Памятка «Факторы, влияющие на развитие словаря детей «

ПАМЯТКА

Уважаемые взрослые!
Знаете ли Вы, что развитие словаря ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов:

1. Социально-культурный уровень людей, воспитывающих ребенка.
Неправильно было бы думать, что ребенка не касается тот речевой фон, который имеется в его окружении во время занятий игрой или рисованием (разговоры взрослых, их ссоры). В определенном возрасте дошкольник осознанно, пассивно или активно, воспринимает и обдумывает речь родителей. Поэтому следите, чтобы ребенок воспринимал только положительные образы речи родителей, даже тогда, когда сам он не участвует в разговоре.   

2. Качество речи педагогов.
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.

3. Организация общения взрослых с ребенком.
Важно постоянно беседовать с дошкольником, знакомить с новыми предметами и явлениями, их названиями задавать вопросы, создавать ситуацию, в которой раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

4. Уровень развития познавательной деятельности.
Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий. Уровень развития мышления, которого достиг ребенок, определяет возможности усвоения тех или иных слов. К примеру, слова обобщающего значения (деревья, фрукты) становятся доступны пониманию и употреблению дошкольника лишь тогда, когда сформирована мыслительная операция обобщения.
Надо активно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями, организовывать исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета, качеств предмета на ощупь и др.

5. Использование игровой деятельности.
В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно говорить, пользуются одним способом - просят повторить слово, которое они только что произнесли. Однако для развития словаря этот метод не самый удачный. Взрослым, которые действительно хотят не только научить ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, необходимо в своей практике использовать разные игры

15