татышлинский район РБ на учебный 2016- 2017год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян.-М.: Дрофа,2013
Количество учебных часов:2часа в неделю, всего 68часов(2резерв ).
Цели:
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Сформировать знание основных понятий и законов химии
Воспитывать общечеловеческую культуру
3.Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
Календарно-тематическое планирование

п/п Тема урока Требования к уровню подготовки обучающихся Информационное сопровождение Домашнее задание Дата Примечание
план факт 1 Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях Знать понятия: «химический элемент», «вещество», «атомы», «молекулы».
Различать понятия: «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент» Свойства веществ, формы существования химических элементов. Введение. § 1, упр. 3, 6, 1 02.09.2016 2 Превращения веществ. Роль химии в жизни человека Знать понятие «химическая реакция». Уметь отличать химические реакции от физических явлений § 2,
упр. 1, 2.
§ 3.
05.09.2016 3 Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов Знать знаки первых 20 химических элементов.
Уметь:
– определять положение химического элемента в
Фронтальный.
Таблица 1, с. 32 § 4,
упр. 5
09.09.2016 4 Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса Знать:
– определение химической формулы вещества;
– формулировку закона постоянства состава.
Понимать и записывать химические
Работа
с ДМ.
Упр. 1, 2, 6, 7, 8 § 5,
упр. 1, 2, 8.
16.09.2016 5 Массовая доля элемента в соединении массовую долю химического элемента в соединении Уметь вычислять Работа
по карточкам.
Упр. 6, 7 § 5,
упр. 6, 7.
19.09.2016 6 Решение задач на наxождение массовой доли элемента в соединение массовую долю химического элемента в соединении Уметь вычислять Решить 1-3 23.09.2016 7 Основные сведения о строении атомов Уметь объяснять физический смысл атомного номера Доказатель-ства сложно-сти строения § 6,
упр. 3, 5 26.09.2016 8 Изотопы как разновидности атомов химического элемента Знать определение понятия «химический элемент» Ядерные процессы ПСХЭ § 7,
упр. 3.
30.09.2016 9 Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов Уметь:
– объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода;
– составлять схемы строения атомов 1−20 элементов Особенности больших периодов ПСХЭ,
таблицы § 8,
упр. 1, 2.
03.10.2016 10 Периодическая система химических элементов и строение атомов Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп ПСХЭ,
таблицы § 8, 9,
упр. 3, 4, 5.
07.10.2016 11 Ионная связь Знать:
– понятие «ионы», «химическая связь»;
– определять тип химической связи в соединениях Водородная связь Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК § 9,
упр. 2.
10.10.2016 13 Ковалентная полярная химическая связь Уметь определять тип химической связи в соединениях Электроотрицательность Таблицы, § 11,
упр. 1−4.
14.10.2016 14 Металлическая связь Уметь определять тип химической связи в соединениях § 12,
упр. 1, 3.
17.10.2016 15 Атомы химических элементов» Уметь:
– объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
– определять тип химической связи в соединениях Водородная связь Таблицы, компьютерная презентация темы, ПК 21.10.2016 16 Контральная работа 1.
Атомы химических элементов 24.10.2016 17 Простые вещества − металлы Уметь:
– характеризовать химические
Д. Коллекция металлов.
28.10.2016 18 Простые вещества − неметаллы Образцы неметаллов Аллотропия 31.10.2016 19 Количество вещества. Моль. Молярная масса Знать понятия «моль», «молярная масса». Уметь вычислять количество вещества, массу по количеству вещества Д. Химические соединения количеством вещества 1 моль Постоянная Авогадро, киломоль, миллимоль 20 Молярный объем газообразных веществ Знать понятие «молярный объем».
Уметь вычислять объем по количеству вещества или массе Д. Модель
молярного объема газов Миллимолярный и киломолярный объемы газов 21 Решение задач по формуле Знать изученные понятия.
Уметь производить вычисления Таблицы
с формулами Решить 1-2 1 22 Контрольная работа 2.
Простые вещества-мнталлы,неметаллы Знать понятия «моль», «молярная масса», «молярный объем».
Уметь вычислять количество вещества, массу, объем по известному количеству вещества, массе, объему 23 Степень окисления. Бинарные соединения.Простые вещества. Уметь:
– определять степень окисления элемента в соединении;
– называть бинарные соединения § 17,упр. 2, 5, 6.
24 Оксиды. Летучие водородные соединения Уметь:
– называть оксиды,
– определять состав вещества по их формулам, степень окисления До.Образцыоксидов, § 18, упр. 1, 4, 5.
25 Основания Уметь:
Д. Образцы оснований
§ 19,. 2, 3, 4, 5,

