Педагогическая мастерская по теме Факторы, влияющие на развитие современной демократии в рамках интегрированного урока (обществознание, английский язык, информатика)

Педагогическая мастерская по теме
"Факторы, влияющие на развитие современной демократии"
в рамках интегрированного урока
(обществознание, английский язык, информатика)
Цели:
Образовательные: Углубить знания учащихся о демократическом режиме, подвести учащихся к пониманию совокупности факторов, действующих на развитие современной демократии.
Развивающие: Развитие умения вести дискуссию используя понятия "политический плюрализм", "многопартийность", "парламентаризм", "демократическая политическая культура".
Воспитательные: Воспитание чувства толерантности.
Оборудование:
Раздаточный материал: тексты заданий, интернет-сообщения иностранного класса-партнера. Маркеры, ватман, скотч, авторучки, бумага.
Ход урока:
Актуализация знаний.
Приемы технологии: Слово мастера, беседа.
Учащиеся вспоминают о политической системе и ее структуре. Выясняется, что политический режим является одной из составляющих частей политической системы.
Выделение проблемы.
Приемы технологии: Индукция. Самоконструкция.
Учащимся предлагается выполнить индивидуальное задание по предложенному тексту.
Текст задания:
Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей.
Один считает, что демократия существует там, где ее основополагающие принципы -- народовластие, свобода и равенство личности -- признаются обществом и государством и закрепляются в Конституции.
Другой утверждает, что между формальным закреплением демократических принципов в Конституции и их реальным воплощением существует огромная дистанция. Он полагает, что подлинная демократия характеризуется всей совокупностью созданных условий для успешной реализации демократических принципов.
Вам предоставляется слово.
За 2-3 минуты каждый ученик должен на бумаге одним предложением охарактеризовать сделанный им выбор, опираясь на имеющиеся знания о демократическом режиме.
Работа над проблемой в парах.
Приемы технологии: Индукция, социоконструкция.
Учащиеся обмениваются листочками и обсуждают в парах свое отношение к проблеме сущности демократии и тенденций ее развития. Выясняется, что есть совпадения мнений , но есть и различия.
Формирование вопросов
Приемы технологии: Социоконструкция.
В классе в ходе дискуссии формируются вопросы для обсуждения в группах. Кроме полученных при выполнении первого задания результатов учащиеся используют распечатанные тексты интерне-сообщений иностранного класса-партнера.
Выясняется, что в жизни общества есть явления способствующие развитию демократии, а есть тормозящие этот процесс. И от степени их влияния зависит уровень развития демократии в конкретной стране.
Вопросы для обсуждения
Сущность современной демократии.
Факторы, способствующие развитию демократии в России.
Факторы, тормозящие развитие демократии в России.
Обсуждение вопросов в группах
Приемы технологии: Социоконструкция.
Учащимся предлагается в группах обсудить предложенные вопросы и результаты представить классу в виде "афиши". Оговаривается время работы групп и форма ответов :
1.Один из наиболее важных признаков демократии.
2. 2-3 явления, способствующие развитию демократии в России.
3. 2-3 явления российской политической жизни, тормозящие развитие демократии в нашей стране.
Далее происходит самостоятельная работа групп.
Предоставление работ групп классу
Приемы технологии: Социализация.
Группы вывешивают свои "афиши". Все получают возможность ознакомиться с работами других. Затем группы выступают с отчетом, аргументируя свое решение.
Работа с литературой.
Приемы технологии: Разрыв ( внутреннее осознание неполноты знаний)
Обращая внимание на общее и различное в ответах групп., мастер предлагает классу обсудить проблему на основе имеющейся литературы.
Задание №1
Французский просветитель XVIII в. Ж..-Ж.. Руссо, один из создателей теории общественного договора и сторонник идеи народного суверенитета, полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренный народом, не имеют обязательной силы.
Современник Руссо, американский мыслитель и политический деятель, Т.Джефферсон считал народ источником высшей власти и заявлял о его праве учреждать правительство и принимать политические решения через избранных в него народных представителей.
Что общего и в чем различия приведенных взглядов Руссо и Джефферсона?

