Презентация Пути совершенствования техники чтения младших школьников


Донецкая гимназия № 92Авраимова Ольга Анатольена Пути совершенствования техники чтения младших школьников АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 Настоящий период развития образования характеризуется резким увеличением объема учебной информации. Что нужно ученику, чтобы эффективно воспринимать информацию, справляться с ее плотным потоком? Все методисты и учителя единодушны в одном - фактором номер один, влияющим на обучение, является навык чтения, который бы отвечал требованиям и ритмам современной жизни. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. Без достаточно высокого уровня сформированности навыка чтения невозможно дальнейшее качественное образование ученика. Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. ЧТЕНИЕ – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. В.Сухомлинский ЦЕЛЬ АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 Сформировать у младших школьников умение читать в широком смысле этого слова с опорой на конкретные способы действия, умения и навыки.ИДЕЯ Использование в работе игровых форм обучения чтению Обеспечение ситуации успеха для ребенка Использование на уроках системы упражнений по совершенствованию техники чтения Анализ причин некачественного чтения, их учет в работе Учет психологической и физиологической основы скорости чтения Одновременное формирование у детей чтения про себя, чтения шепотом, чтения вслух Систематический контроль за качеством чтения Оценивание только с позиции сравнивания с самим собойЧтение – это один из истоков мышления и умственного развития.  В.А. Сухомлинский АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 Частота тренировочных упражнений. Многократное чтение. Чтение перед сном. Развитие оперативной памяти. Чтение в темпе скороговорки. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть. Развитие угла зрения. РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮОПТИМАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – 120 СЛОВ В МИНУТУКАК ВЫЙТИ НА ЭТО УРОВЕНЬ? Задуйте свечу.Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКАЧасики. Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик – так». Повторить 10 раз.Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у – х – х – х – х». Повторить 5 раз.АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок. ЧТЕНИЕ СКОРОГОВОРОК И ЧИСТОГОВОРОКСкороговорки Добыл бобыль бобов. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа была губа. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот.ЧистоговоркиЧИСТОГОВОРКИ Ра-ра-ра – Кате спать пора. Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. Ры-ры-ры – летают кома Ри-ри-ри – на ветке снегири.ЧИСТОГОВОРКИ Ча-ча-ча – горит в комнате свеча. Чу-чу-чу – молоточком я стучу. Оч-оч-оч – наступила ночь. Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ СОГЛАСНЫХУченики делают вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н ХЖ Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К ЛМ Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж ЗВ Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М НП Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р ЧЗ С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д МД Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч ШТ Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н ЗМ Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х РДИРАНОЧИТУРЕКЕЦТЕЕЧЕБТОРРТЛШМНПЕНАДЬТАИКЛАУЬКНайти слова на тему «Школа»ПРОХОЖДЕНИЕ СЛОВЕСНЫХ ЛАБИРИНТОВАВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ ШУЛЬТЕУчащиеся считают (называют), указывая карандашом цифры или буквы. ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫДиктант 1 1. Тает снег. (8 букв)2. Идёт дождь. (93. Небо хмурое. (10)4. Коля заболел. (11)5. Запели птицы. (11) АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 ТЕКСТЫ ПЕРЕВЕРТЫШИ Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш есн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь. реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк сунны трефопль. маТ жател Непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор! ТЕКСТЫ С ПРОПУЩЕННЫМИ БУКВАМИДиктант 21. Поле опустело. (12)2. Трещат морозы. (12)3. Я ищу землянику. (13)4. В лесу росла ель. (13)5. Наступила осень. (14) Диктант 121. Школьники поливают саженцы. (24)2. Депутаты съехались на съезд. (24)3. Надо быть честными и правдивыми. (25)4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25)5. Летом наша семья жила на Волге. (25) Листик за л.ст.ком падает с л.пы на кр.шу. Какой л.ст.к летит парашютиком, какой мотыльком, какой в.нт.ком. В.т.р с крыши поднимает все л.стья. Лев и м.дв.дь добыли мясо и ст.ли за него др.ться. М.дв.дь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так д.лг. бились, что ослабели оба и легли. Л.с.ца увидала их мясо, подхв.т.ла его и убежала. Чтение – спринт Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы.Чтение – разведка Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные перед чтением вопросы. Чтение со счётом. Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на сформулированные перед чтением вопросы Чтение методом ритмических фиксаций. Читать любые тексты методом скачкообразного перебрасывания взгляда на каждый удар звучащего ритма (например, карандаш, метроном). Хоровое чтение (жужжащее) Пятиминутки чтения АВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ чтенияЧтение методом ритмических скольжений Взгляд фиксируется на начале строки, потом скользит вдоль строки до конца; взгляд фиксируется на начале второй строки и проскальзывает до конца строки и т. д.Чтение текста через слово. Читать следует не как обычно, а перескакивая через слово. При систематическом использовании различных видов чтения, направленных на развитие и отработку скоростного чтения, соблюдении методики их проведения, значительно повышается скорость чтения, понимание смысла прочитанного, укрепляется память, активизируется внимание младших школьников.Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого Эмиль ФагеСПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕАВРАИМОВА О.А. Донецкая гимназия № 92