«Воспитание скоростных способностей у спринтеров 13-14 лет»


ВОСПИТАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙУ СПРИНТЕРОВ 13-14 ЛЕТ Выполнила : Нестеренко Юлия Сергеевна АКТУАЛЬНОСТЬ В основе подготовки бегунов на короткие дистанции лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера. АКТУАЛЬНОСТЬ Тем не менее, не до конца решен вопрос о преимуществах одних средств над другими, особенно на начальных этапах развития. Одни специалисты отдают предпочтения беговым и прыжковым упражнениям, которые сходны по своей биодинамической структуре с основным соревновательным. АКТУАЛЬНОСТЬ Другие склоняются к планированию объемной работы на тренажерах, позволяющих избирательно и более акцентировано воздействовать на формирование нужного силового и скоростно-силового потенциала ведущих мышечных групп. АКТУАЛЬНОСТЬ Наличие разных мнений по вопросам начальной подготовки юных спортсменов свидетельствуют о том, что еще не выработан оптимальный вариант учебно-тренировочной работы на этом ответственном этапе спортивной подготовки детей и подростков. Цель исследования разработать и экспериментально обосновать методику развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий. Объект исследования учебно-тренировочный процесс легкоатлетов-спринтеров 13-14 лет.Предмет исследования методика развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий. Гипотеза исследования Предполагалось, что разработанная методика развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий окажет положительное влияние на развитие скоростных способностей и физической подготовленности юных бегунов, если:– уровень тренировочных и соревновательных нагрузок соответствует возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов; Гипотеза исследования – в структуре тренировки юных легкоатлетов применяются специальные тренировочные задания, состоящие их специальных средств физического воспитания – комплексов физических упражнений, игр, игровых упражнений и эстафет;– тренировочные задания сгруппированы в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств, комплекса качеств, а также совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства юных легкоатлетов. Задачи исследования: 1. Определить наиболее благоприятный период развития скоростных способностей легкоатлетов-спринтеров.2. Выявить наиболее эффективные средства, методы и условия развития скоростных способностей легкоатлетов-спринтеров 13-14 лет.3. Разработать специальные тренировочные задания, направленные на развитие быстроты, силы и выносливости юных легкоатлетов 13-14 лет.4. Разработать методику развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий, определить ее эффективность. Методы исследования: – анализ научно-методической литературы;– педагогическое тестирование;– опрос;– педагогический эксперимент;– педагогическое наблюдение;– методы математического анализа и статистики. Организация исследования Сравнительный педагогический эксперимент проводился на базе МКОУ ДОД ДЮСШ г. Миньяр с сентября 2011 года по май 2012 года с участием юных спортсменов-спринтеров 13-14 лет в количестве 40 человек (контрольная группа n=20; экспериментальная группа n=20). Тренировочные занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились по три раза в неделю по 2 ч., дополнительно один день в неделе посвящался восстановительным процессам и активному отдыху. В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия проводились по разработанной нами методике развития скоростных способностей спринтеров 13-14 лет на основе применения специальных тренировочных заданий. В контрольной группе - по программе по легкой атлетике для ДЮСШОР. Результаты исследования Для учета и распределения нагрузок различной направленности экспериментальной группе был предложен учебный двухлетний план тренировки, который состоял из следующих разделов: теоретическая подготовка, беговая работа по трем зонам интенсивности, средства специальной и общей физической подготовки, игры и игровые упражнения, контрольно-переводные испытания и соревновательная деятельность (таблица 1). Таблица 1 – Экспериментальный план тренировки юных бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе подготовки Разделы подготовки 1-ый годобучения 2-ой годобучения 1 Теоретическая подготовка 6,4/2,3 9,5/2,3 2 Беговые упражнения различной интенсивности:- аэробные нагрузкиаэробно-анаэробные нагрузки- анаэробные нагрузки 103,5/37,5 86,9/31,5 12,5/4,5 4,1/1,5 155,3 / 37,5 130,4 / 31,5 16,6 / 4,0 8,3 / 2,0 3 Специальные и общеподготовительные средства:- развитие быстроты- развитие скоростно-силовых качеств- развитие гибкости- развитие силовой выносливости- развитие координационных способностей 103,5 / 37,5 24,8 / 9,0 56,6 / 20,5 6,9 / 2,5 8,3 / 3,0 6,9 / 2,5 155,3 / 37,5 41,4 / 10,0 82,8 / 20,0 8,3 / 2,0 14,5 / 3,5 8,3 / 2,0 Таблица 1 – Экспериментальный план тренировки юных бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе подготовки Разделы подготовки 1-ый годобучения 2-ой годобучения 4 Игры и игровые упражнения 50,6/17,8 80,8/19,5 5 Контрольно-переводные испытания 4,0/2,0 4,1/1,0 6 Соревновательная деятельность 8,0/2,9 9,0/2,2 Итого: 276/100 414/100 Примечание: В числителе – объем в часах, в знаменателе –объем в %. На основе тщательного учета возрастных особенностей уровня физического развития юных бегунов в ходе эксперимента нами были предложены специальные тренировочные задания, направленные на развитие отдельных физических качеств, комплекса качеств, а также совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства юных легкоатлетов (таблица 2).