Разработка занятия для старшеклассников Не привыкай к плохому


«Не привыкай к плохому»
(занятие с элементами тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ)
(МО педагогов-психологов)
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи: 
Повышение уровня информированности детей о вреде употребления ПАВ;
Познакомить с достоверной информацией о причинах и последствиях употребления ПАВ;
Развивать возможные стратегии поведения для предупреждения ПАВ-зависимости
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация, бейджики, кактусы, свеча.
Оформление: Цитаты:
«остановись и подумай
«Сигареты – бикфордов шнур с одной стороны которой огонек, а с другой – дурак» (Бернард Шоу)
«Не пейте вина, не огорчайте своего сердца табачищем, и вы проживете столько, сколько прожил Тициан» (И.П. Павлов)
«Водка белая, но красит нос и чернит репутацию…» (А.П. Чехов)
«Опьянение – добровольное сумасшествие» (Аристотель)
«Пьянство есть упражнение в безумстве» (Пифагор)
«Наркомания – это многолетнее наслаждение смертью» (Франсуа Мориак)
Место проведения: Просторное помещение или зал.
Ход занятия
(Учащиеся входят в зал, рассаживаются на стулья, расставленные по кругу)
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о важных вещах. Но прежде, давайте встанем и поприветствуем друг друга необычным способом.
Игра “Давай поздороваемся”.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: “европейцев”, “японцев”, “африканцев”. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми “своим” способом: “европейцы” пожимают руку, “японцы” кланяются, “африканцы” трутся носами.
(Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией).
Ведущий:
Несмотря на то, что тема нашего занятия весьма серьезная, мы постараемся не скучать.
А теперь, ребята, я хочу узнать ваш настрой на работу, вашу работоспособность.
Игровая диагностика "Ладошки"
- Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш зажатый кулак – минимальная оценка. Это те, кто к участию в работе не готов.
Открытые ладошки – это максимальная оценка, т.е. вы готовы к участию.
(Проведение).
- Спасибо. Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Я приглашаю вас к участию и объясняю правила сегодняшнего занятия.
Правила в работе:
Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;
Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
Вся личная информация, сообщённая тобой в ходе занятия является закрытой и не разглашается.
Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают;
Если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше.
Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой;
Ведущий:
- Вернемся к теме нашего занятия.
- Давайте помечтаем… Как вы видите свое будущее? (Несколько высказываний).
- Каждый из вас, наверное, хочет быть богатым, успешным, счастливым человеком. И чем ближе становится тот порог, за которым начинается своя самостоятельная жизнь, тем ярче мы видим свой путь в ней.
Дороги, что открываются каждому из вас разные и каждая по-своему прекрасна. Может быть – это вершина успешной карьеры или удачный бизнес; может быть – достойное уважение, хорошая профессия или признание миллионов поклонников. Может, это победы, одержанные над соперниками и, прежде всего над собой, что несут гордость свершений.
Вы должны искать себя, находить новые отражения в этой открытой жизни.
Но в жизни, как на дороге со знаками мы всегда должны задумываться о том, а правильно ли мы живем?
Есть вещи, которые могут помешать вам претворить мечты в реальность. Это употребление наркотиков и других ПАВ. Вряд ли стоит говорить, как актуальна эта проблема.
Ведущий:
- Что выбрать?
Чистый свет, дыханье свежести и радость?
Иль сигареты черный дым,Боль в голове, когда все в тягость?
Основная часть
1.
Ведущий:
Колумб Америку открыл - великий был моряк.
Но плохо тем, что приучил он всех курить табак.
От трубки мира у костра. раскуренной с вождем,
Привычка вредная пошла в масштабе мировом.
- Сегодня все больше фактов говорит о табаке, как о самом смертоносном наркотике в мире. Ежегодно табакокурение уносит жизни 400 000 россиян, являясь причиной 17% всех смертей. От курения умирает больше людей, чем от пожаров, катастроф, СПИДа, убийств, употребления наркотических средств, вместе взятых.
- Чем же опасен табачный дым? (Он опасен прежде всего тем, что содержит в себе наркотическое вещество – НИКОТИН, а также окись углерода, аммиак, эфирные масла, канцерогенные углеводороды и др. вещества).
