Национально-игровая зона как условие создания поликультурной среды


Проект
«Национально-игровая зона как условие создания поликультурной среды»
Актуальность: проект «Национально-игровая зона как условие создания поликультурной среды» разработан в рамках реализации ФГОС программы внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся» и соответствует программе «Школа развития социального капитала сельских школьников».
Цель проекта: создание поликультурного открытого пространства для духовно-нравственного развития и воспитания личности через проектную деятельность.
Задачи:
Создание национально-игровой, спортивной площадки.
Реализация мини-проектов.
Анализ и обобщение опыта.
Новизна проекта: создание поликультурного открытого пространства, обобщение опыта организации внеурочной деятельности учащихся.
Практическая значимость проекта:
Обновление инфраструктуры школы
Приобретение школьниками опыта взаимодействия, приобщения, проживания культуры другого народа.
В возможности переноса и реализации проекта в любом общеобразовательном учреждении путем перестроения внеурочной деятельности с учетом своих интересов;
Какие виды деятельности будут необходимы?
Знакомство с особенностями быта, культуры и традиции русского , бурятского, английского и тувинского народов;
Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений; обучение дружной игре; взаимной поддержке;
Участие в национальных играх; знание и овладение правилами игры;
Получение первоначального социального опыта; межкультурной коммуникации;
Реализация проекта будет осуществляться в три этапа:
Подготовительный этап (октябрь 2016 – июнь 2017 г.) Создание национально-игровой, спортивной площадки;
Внедренческий этап (октябрь 2017 г – апрель 2018 г):
Диагностика и мониторинг процесса и результата духовно-нравственного развития личности;
Реализация мини-проектов;
Заключительный этап (май - июнь 2018 г): анализ, обобщение опыта через районный семинар учителей начальных классов, публикация материалов в НПК «Актуальные проблемы современного детства».
Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлен на выявление следующих параметров:
- уровень сформированности  личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников  с использованием методики «Я разный», диагностику проводит педагог-психолог;
- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), диагностику проводит педагог-психолог;
- уровень нравственного развития и воспитания школьников, диагностику проводит классный руководитель (субъективный тест классного руководителя, предложенная М.И. Шиловой («Учитель о воспитанности школьников», М., 1990).
Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах.
Таблица 1
Уровень духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
 
Бланковый материал:
№ Ф.И. ученикаУровень сформированности личностной культурыУровень сформированности социальной культурыСуммарный балл 
Таким образом, полученный уровень духовно нравственного развития и воспитания каждого школьника (значение суммарного балла) можно соотнести с ключами:
0-3 – низкий,
4-6 – средний,
Выше 7 – высокий.                                                                                                                                          
Ожидаемый результат:
1.Национально-игровая, спортивная площадка;
2.Знание основ традиции, культуры народов;
3. Опыт взаимодействия со старшими и младшими детьми, взрослыми;
4. Приобретение опыта проживания культуры другого народа;
Степень проработанности проекта: на настоящий момент
- определено место для создания национально-игровой и спортивной площадки;
- построен каркас юрты;
Возможные риски:
Финансовые риски – нехватка средств на закупку материала и инвентаря. (Привлечение спонсорских средств общественности)
Снижение интереса участников образовательного процесса к данному проекту. (подбор интересных новых мероприятий)
Перспективы дальнейшего развития проекта:
- в направлении расширения поликультурного пространства через приобщение к культуре китайского, татарского народов;
- возможны шаги по увеличению возрастного диапазона привлеченных воспитанников, предоставление им большей доли самостоятельности на всех этапах проектирования, масштабности социально значимых объектов;