«Программа развития и основная образовательная программа:  стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС»


Курсы повышения квалификации руководителей ОУ«Программа развития и основная образовательная программа: стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС»Заместитель директора по учебно-методической работе МАОУ СОШ № 2 Т.В. Кудряст. Брюховецкая15 июля 2014 г.  Вопросы для обсуждения:Как соотносятся программа развития и основная образовательная программа?Являются ли документы обязательными для ОУ (образовательной организации)?Какой должна быть структура программы развития (при условии, что некоторые ее составляющие становятся частями ООП)?Какие содержательные разделы указанных документов находятся в наиболее тесной взаимосвязи? Программа развития и ООП:анализ федеральных документовОпределение:Программа (государственная, ведомственная целевая) - документ, обеспечивающий достижение стратегических и тактических задач с учетом приоритетов и целей государственной политики. Программа развития школы:- это стратегический документ учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности;- в нем показаны механизмы решения педагогических проблем и предполагаемые результаты такой деятельности;- это основной механизм управления инновационной деятельностью и фактор успешности развития. Программа развития и ООП:анализ федеральных документовОпределения:Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий.Примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемый объем и содержание образования. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и наукиот 16.07.12 № 05-2680 «Методические рекомендации по организации и проведению… контроля качества образования в ОУ, реализующих ООП НОО, ООО, СОО»П.7. Типичные нарушения обязательных требований, допускаемые ОУ при осуществлении образовательной деятельности:Отсутствие самостоятельно разработанной и утверждённой ООП.Несоответствие учебного плана.Отсутствие (несоответствие) рабочих программ учебных предметов.Несоответствие ООП требованиям ФГОС.Несоответствие перечня учебников и учебных пособий федеральному перечню.Отсутствие системы внутреннего мониторинга качества образования. Программа развития: отличительные особенностиимеет стратегический характер, является приоритетной по отношению к ООП (документу тактического уровня);показывает наиболее общие способы реализации инновационных идей (в отличие от ООП, которая показывает конкретные механизмы достижения планируемых результатов);имеет план мероприятий, касающихся всего учреждения, а не ступени образования, как в ООП. Функционирование развитие Основная образовательная Программа развития программа Ориентировочные схемы: - Программы развития- Основной образовательной программы Компетенция ОУ по разработке документовФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»Ст. 28 (П.3). К компетенции образовательной организации относится:6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.


Программа развития и механизмы финансирования образовательных учрежденийНовые механизмы финансирования образовательных учреждений в рамках методологии подготовки и исполнения бюджета (бюджетирования, ориентированного на результат - БОР).Программно-целевой метод планирования - формирование программного бюджета, сочетающего в себе требования к установлению планируемого результата и конкурентному распределению ресурсов (государственные и муниципальные задания). Программа развития - механизм реализации финансовой модели, содержащая финансовый план и критерии эффективности расходования бюджетных средств. Структура программы развития - краткая аннотация (паспорт) программы;- информационная справка;- проблемно-ориентированный анализ, включая оценку достижений, конкурентных преимуществ;- концепция будущего состояния, включая цели и задачи;- стратегия и тактика перехода учреждения в новое состояние;- конкретный (тактический, оперативный) план действий по реализации программы развития.Дополнительные разделы (современные требования): перечень целевых индикаторов и показателей; ресурсное обеспечение; меры регулирования и управления рисками; методика оценки эффективности программы. Структура основной образовательной программыРазделы (для каждой ступени общего образования):Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержательный - программа формирования УУД; программы отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования экологической культуры и ЗОЖ (социализации); программа коррекционной работы. Организационный - учебный план и план внеурочной деятельности; система условий реализации ООП. Сроки действия программы развития и освоения основной образовательной программыКак показывает практика, действие программы развития ОУ рассчитано на 3-5 лет (чаще всего – на 5 лет). Срок освоения ООП: начального общего образования - четыре года (для детей с ОВЗ – 5 лет); основного общего образования – пять лет; среднего (полного) общего образования – два года. В какой части системы образования реализуются программы развития и ООП?Программа развития затрагивает конкретный уровень системы образования: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения.Область реализации ООП связана с содержанием образования определенной ступени (например, начальная, основная, средняя школа). Соотношение обязательной и вариативной частей документовВ программе развития не определено соотношение обязательной и «вариативной» частей документа. В основной образовательной программе соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, четко регламентировано (80/20 – начальная школа; 70/30 – основная школа; 2/3 и 1/3– средняя школа). Особенности проектирования документов(креативность-технологичность)1. Разные технологичные подходы к разработке документов:создание программы развития – творческий процесс, связанный с выявлением проблемных точек, определением концептуальных положений, включая стратегию изменений, которая находит свое выражение в планах и подпрограммах;- проектирование ООП – это технологичная работа с определенной группой документов, включающих в себя инвариантное и вариативное содержание, соотношение которого определяется федеральными документами. Особенности проектирования документов(стратегия - тактика)2. Программа развития образовательного учреждения имеет стратегический характер, разрабатывается для всей образовательной системы, ее основные идеи и положения используются в основной образовательной программе как документе тактического характера, в большей степени обеспечивающем режим функционирования. Особенности проектирования документов(взаимовлияние)3. Несмотря на стратегический характер программы развития, большое значение при ее разработке имеют основные позиции ФГОС, которые находят свое отражение в ООП.