Ведущий:
- И не только… табачный дым содержит 196 различных ядов, а также 16 наркотических веществ, вызывает устойчивую зависимость к курению.
- А что вы знаете о том, к каким заболеваниям приводит употребление табака?
(Это приводит к заболеваниям бронхолегочной системы, снижению сопротивляемости организма, раку, рождению нездорового потомства).
Ведущий:
- Основной причиной смерти курильщиков являются сердечно-сосудистые заболевания, в т.ч. инфаркты и инсульты. У курящих чаще бывает рак гортани, пищевода, поджелудочной железы. Курение также способствует вымыванию кальция из кости, что приводит к их хрупкости.
Что же касается пассивного курения, то у вынужденных дышать табачным дымом окружающих курильщика людей, риск развития рака, аллергии и многих других заболеваний намного выше.
Особенно от курения страдают дети. Часто родители не хотят задумываться, что их ребенок приобрел целый букет болезней потому, что вынужден находится рядом с дымящими сигаретой взрослыми.
- Говорят, что капля никотина
Убивает крупную скотину. До чего ж вынослив человек,
Если он со смертью ходит рядом,
Отравляясь никотинным ядом…
И живет довольно долгий век…

(Просмотр видеофрагмента о вреде табакокурения)
- Зная состав табачного дыма и какой вред он наносит здоровью, в цивилизованных странах принимаются законы, охраняющие право некурящих:
1) США: курильщики платят более высокие взносы по медицинскому страхованию, чем некурящие американцы.
2) Германия: запрещено курить на вокзалах, а Ассоциация домашних врачей Гамбурга предлагает продавать сигареты только в аптеках.
3) Великобритания: запрещено курить в пригородных поездах. Антитабачная служба Великобритании добилась постановления, согласно которому некурящий сотрудник вправе потребовать от своих курящих коллег компенсации в 25 тысяч долларов (примерно, 700 тыс. рублей).
4) Сингапур: курение запрещено в общественном транспорте, такси, лифтах, кинотеатрах, общественных заведениях, ресторанах и торговых центрах.
5) Бельгия: запрещено курить в помещениях, где есть дети, и в учреждениях здравоохранения, в домах престарелых.
6) Япония и Финляндия: медицинская деятельность считается несовместимой с курением.
7) Италия: курильщикам придётся раскошеливаться на сумму до 500 евро (около 17 тыс. рублей), если они закурят в неположенном месте, да ещё рядом с ребёнком до 12 лет или беременной женщиной.
8) Канада: сухие фразы о вреде курения на сигаретных пачках заменили более красноречивыми картинками – изображениями больных органов заядлых курильщиков.
9) Норвегия: запрещено курить везде, кроме собственного дома и автомашины.
10) Россия: 10 июля 2001 года Президентом Российской Федерации подписан закон «Об ограничении курения табака». Закон гласит, что нельзя курить в общественных местах (в авиатранспорте, спортивных учреждениях, театрах, кино и др.). Воспрещено продавать сигареты детям до 18 лет.
- Что же мешает курильщикам бросит курить?
- Можно ли избавиться или вообще обойтись без этой вредной привычки?
(Конечно, можно избавиться. Бросит курить под силу каждому. Этому способствует приобщение к спорту, занятия музыкой или просто нужно заняться любимым делом, чтобы не страдать от безделия).
2.
Ведущий:
- С тех пор, как люди научились изготавливать алкогольные напитки и употреблять их, они убедились в том, что всегда, за вызываемым ими весельем, следуют многочисленные беды, страдания, болезни.
К сожалению, многие люди обрели дурную привычку заглядывать в стакан еще в подростковом возрасте. А это время – период бурного развития. Алкогольный яд действует в это время в несколько раз сильнее. У подростка быстрее проходит обмен веществ, быстрее течет кровь… И алкоголь скорее проникает в мозг, печень, легкие.
Статистика утверждает, что путь подростка к алкоголизму в 3-4 раза короче. Ложная веселость быстро сменяется агрессивностью. Хулиганство, кражи. Драки – далеко не полный перечень преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения.