26 Кислоты Знать формулы кислот.
Уметь:
– называть кислоты;
– определять степень окисления элемента в соединении;
– распознавать опытным путем растворы кислот Д. Образцы кислот, нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикаторов § 20, упр. 1, 3, 5, таблица 5.
27 Соли Уметь называть соли; составлять формулы солей Д. Образцы солей. Таблица растворимости § 21,
упр. 1, 2, 3.
28 Основные классы неорганических веществ Знать формулы кислот.
Уметь:

Слайд-презентация, проектор, ПК.ЛО1 Знакомство с образцами веществ разных классов. 18−21упр.1−2, 29 Аморфные и кристаллические вещества Знать классификацию веществ.
Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту «Таблица» и До.Типы кристаллических решеток (атомная, § 22.
30 Практи-
ческая
работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории и нагревательными приборами Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным обор Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности удованием Нагревательные устройства различных типов Штатив, спиртовка, пробирка, химический стакан, колба, вода, мерный цилиндр, фарфоровая чашка, свеча, спички Оформить отчет 31 Чистые вещества
и смеси.
Практическая работа №2.Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту Д. Примеры чистых веществ и смесей.
§ 23.
упр. 1−4, 32 Разделение смесей. Очистка веществ Знать способы разделения смесей Л. «Разделение смесей»
(сера, железные стружки, вода, магнит)ДОДистилляция, кристаллизация, в § 25,упр. 1−6 33 Практи-ческая
работа 3. Анализ почвы и воды.Очистка загрязненной поваренной
соли Уметь обращаться с химической посудой
и оборудованием месь поваренной соли с песком, вода, колба, воронка, фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, 34 Массовая
и объемная доля компонентов смеси Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, продукта реакции по m, V, исходного вещества, содержащего примеси Слайд-лекция, ПК, проектор.
§ 24,упр. 2,
5–7.
Практическая работа 5, с. 185 35 Практическая работа 5. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества Уметь обращаться
с химической посудой
и оборудованием Практическая работа 3
Вода, соль, весы, мерный цилиндр, стеклянная палочка, весы § 18−24.
повторить 36 Контрольная работа 3.
Соединения химических элементов Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, продукта реакции по m, V, исходного вещества, содержащего примеси Контрольная работа 3 Повторить
§ 17−24 37 Химические реакции.
Знать понятия «химическая реакция», «классификация химических реакций» ДОПримеры физических явлений и химических
Слайд-лекция, ПК, проектор § 26, упр. 1−3.
38 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Знать закон сохранения массы веществ Слайд-лекция, ПК, проектор § 27.
39 Составление уравнений химических реакций Уметь составлять уравнения химических реакций Слайд-лекция, ПК, проектор § 27,упр. 1−3 40 Расчеты по химическим уравнениям Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции Слайд-лекция, ПК, проектор § 28,
упр. 3, 4.
41 Реакции разложения Уметь составлять уравнения химических реакций Слайд-лекция, ПК, проектор § 29,
упр. 1, 4, 5.
. 42 Реакции соединения Уметь:
– составлять уравнения химических
ДО,горение магния
ЛО4Окисление меди в пламени спиртовки. § 30, упр. 1−3, 8.
43 Реакции замещения Уметь:
– составлять уравнения химических
ЛО7. Замещение меди в растворе хлорида меди(II)железом § 31,упр. 1, 2, 3.
44 Реакции обмена Уметь:
– составлять уравнения химических реакций;
– определять тип реакции, Д. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
ЛО5 Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.ЛО6 Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. § 32,упр. 2, 3, 4, 5.
45 Типы химических реакций на примере свойств воды Уметь:
– составлять уравнения химических реакций;
– определять тип реакции;
Видеофрагменты презентации «Вода», ПК, проектор § 33,упр. 1.
. 46 Практическая работа №5Признаки химических реакци Уметь:
– определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
– составлять формулы веществ, уравнения химических реакций;
– определять тип химической реакции;
– решать расчетные задачи на \ Повторить
§ 27−33.
47 Контрольная работа 4.
Изменения, происходящие с веществами Повторить
§ 27−33 48 Растворение как физико-химический процесс. Растворимость Знать классификацию веществ по растворимости § 34, упр. 2.
49 Электролиты и неэлектролиты Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация» ПСХЭ, таблица растворимос ДО.Испытание веществ и их растворов на электропроводность.Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимомть электропроводности уксусной кислоты от концентрации. § 35,упр. 1, 4, 5.
50 Основные положения теории ЭД Знать понятия «ион», «электролитическая диссоциация» Портреты Аррениуса
и Менделе-
ева § 36,упр. 2, 3, 4, 5.
51 Ионные уравнения Уметь:
– составлять уравнения реакций;
– определять возможность протекания реакций ионного обмена;
– объяснять сущность реакций ионного обмена § 37,упр. 1−3.
52−53 Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства Знать формулы кислот.
Уметь:
– называть кислоты;
– характеризовать химические свойства кислот;