Задание №2
В настоящее время среди характерных черт демократического режима часто называется плюрализм. Однако, трактовки этого понятия нередко весьма неоднозначны. Вот две распространенные в обществе точки зрения на сущность плюрализма.
Содержание плюрализма фактически отождествляется с латинским смыслом этого слова: "множественный". Сторонники этой точки зрения полагают, что множественность интересов, социальных и политических институтов и есть плюрализм.
Представители второй точки зрения считают, что множественность является важным, но не единственным признаком плюрализма, что это понятие включает совокупность признаков, в том числе стимулирование многообразия общественной жизни путем создания конкуренции и оппозиции.
Задание №3
Ряд ученых и публицистов считают, что в нашей стране еще не изжит тоталитарный тип политической культуры многих людей.
Выражается это, в частности, в подмене объективного научного знания "житейскими" представлениями о политической действительности (свободе, праве, демократии, гражданине и пр.), в ориентациях на конфронтацию, поиск врага, борьбу как универсальный метод решения основных политических проблем, а также в противоречащих установленным правилам способах политических действий.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Корректировка результатов
Приемы технологии: Социализация, творчество.
В ходе дискуссии учащимися выясняется значение различных механизмов политической системы: правового государства, политического плюрализма, парламентаризма, демократической политической культуры и др. Формируется коллективный ответ иностранному классу-партнеру.
Демократия в переводе с греческого означает «власть народа». Это политический режим, для которого характерен ряд признаков: соблюдение прав и свобод личности, возможность народа влиять на государственное управление, свобода средств массовой информации и др. Наша Конституция законодательно закрепляет существование демократических принципов в РФ. Но демократия может существовать и формально, то есть только на бумаге, а реальная обстановка может и не выражать подлинное народовластие, Мы попытались рассмотреть этот сложный вопрос и выяснить, что способствует и что мешает развитию демократии в Росси.
Мы думаем, что на развитие демократии положительно влияет многопартийность, так как это позволяет гражданам выражать различные политические взгляды. И хотя не все из нас согласны, но большинство считает, что в России есть свобода слова и СМИ, то есть человек может открыто выражать недовольство чем-либо или кем-либо, критиковать, если считает нужным, государственные органы управления. Граждане России также имеют право на выбор религии, а религиозные праздники празднуются открыто.
Нам кажется важным и то, что Конституция России закрепляет право граждан избирать и быть избранными. Выборы в России равные, тайные и прямые. Это дает возможность гражданам непосредственно и в соответствии со своими политическими убеждениями осуществлять политический выбор. В связи с этим нам хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что развитию демократии во всем мире и в России в частности способствует не только свобода слова и выбора, но и право на владение информацией. А для нас молодых особенно важно наличие таких свобод как свобода выбора места жительства и свобода выбора профессии. Эти свободы делают возможным осуществление еще одной очень важной свободы. Наше законодательство закрепляет за гражданами право на свободу экономической деятельности, что тоже является частью демократии.
Но ни в одном государстве не бывает такого, чтобы все было идеально. И, если рассматривать развитие демократии внимательно, то можно обнаружить ряд факторов, замедляющих ее развитие. Например большой бюрократический аппарат, то есть большое количество чиновников, существующих на средства государственного бюджета. Кроме того нам, например, кажутся недостаточными действия государства по социальной защите граждан, по созданию условий для самореализации личности. НЕ способствуют укреплению демократии и такие явления как взяточничество, злоупотребление служебным положением, коррупция.
С нашей точки зрения, государство не может быть сильным и демократическим, если часть граждан уклоняется от уплаты налогов. А такие факты тоже имеют место в России. Ведь для того, чтобы обеспечить развитие демократии, люди должны не только знать свои права, но и выполнять свои обязанности и не выходить за рамки закона. В связи с этим хотелось бы заметить, что часть наших граждан, к сожалению, не понимает, что осуществление народовластия зависит от самого народа, от его желания реализовывать свои права. Ведь есть у нас люди, которые не участвуют в выборах вообще, а потом выражают недовольство избранными депутатами. Наша страна очень большая. И, конечно, нельзя абсолютно одинаково оценивать степень развития демократии в Москве или Санкт-Петербурге и где-то в провинции. Но все мы согласны, что развитию демократии везде мешают преступность и угроза мирового терроризма.
Развитие демократии - это очень сложный процесс. И невозможно создать «чистую» демократию вообще, а за десять лет тем более.

Творчество
Приемы технологии: Самоконструкция.
Учащиеся составляют индивидуальное сообщение (2-3 предложения) для размещения в интернет в рамках студенческих диалогов.


152'C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия Документ1.asd2)C:\Педагогическая мастерская по теме.doc 206_Server@C:\WINDOWS\TEMP\Автокопия Педагогическая мастерская по теме.asd 206_Server3\\206_pc02\c\Педагогическая мастерская по теме.doc 206_Server3\\206_pc02\c\Педагогическая мастерская по теме.doc 206_Server3\\206_pc02\c\Педагогическая мастерская по теме.doc 206_ServerO\\206server \d\Выставка 2004\Уроки\Б О К\Педагогическая мастерская по теме.doc4N\\206server\d\Выставка 2004\Уроки\Б О К\Педагогическая мастерская по теме.doc
ТереховCD:\Выставка 2004\Уроки\Б О К\Педагогическая мастерская по теме.doc
·
·