Следовательно, необходимо говорить о взаимодействии, взаимовлиянии двух документов: информация, представленная в основной образовательной программе, может влиять на проектирование (а при необходимости, и коррекцию) программы развития. Особенности проектирования документов(выборочное взаимное дополнение)4. Разная структура документов (программы развития и ООП) обусловливает использование взаимодополняющего содержания в конкретных (определенных, не во всех) разделах проектируемого документа. Особенности проектирования документов(разные управленческие алгоритмы)5. Разный срок действия (освоения) создаваемых документов затрудняет режим «совместной разработки», и при этом делает актуальной целесообразность, возможность дополнений, уточнений, вносимых и в программу развития, и в основную образовательную программу. Особенности проектирования программы развития и ООП во взаимосвязи их структуры и содержанияна примере некоторых разделов Общая характеристика документовПрограмма развитияПаспорт. Информационная справкаОсновная образовательная программа.Пояснительная запискаОбщая информация об образовательном учрежденииВведение. Цели и задачи реализации ООП. Состав участников образовательного процесса (образовательных отношений)Опыт проектирования, имеющиеся достиженияОбщая характеристика ООП. Принципы и подходы к формированию ООПРесурсное обеспечение. Общая характеристика системы управленияКраткое описание организации внеурочной деятельности Цели, задачи, ценностные основания документовПрограмма развитияКонцепцияОсновная образовательная программаПояснительная запискаЦели и задачи (модель выпускника разных ступеней образования)Цели и задачи реализации образовательной программы (вариативная часть)Ценностные основания развивающегося образовательного учрежденияПринципы (требования) и подходы к формированию документа Модель выпускника и оценка достижения планируемых результатовПрограмма развития Основная образовательная программаКонцепция - модель выпускника разных ступеней образованияПланируемые результаты освоения ООП соответствующей ступениКонцепция - критерии, показатели и индикаторы эффективности реализации документаСистема оценки достижения планируемых результатов освоения ООП  Организационные модели реализации содержания образованияПрограмма развитияОсновная образовательная программаПроблемно-ориентированный анализ.Концепция – модель образовательных маршрутов и траекторий.Учебный планПлан внеурочной деятельности Духовно-нравственное развитие и воспитаниеПрограмма развития Основная образовательная программа Концепция - воспитательная системаСодержательный раздел - программы духовно-нравственного воспитания, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, воспитания и социализации Организационные условия реализации документовПрограмма развития Основная образовательная программаСтратегия и тактика перехода учреждения в новое состояниеСистема условий реализации основной образовательной программы Особенности проектирования и экспертизы документовосновные этапы 1. Принятие решения о необходимости и сроках разработки документов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа развитияООПРешение о разработке принимается администрацией, педагогическим коллективом и согласуется с учредителемРешение о создании принимается руководителем ОУ (ОО) с учётом плана поэтапного введения ФГОСОснования:- Окончание срока действия существующей программы- Выполнение ФЗ от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании»- Появление новых проблем или идей - Разработка региональных и (или) муниципальных программ развития 2. Формирование рабочих групп{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа развитияООПДиректор школы (руководитель группы)Заместители директора по УМР, УВР, ВРРуководитель НМСРуководители ШМОПедагог-психолог, социальный педагогПредставители общественности (Члены Управляющего совета)Научный руководитель (консультант)Заместитель директора по УВР (руководитель группы)Педагоги начальной, основной и средней школыПедагог-психолог, социальный педагогПредставители учреждений дополнительного образования детейПредставители общественности 3. Создание плана деятельности групп по разработке документов Документы для разработки программы развития:- ФЗ «Об образовании в РФ», гос. и ведомственные ЦП;- региональная и муниципальная программы развития образования;- диагностические методики, обеспечивающие проведение проблемно-ориентированного анализа;- концептуальные и теоретические материалы;- локальные акты ОУ, ООП каждой ступени образования.Документы для разработки ООП:- для обязательной части: приказ об утверждении ФГОС и примерная ООП данной ступени;- для «вариативной» части: методические материалы, описывающие особенности используемых учебников и пособий; региональные документы; программа развития и локальные акты ОУ.4. Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для проектирования 5. Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения промежуточных результатов разработки документов.6. Проведение внутренней и внешней экспертизы. Утверждение документов.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Программа развитияООППроведение внутренней экспертизы (с приглашением общественности и научного консультанта)Обсуждение материалов на заседании педагогического совета (согласно Уставу)Согласование документа с учредителемУтверждение документаПередача программы на независимую внешнюю экспертизуПроведение внутренней экспертизы (с обязательным участием педагогов соответствующего уровня образования)Обсуждение ООП на заседании педагогического совета (согласно Уставу)Утверждение документаПередача программы на независимую внешнюю экспертизу (в случае целесообразности) Дети учатся лучше там, где их воспитывают и на этой основе учат. Они учатся хуже там, где их учат и надеются, что обучение повлечет за собой воспитанность.Шалва Амонашвили«Вера и любовь» МАОУ СОШ № 2 ст. Брюховецкой2bru.ruwww.akademkniga.ru