Тюрьмы и колонии полны теми, кто совершил самые страшные преступления под воздействием этой веселости. Причем, по словам преступников, они сами не понимали того, что делают.
- Давайте, рассмотрим – каковы же последствия злоупотребления спиртными напитками?
28155902324101943100-90805Болезни
00Болезни
4038600285750Травматизм
00Травматизм

348234029400519050099695Преступность
00Преступность

2025015165100Алкогольное
ОПЬЯНЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
00Алкогольное
ОПЬЯНЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
371094050800037109401022350336804016129002815590176530018154651612900123444011747501234440641350167259011747516287752304415Автокатастрофы (дорожно-транспортные происшествия)
00Автокатастрофы (дорожно-транспортные происшествия)
4444365908050Разводы в семьях
00Разводы в семьях
3333751685290Смерть
00Смерть
-323851022350Алкоголизм
00Алкоголизм
-80010422274Отравления
00Отравления
39909751504315Врождённые уродства детей
00Врождённые уродства детей
4448175351790Тунеядство
00Тунеядство

(Просмотр видеофрагмента о вреде алкоголя на организм человека.)
Ведущий:
- Алкоголь обладает опьяняющими свойствами. Пьяный человек теряет рассудок, часто даже не может контролировать свои поступки.
- Почему же люди начинают выпивать?
Для пьянства есть такие поводы:Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье.
Печаль, награда, новый чин
И просто – пьянка без причин.
- Можно ли как-то бороться с этим злом или совсем от него избавиться?
- Так уж повелось… Повод для выпивки можно найти всегда. Сказанные с убийственным сарказмом слова английского поэта Роберта Бёрнса сохраняют актуальность и в наше время.
Видя множество примеров губительного действия алкоголя, люди, тем не менее по отношению к себе, о возможном вреде его употребления не думают, считая что это касается лишь других.
Часто алкоголики заболевают страшной болезнью – белой горячкой, поэтому их приходится изолировать от общества в психиатрические больницы.
3.
Ведущий:
- К сожалению, многовековая борьба с алкоголизмом пока так и не увенчалась успехом. Мы по-прежнему поднимаем бокал за здоровье, хотя с каждым новым бокалом здоровья становится все меньше и меньше. И есть те, которым знакомства с алкоголем оказалось недостаточно. Те, кто в погоне за более сильными ощущениями шагнул еще дальше – навстречу пропасти и начал принимать наркотики. Слово «наркотик» означает «опьянение», «оцепенение».
- Что же такое наркомания?
- Это серьезнейшая зависимость организма человека от средств и веществ синтетического, а иногда природного происхождения (мак, конопля). Сегодня наркомания – это «болезнь», «чума» нашего века.
Ведущий:
- По данным Российской Федерации за последние 10 лет число только детских смертей от наркотиков увеличилось в 42 раза. 2/3 детей и подростков пробовали наркотики. Каждый год в армии наркоманов прибавляется 66 000 человек. 75% наркоманов младше 25 лет. Средний возраст употребления наркотиков – 13 лет. Среди детей и подростков, принимающих наркотики, 99% больны гепатитом, 30% - носители ВИЧ. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2.5 раза выше чем среди взрослых.
Причинами этого является:
низкий уровень информированности о вреде наркотиков;
низкий уровень ценностных ориентаций молодого поколения;
нарушение правовых норм и правил общественного поведения со стороны молодёжи;
плохая организация досуга;
финансовая свобода (на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в значительной степени подростками из благополучных семей с высоким достатком);
лёгкая доступность наркотиков в кафе, на дискотеках, в парках;
малая доступность квалифицированной бесплатной консультации для подростков, употребляющих наркотики.
- Кто же обычно становится наркоманом?
- Человек, который попадает в зависимость (физическую и психологическую) от наркотиков. Это слабые люди, одинокие, замкнутые, забитые, бомжи, безработные… В результате жизнь летит под откос…
Ведущий:
- Не только слабые становятся наркоманами, но и сильные люди, популярные, перспективные, успешные, открытые. Ярких примеров этому много: на отечественной эстраде – это известный и талантливый актер, неординарный человек Владимир Высоцкий, на зарубежной эстраде – кумир молодежи 60-х годов прошлого века – Элвис Пресли, знаменитый артист Маколей Калкин и мн. другие. К сожалению, от этой беды не застрахован никто.
