Родительское собрание на тему «Учите детей вежливости»


Родительское собрание на тему: «Учите детей вежливости»
Умение вести себя украшает и ничего не стоит (пословица)
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания школьников в условиях школы и семьи.
Задачи:
Актуализировать понятие «вежливость».
Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
План проведения:
I.      Подготовительный этап
 1.1. Проведение микроисследований
Анкетирование родителей (приложение 1)
Опрос детей (приложение 2)
1.2. Педагогический всеобуч «Уроки вежливости»
Ход мероприятия
Вступительное слово.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!
Звучит песня «Вежливые люди».
Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»
Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая мяч по кругу,  вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость» 
Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость , радость, доброта…… . Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность , такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.(по мере называния, открываются лепестки ромашки)
Учитель
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».  
Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю,  что вы уже догадались, что  разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.
Вежливость внешне проявляется в соблюдении правил приличия, принятых обществом. Воспитание вежливости начинается в семье. Именно здесь учат ребенка искусству человеческого общения. Вежливость раскрывает внутреннюю культуру человека через сумму поступков по отношению к другим людям. Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от сложившейся конкретной обстановки: Не только детям, но многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по - доброму; всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Сегодня мы вкладываем в понятие вежливости не только и не сколько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не позволит себе оскорбительное отношение к окружающим, небрежное отношение к природе.
Современный воспитанный человек - личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них, управлять своими эмоциями. Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном поведении. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.
2.Родительский практикум. Работа в группах
I группа .Пословицы и поговорки о вежливости ( закончи)
Вежливости открываются ….(все двери)
Ласковое слово и ….(кошке приятно)
Доброе слово лечит, а ….(злое калечит)
Плохое слово, что ….(грязная вода)
Ласковым словом и …..(мед растопишь)
II группа. Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер?
(В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В.Осеева «Труд согревает», В.Осеева «Волшебное слово», В.Осеева «Просто старушка», Л.Толстой «Прыжок»)
III группа. Ребенок - взрослый (решение педагогических ситуаций)
Папа с Сережей во время прогулки купили букетик цветов для бабушки: любимые цветы, подаренные внуком, доставят большую радость. После обеда Сережа с папиной помощью вымыл посуду, чтобы мама могла отдохнуть. А вечером, когда пили чай, мальчик угостил всех членов семьи подаренной ему шоколадкой. – Как вы думаете, кто помог ребенку доставить близким радость,  и нужно ли это ему?  (Отец) 
Маленькие знаки внимания убеждают во взаимной любви. Не забывайте и сами радовать детей: подарить карандаш или книгу, сыграть в любимую игру, угостить мороженым или яблоком.
-Утром шестилетняя Иришка собирается в школу. Бабушка видит, что она надевает мамину шляпу.
- Красиво? Мне идет? – спрашивает девочка.
- Нет, не красиво. Такие шляпы носят только взрослые, - говорит бабушка.
- Нет красиво! Мне нравится! Я в ней пойду. , - твердит девочка.
Тогда бабушка подает ей мамины туфли и серьезным тоном говорит
- К этой шляпе и туфли нужны соответствующие. Примерь и будет красиво!
Иришка смотри вопросительно, серьезность бабушкиного тона приводят девочку в недоумение. А затем она говорит:
- Ну, бабушка, ты и смешная! Тогда надевай ты мои туфли!
Обе смеются. Назревающий конфликт рассеян.
- Что помогло разрешению данной конфликтной ситуации.?Юмор. 
- Присутствует ли юмор в ваших отношениях?  Приведите примеры.   
- Вечером детей забирают домой из группы продленного дня . «Какой ты добрый! Спасибо!» - говорит мама сыну, который угостил ее конфетой, полученной на полдник. «Ты самая замечательная дочка, - радостно шепчет другая мама своей малышке, - я по тебе соскучилась», «Ну, грязнуля, пойдем домой, опять придется стирать твои штаны», - нервничает третья. Короткие мгновения вечерней встречи, но как много они могут рассказать о семьях. Ваше мнение о порядках, заведенных в семье. Будет ли такая атмосфера семьи способствовать воспитанию культуры поведения? Почему?
3. Анализ анкет.
4. Подведение итогов. Взгляд на воспитание.
Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
Родители. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
С чего следует начинать воспитание культуры поведения?
Р. «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона»,  -  такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова
Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения? 
Р Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.
У. Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?
5. Заключительная часть.
- В заключении нашего собрания я вручаю Вам памятки: ««Правила общения в семье» (приложение 3)
Приложение 1
Анкета для родителей.
Что такое вежливость, тактичность, чуткость, деликатность?
Какие привычки культурного человека имеет ваш ребенок?
Что и ли кто является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
Назовите методы, которые вы используете для привития ребенку хороших манер ?Какие трудности испытываете в вопросе по привитию навыков культурного поведения?
Приложение 2
Опрос детей
Какие вежливые слова ты знаешь?
Кто такой вежливый человек?
А ты вежливый?
Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
Почему вежливые слова называют вежливыми?
О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?
Приложение 3
Памятка
Правила
общения в семье
 
Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
Не говорите о   людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Литература:
Насонкина С. Уроки этикета. – СПб.: Акцидент, 1998
Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей». -  М., ДОМ.XXIвек, 2006
Островская Л. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника, -  М., Просвещение, 1987
Пушникова В. Этикет для маленьких, - Тюмень: Издательство Тюменского университет, 2000
Энциклопедия «Хорошие манеры для самых маленьких», М., Белфаскс, 1997