Особенности проектирования уроков физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО


ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ФГОС ООО.
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. От первого к выпускному классу здоровье школьников значительно ухудшается. По мнению специалистов-медиков , 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учится, если даже это в ущерб своему здоровью. В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость.
Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Если говорить о самом уроке, то в корне изменяется подход к нему. Появляется такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. Учитель будет смотреть не на то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок совершенствуется.
Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.
Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.
Новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения. Это произошло разделение на уроки не по видам спорта и технике изучения движения, а по направленности.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
 Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки  с  образовательно - тренировочной  направленностью 
используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. Такие уроки планируются на основе принципов спортивной тренировки, к примеру, при подготовке к каким нибудь соревнованиям, например «Веселые старты», «Президентские спортивные игры».
В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования и к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. 
личностные результаты - формирование базовых национальных ценностей; Дети должны активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками уважительно и доброжелательно, предлагать взаимопомощь;  управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам.
 предметные –формирование знаний по предмету, понимать значение физической культуры в укреплении здоровья, повышать интерес к урокам физкультуры, уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими возможностями и развитием, подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
метапредметные результаты –находить связь между предметами (ОБЖ, математика), а так же «умения учиться».
Если дети прекрасно понимают что нужно сделать без показа, это уже освоение программы. А результаты - это  не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической повседневной деятельности.
Сложность в достижении этих результатов заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому, на мой взгляд, способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
Проблема в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по   формированию универсальных учебных действий, необходимо осуществлять вынужденные простои.  Следовательно, урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем. Дети с удовольствием выполняют задания такого типа.
 Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию.
На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение  действий, близких по технике к вновь изучаемому.
На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе  по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники  двигательного действия.
На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций  применения упражнения и использование известных способов его выполнения. 
В заключение отмечу, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, поэтому необходимо разработать такую методику, при помощи которой можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.