Упражнение «Черное и белое»
Группа (класс) делится на 2 команды. Даётся список утверждений. Первая команда доказывает, что они верны и приводит аргументы «за», а вторая команда- доказывает обратное и приводит аргументы «против».
Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.
Наркотик делает человека свободным.
Наркотики бывают «всерьёз» и «не всерьёз».
Наркоману не добиться успеха в жизни, мысли о будущем только мешают ему.
Наркоман не может создать собственной семьи, вряд ли кто-то согласится связать свою жизнь с больным человеком.
- Почему же подростки начинают употреблять наркотики?
- Что толкает их на этот страшный шаг? (Ответы и рассуждения детей).
- Есть привычка, и есть болезненное пристрастие к наркотикам. Вредную привычку победить легче.
Если сформирована привычка, то хотя подросток и ощущает сильное желание принять наркотик, он ещё может силой воли сдержать себя. У него ещё нет потребности в постоянном увеличении дозы принимаемого наркотического вещества, ещё не бывает «ломки». Приём наркотиков, хотя и отрицательно влияет на психику и общее состояние здоровья, не оказывает пока серьёзного влияния на поведение в быту и в общественной жизни.
Но этот период продолжается недолго. Наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма. Вследствие этого они становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия организма в целом.
После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает так называемый абстинентный синдром (синдром отмены, «ломку»). Подросток вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, утомляемость. Подростку всё труднее удаётся сосредоточить внимание на уроках и во время приготовления домашних заданий. Появляется сильное беспокойство. Постепенно страх не найти денег на наркотик становится невыносимым. Нарастают отчаяние, чувство безнадёжности.
Подросток не в состоянии чем-либо заняться, выполнять какую-либо работу. Его единственное желание – любой ценой раздобыть наркотик. На этом концентрируются все его мысли и поступки, зачастую наркотик для него становится важнее пищи. Такому состоянию сопутствуют телесные недомогания: сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги и др.
Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Постепенно он становится их рабом.
Чтобы не допустить этого следует соблюдать определённые правила:
не бойтесь сказать «нет» людям, которые предлагают попробовать наркотические средства;
не ищите в употреблении психоактивных веществ выхода из затянувшегося плохого настроения или депрессии;
откажитесь от общения с людьми, пристрастными к употреблению психоактивных веществ;
не верьте утверждению, что единожды попробовав наркотик, вы не привыкните к нему.
Помните, что ваша жизнь – это бесценный дар. Берегите своё здоровье, не искушайте судьбу, не подвергайте себя опасности!
Игра «Марионетки»
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус.
Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды".
Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
Хотелось ли что-либо сделать самому?
Ведущий:
- Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное "Нет".
Упражнение «Кривое зеркало»
- Сейчас я попрошу вас написать на ватмане несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:
Свобода – Удовольствие – Здоровье – Счастье – Радость – Любовь – Добро – Жизнь – (зависимость, рабство)(страдание)(болезнь)(беда, несчастье)(горе)(ненависть)(зло)(смерть)
В наркомании, как в кривом зеркале, все явления приобретают обратный смысл. Обратитесь к словарю, который лежит перед вами. Если вам говорят: “Хочешь испытать ни с чем не сравнимое удовольствие и наслаждаться свободой?”, следует понимать так: “Хочешь испытать боль, корчиться в ломке и попасть в рабскую зависимость?”. Предложение, которое вам делают “по доброте душевной”, превратит вашу жизнь в смерть.
Игра "Портрет наркомана"
На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.
Ведущий:
- Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?
(Дети отвечают).
Заключение
Ведущий:
- Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать "Нет!" наркотикам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
Игра "Да здравствует жизнь!"
Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают взрослые ассистенты. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка.
Ведущий:
- И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми!
Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Есть ещё одно оружие от наркотиков – самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков? (Ответы детей).
– Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.
Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)
А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.
Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!!!
До свидания!
(В конце раздаются буклеты)