При выборе упражнений, в первую очередь мы обращали внимание на всестороннее физическое развитие юных бегунов, при этом учитывая специальную скоростно-силовую направленность выбранных упражнений для совершенствования скоростной выносливости. Таблица 2 – Специальные стандартные тренировочные задания по беговой подготовке бегунов на короткие дистанции Направленность Средства Метод выполнения упражнения Интенсивность Интервал отдыха Примерная ЧСС Объем, м Общее время, мин Совершенствование скоростных способностей Бег с низкого старта 8х30м Повторно 75-90 2-3 150-170 240-400 20-25 Бег с низкого старта 4х40м 4х50м Повторно 75-90 2-3 150-170 360-500 20-25 Бег с низкого старта 4х40м 4х604х30м Повторно 75-90 2-3 150-170 520-700 20-35 Структура учебно-тренировочного занятия с применением специальных тренировочных заданий Подготовительная часть – разминка, включаются общеразвивающиеся упражнения, а для второго года обучения – специальные и игровые упражнения.Основная часть. Физические упражнения в виде тренировочных заданий (10-20 мин) в основной части располагают в следующей последовательности: упражнения (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы и выносливости (40-45 мин).Комплексы упражнений, направленных на воспитание силы, включаются во вторую половину основной части урока. Комплексы упражнений силовой направленности подкрепляют соответствующими силовыми играми и игровыми упражнениями. Затем даются упражнения на выносливость.В заключительную часть (15 мин) урока включаются упражнения, направленные на восстановление. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения. Динамика показателей физического развития юных спринтеров опытных групп Для оценки основных показателей физического развития использовались следующие тесты: 1. Росто-весовые показатели (см, г).2. Спирометрия (ЖЕЛ, смі).3. Динамометрия кистей и становой силы (кг). Динамика показателей физического развития юных спринтеров опытных групп В результате анализа полученных данных, выявилась положительная динамика прироста показателей физического развития испытуемых, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.Однако, наибольший прирост во всех показателях был отмечен в экспериментальной группе (таблица 3, рисунок 1). Таблица 3 – Динамика показателей физического развития испытуемыхв процессе основного педагогического эксперимента (юноши) Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа До После До После Рост (см) t=4,40 при Р<0,001 t=4,22 при Р<0,001 Масса (г) t=3,84 при Р<0,001 t=4,02 при Р<0,001 ЖЕЛ (см3) t=6,63 при Р<0,001 t=7,71 при Р<0,001 Продолжение таблицы 3 – Динамика показателей физического развития испытуемыхв процессе основного педагогического эксперимента (юноши) Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа До После До После Динамометрия кистей (кг) t=5,16 при Р<0,001 t=6,44 при Р<0,001 Становая сила (кг) t=7,80 при Р<0,001 t=8,35 при Р<0,001 Средний прирост в (%) 28,06% 31,44% Рисунок 1 - Динамика показателей физического развития испытуемыхв процессе основного педагогического эксперимента (юноши) Контрольная группа Экспериментальная группа 1 2 3 4 5 6 % 1 – Рост (см); 2 –масса (г); 3 – ЖЕЛ (см3); 4 – динамометрия кистей (кг);5 – становая сила (кг); средний прирост в (%). Динамика показателей физической подготовленности юных бегунов опытных групп В результате педагогического эксперимента в обеих группах наблюдается положительный прирост развития физических качеств юных бегунов на короткие дистанции. Однако в экспериментальной группе имеет место наибольший прирост результатов по всем показателям тестирования и, особенно, в развитии скоростно-силовых и качеств (рисунок 2). Рисунок 2 - Динамика показателей физической подготовленности юных бегунов в процессе эксперимента Контрольная группа Экспериментальная группа 1 2 3 4 5 6 % 1 – Бег на 30 м с ходу (с); 2 –бег 60 м с высокого старта; 3 –бег 300 м (с); 4 – бег 800 м (мин., с); 5 – прыжок в длину с места (см); 6 – приседания за 1 мин. (кол-во раз); 7 – 6-минутный бег (м):8 – индекс Гарвардского степ-теста (баллы); средний прирост в (%). 7 8 9 До педагогического эксперимента между контрольной и экспериментальной группами юношей не было достоверных различий по уровню развития скоростных качеств (Р>0,05) и по уровню развития физической подготовленности (Р>0,05). После проведения эксперимента достоверные изменения произошли между контрольной и экспериментальной группами юных бегунов во всех контрольных упражнениях (таблица 4). Таблица 4 – Сравнительная характеристика физической подготовленности юных бегунов на короткие дистанции опытных групп после проведения эксперимента Контрольныеупражнения КГ(Хm) ЭГ(Хm) t p Бег 30 м с ходу (с) 3,88 0,03 3,72  0,04 2,88  0,05 Бег 60 м с высокого старта (с) 8,470,06 8,390,05 2,05  0,05 Бег 300 м (с) 49,18  0,43 47,94  0,42 2,43  0,05 Бег 800 м (мин., с) 2.43,832,73 2.33,772,40 2,23  0,05 Прыжок в длину с места (см) 184,17180 188,331,53 2,34  0,05 Приседание за 1 мин. (кол-во раз) 52,80  0,50 55,20  0,60 2,22  0,05 6-минутный бег (м) 1433,3034,00 1563,9032,00 2,82  0,05 Индекс Гарвардского степ-теста (балл) 81,800,60 82,900,53 2,56  0,05 Выводы Все это свидетельствует о том, что уровень скоростных, скоростно-силовых качеств, и силовой выносливостей в экспериментальной группе значительно увеличился после эксперимента по сравнению с контрольной группой. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики. В связи с этим, в учебно-тренировочном процессе юных бегунов на короткие дистанции рекомендуется применять специальные тренировочные задания, сформированные в отдельные блоки на развитие физических качеств на протяжении всего годичного тренировочного цикла. А также в соревновательном периоде использовать специальные беговые упражнения, которые также способствуют совершенствованию скоростных качеств. Благодарю за внимание!