Средства, методы и условия спортивной подготовки пловцов
Методическое объединение спортивного клуба
15.03.2014 год
педагог дополнительного образования - Бойко А.В.
Средства, методы и условия спортивной подготовки пловцов.
Процесс обучения плаванию органически взаимосвязан с тренировкой, т.е. совершенствованием технической, физической и других видов подготовки. При обучении технике спортивного плавания занятия с детьми в первую очередь должны быть направлены на всестороннее физическое развитие и носить оздоровительный характер. В связи с этим учебно-тренировочная работа в бассейне должна сочетаться с занятиями общеразвивающими и специальными упражнениями, а также другими видами спорта.
К основным средствам обучения плаванию относятся, следующие группы физических упражнений:
общеразвивающие и специальные физические упражнения;
подготовительные упражнения для освоения с водой;
учебные прыжки в воду;
игры и развлечения на воде;
упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Каждая группа упражнений различается по направленности воздействия и применяется для решения конкретных задач процесса обучения. Успешное обучение во многом зависит от оптимального сочетания упражнений каждой группы (как на разных этапах обучения, так и в отдельно взятом занятии). Соотношение упражнений каждой группы между собой зависит от условий для обучения, возраста и подготовленности обучающихся.
Общеразвивающие и специальные физические упражнения.
Комплекс упражнений на суше подготавливает занимающихся к предстоящей нагрузке. Для более быстрого и качественного освоения упражнений рекомендуется включать комплекс из 10-12 упражнений, каждое из которых по мере необходимости может заменяться другими.
Упражнения, выполняемые на суше перед занятием в воде, способствуют:
Общему физическому развитию детей и подростков;
Воспитанию необходимых для успешного обучения плаванию качеств: координации движений, силы мышц и подвижности в суставах;
Более быстрому и успешному освоению техники плавания в непривычных условиях водной среды.
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают освоиться с новой, непривычной, средой и подготовиться к овладению техникой спортивного плавания. Эти упражнения обязательны для занимающихся любого возраста и любого уровня подготовленности.
Упражнения для ознакомления со специфическими
свойствами воды способствуют:
Появлению уверенности в непривычных условиях водной среды;
Ознакомлению с плотностью, вязкостью, темпе6ратурой воды;
Воспитанию чувства опоры о воду.
Погружения в воду с головой и открывание глаз помогает:
Устранить инстинктивный страх перед водой;
Почувствовать выталкивающую подъемную силу воды;
Научить открывать глаза в воде, улучшая тем самым ориентировку в ней.
Всплывание и лежание на воде помогают:
Знакомятся с непривычным для них состоянием невесомости;
Осваивают навык лежания на воде в горизонтальном положению.
Дыхание в воде, занимающиеся осваивают:
Навык задерживать дыхание на вдохе;
Умение выполнять выдох-вдох и затем задержку дыхания на вдохе;
Выдохи в воду.
Выполнение скольжений помогает освоить:
Равновесие, обтекаемое положение тела в условиях, наиболее приближенных к плаванию
Учебные прыжки
Прыжки в воду делают занятие значительно эмоциональнее, интереснее.
Дети любят прыгать в воду не меньше, чем играть.
Выполнение простейших прыжков помогает:
Быстрее освоиться с водой, чему способствуют длительные погружения с головой;
Успешному освоению стартового прыжка, так как прыжки в воду служат подводящими упражнениями для этого;
Последующему освоению техники прикладного плавания.
Иры и развлечения на воде.
Широкое применение игр на занятиях с детьми является обязательным требованием физического воспитания.
При помощи игр решаются следующие задачи:
Повторение и закрепление разученных ранее упражнений и движений;
Повышение эмоциональности на занятиях;
Укрепление контактов в коллективе;
Воспитание самостоятельности, инициативы, решительности.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания
Многообразие упражнений, выполняемых в специфических условиях водной среды, способствует постановке компонентов спортивной технике: положение тела, движений, руками, дыхания и согласования этих движений. В основу упражнений для изучения элементов техники спортивного плавания лежат скольжения, которые выполняются на груди и на спине с различными положениями рук, с гребковыми движениями в различных направлениях и с различной скоростью. Подбор упражнений с первых шагов обучения обеспечивает комплексное освоение техники спортивных способов плавания.
Заключение:
Итак, для достижения мастерства в плавании необходимо овладеть многообразием силовых, скоростных и др.навыков. Спортивный результат зависит от эффективности общей взаимосвязи и согласованности между этими навыками. Поднять спортивное мастерство можно только путём непрерывного включения в тренировку новых упражнений, новых методов работы, непрерывно увеличивающих диапазон умений и навыков спортсмена.
15