Л.О8Реакции,характерные для растворов кислот.Взаимодействие оксида магния с кисло-тами § 38,
упр. 1, 2, 3, 4, 6.
54−55 Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства Уметь:
– называть основания;
– характеризовать химические свойства оснований;

ЛО9.Реакции,характерные для растворов щелочей.. Взаимодействие углекислого газа с известковой.ЛО10.Получение и свойства нерастворимого основания,например гидроксида меди (II)
§ 39,упр. 3, 5.
56 Соли в свете ТЭД, их свойства Уметь:
– называть соли;
– характеризовать химические свойства солей;
– определять возможность протекания реакций ионного обмена ДО.Взаимодействие цинка с серой,соляной кислотой, хлоридом меди.
ЛО11.Реакции,характернык для растворов солей. § 41,упр. 2, 4.
57 Оксиды, их классификация, свойства Уметь:
– называть оксиды;
– составлять формулы, уравнения реакций Д. Образцы оксидов
Горение Магния.
ЛО12.Реакции,характерные для основных оксидов.
ЛО13.Реакции,характерные для кислотных оксидов. § 40, упр.1, 2, 3.
58 Генетическая связь между классами неорганических веществ Уметь:
– называть соединения изученных классов;
– составлять уравнения химических реакций Таблицыс. § 42,упр. 1−4.
Практические работы 8−9,
с. 241 59 Практи-
ческая
работа 6 Свойства кислот,оснований,оксидов и солей.. Уметь:
– обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
– распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей Соляная и серная кислоты, гидроксид натрия, лакмус, оксид меди, Оформить отчет практической работы 60 Окислительно-восстановительные реакции Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».
Слайд-презентация ПК, проектор § 43,упр.1, 2, 3 61 Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций Работа
с ДМ.
Рабочая тетрадь:
упр. 10−13,
с. 161 § 43.Повторить
62−63 Свойства простых веществ − металлов
и неметаллов, кислот, солей в свете ОВР Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».
Уметь:
– определять степень окисления элемента в соединении;
– составлять уравнения химических реакций § 43.
64 Решение расчетных задач Уметь:
– вычислять массу, объем и ко
Решить 1-3 65
Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач.
Решение расчетных задач Решить 1-3 66-67 Свойства простых
веществ − металлов
в свете ОВР. Свойства простых
веществ – металлов,
солей
в свете ОВР Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление» и «восстановление».
Уметь:
– определять степень окисления элемента
в соединении;
– составлять уравнения химических реакций Решить 1-3 68Обобщение сведений об оксидах – классификация и химические свойства Обобщение сведений об оксидах – классификация.
Простые вещества
Промежуточная аттестация Содержание образования Основное содержание
(68 ч)
Введение (6 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1
Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2
Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3
Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4
Изменения, происходящие с веществами (13 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов (18 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

темы Название темы Количество
часов практические работы контрольные работы
1.
2.
3.
4.
5.
6 Введение
Атомы химических элементов
Простые вещества
Соединения химических элементов
Изменения, происходящие с веществами
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Повторение курса химии 8 класса 4
11
6
14
11
18
6
Всего:68+2ч
П.р.№1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете»
П.р.№2 «Наблюдение за горячей свечой» П.р.№3 «Анализ почвы и воды» П.р.№5 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
П.р.№4 «Признаки химических реакций»
П.р. № 6 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
П.р. № 7 Решение экспериментальныx задач Контрольная работа №1
Контрольная работа
№2
Контрольная работа №3
Контрольная работа
№4
Контрольная работа №5
3.6.Учебно-методическое обеспечение:
1. Габриелян О.С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа,2009 2.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа,2008
3.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии.8 класс- М.: ВАКО, 2007.
4.Е.Н.Стрельникова,Н.П.Троегубова. Контрольно-измерительные материалы. Химия.-М.: ВАКО,2013.
Учебно-методическое обеспечение.
Средства обучения.
УМК
Компьютер
Internet
М/М-проектор

УМК для реализации рабочей учебной программы.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс.» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 16-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2013
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа, учебник для учащихся.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение:
1.Специализированный класс химии (лаборантская, вытяжной шкаф, специализированные столы).
2.Стенды:
-«Периодическая система Д.И. Менделеева»
-«Таблица растворимости»
-«Техника безопасности»
3. Химическое оборудование и реактивы.
4. Противопожарная .
5. Интерактивное оборудование компьютерного класс
6. интернет ресурсы
7. CD диски.
3.7.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
знать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
· называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
· составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.
3.8. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима
Cписок литературы
Основная литература:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
«Химия. 8 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 16-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2013. – 270, [2] с. : ил.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
«Химия. 8 кл» Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
Авторская программа О.С.Габриеляна, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
Троегубова Н.П.. Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс. – М.: ВАКО, 2011
Габриелян О.С.. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2005.