Работа с родителями Познавательная лекция «Значение семьи в интеллектуальном развитии ребёнка»


Работа с родителямиПознавательная лекция «Значение семьи в интеллектуальном развитии ребёнка»
Добрый вечер, уважаемые родители. Все мы знаем, что наши детки скоро пойдут в школу, вступят уже во взрослую жизнь, поэтому ваша роль очень важна для интеллектуального развития вашего ребёнка, и мне сегодня хотелось бы рассказать вам, что же такое интеллектуальное развитие ребёнка?
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всесторонне развитым ребёнком. А для того, чтобы успешно развивать интеллект, необходимо понимать, что это такое.
В психологии существует несколько мнений на этот счёт, но все они сводятся к следующему: Интеллект – это некая сумма знаний и умений + способность эти самые знания усваивать и решать с помощью них любые нестандартные ситуации. А усваивать эти знания и умения помогают другие способности – познавательные (восприятие, внимание, память), своевременное и достаточное развитие которых является важной предпосылкой и необходимым условием формирования мышления ребёнка.
Психологи сводятся также во мнении, что интеллект – это генетически заданная характеристика, выражаемая в виде задатков. А вот развитие этих задатков – задача воспитания и обучения. Поэтому так важна роль педагогов и родителей в процессе интеллектуального развития. Нужно понимать и помнить о том, что интеллектуальное развитие ребёнка не предопределено заранее: его можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком – то этапе (в зависимости от обстоятельств). Ведь развитие мышления у детей определяется не только и не столько их способностями (задатками) и возрастными особенностями, а в большей мере объёмом и характером информации, которую они получают и степенью её усвоения.
Для гармоничного интеллектуального развития ребёнка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям! Именно в дошкольном возрасте маленькие «почемучки» очень любознательны. Они, как губка впитывают новые знания. Очень важно не упустить момент для интеллектуального развития ребёнка. Научно доказано, что дети в первые 5 лет жизни усваивают столько же информации, сколько за всю оставшуюся жизнь. Поэтому, чем раньше вы позаботитесь о его умственном развитии, тем легче ему будет потом получать новые знания в школе. И именно в этом возрасте, если вы заинтересованы в интеллектуальном развитии своего ребёнка, направьте его неуёмную энергию, желание узнать как можно больше в конструктивное русло.
Что нужно для интеллектуального развития ребёнка?
•Поощряйте его активность (разумеется, в пределах возможного). Например, поощряйте его стремление что – либо разбирать, собирать, открывать, закрывать, ломать и чинить – в процессе такой самостоятельной и увлекательной деятельности ребёнок учится мыслить, думать, проявляет смекалку и сообразительность.
•Подберите интересную для обоих (родителя и ребёнка) интеллектуальную задачу, игру и попытайтесь вместе этим позаниматься. Зачастую именно в такой совместной деятельности ребёнок начинает любить то или иное занятие, предмет.
•Научите любить чтение. Самое главное – не принуждайте силой ребёнка к чтению, сделайте так, чтобы он получал удовольствие от процесса.
•Одним из важных аспектов интеллектуального развития ребёнка является творчество – детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Всячески поощряйте малыша, хвалите его за различные поделки и рисунки.
•Интеллектуальное развитие ребёнка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые вы рассказывайте ему на ночь, с отношений между малышом и взрослым… Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за малышом, в какие сюжетно – ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная, доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребёнка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти любознательный, умный карапуз.
•Следует помнить о главном условии развития интеллектуальных способностей ребёнка – необходимо, чтобы ребёнок получал удовольствие, радость от самого процесса познания. Если же малыш выполняет какие – то задачи, из желания получить награду, из послушания, из страха быть наказанным, то, конечно, он усвоит определённые знания, но это не будет иметь никакого отношения к способностям.
Как оценить интеллектуальное развитие ребёнка?
Каждого родителя интересует, а достаточно ли развит его ребёнок для своего возраста? Нет ли у ребёнка, каких – либо нарушений в интеллектуальном развитии?...Ответы на вопросы могут дать специальные тесты, каждый из которых рассчитан на определённый возраст ребёнка. И нужно сказать, что при правильном (профессиональном) использовании тесты на оценку интеллектуального развития ребёнка дают довольно – таки достоверную информацию для вас, родители. Спасибо за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модифицированный опросник по Дж. Чейпи для родителейЦель: Определение уровня интеллекта детей самими родителями.
1. Оценка базового опыта ребёнка
•Приходилось ли ребёнку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?
•Был ли ваш малыш в библиотеке?
•Приходилось ли ребёнку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?
•Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
•Проявляет ли Ваш ребёнок повышенный интерес к чему – либо, есть ли у него хобби?
2. Оценка речевого развития
•Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
•Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
•Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щётка, пылесос, холодильник?
•Может ли ребёнок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
•В состоянии ли Ваш ребёнок рассказать историю, описать какой – либо происшедший с ним случай?
•Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
•Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики.
3. Оценка умения общаться
•Включается ли ребёнок в игру других детей?
•Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
•Способен ли ребёнок слушать других, не перебивая?
•Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую – либо сценку в домашнем спектакле?
4. Оценка когнитивного развития
•Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы. Например, найти картинку, непохожую на остальные?
•Может ли ребёнок различать буквы и читать короткие слова?
•Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
•Может ли ребёнок самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов?
•Может ли ребёнок рифмовать слова?
•Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
•Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Всего – 23 вопроса.
От 20 – 11 отрицательных ответов – низкий уровень интеллекта
От 10 отрицательных ответов – средний уровень
1 – 2 отрицательных ответа – высокий уровень