Презентация по литературе Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг» (8 класс)


Лев Николаевич Толстой «Рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг» Цель урока: выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания; показать реалистическую основу произведения;развивать умение анализировать образы – персонажи с учётом авторской позиции;воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту. Эпиграф урока Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу. Л. Толстой. Из «Дневников» Н. Ге «Портрет Л. Н. Толстого» (1884). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея 1903 год Л. Толстой – участник Крымской войны «Рассказ о бале и сквозь строй» «Отец и дочь» «А вы говорите…» «Дочь и отец» Почему рассказ называется «После бала»? Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов: «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа Краски, цветовая гаммаЗвуки, характер музыкиОписание внешности главного героя эпизодаПсихологическое состояние рассказчика На балу После бала Краски, цветовая гамма Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. Описание внешности главного героя эпизода ВаренькаСияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. СолдатСпотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте» Звуки, характер музыки Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. Психологическое состояние рассказчика 1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее);4) Бесконечно счастлив. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. Описание полковника Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте Контраст как основной художественный приём рассказа.Контраст (противопоставление) - приём ещё больше усиливающий протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства. Итог урока Какую проблему мы решили на уроке? Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств Домашнее задание: письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», я считаю наиболее важной?»