Использование народной сказки в формировании моральных качеств дошкольников


Дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа
№8 «Малыш»
Управления образования администрации города Шахтерска

Круглый стол для молодых педагогов
по теме: «Использование народной сказки в
процессе формирования моральных качеств дошкольников»
подготовила: Киселёва Ольга Николаевна
воспитатель II квалификационной категории
звание: «воспитатель-методист»




ШАХТЁРСК ,2015
ТЕМА: «Использование народной сказки в процессе
формирования моральных качеств дошкольников»
СКАЗКА – жанр устного народного творчества, в котором заложен большой эстетический потенциал, проявляющийся в красочном, романтическом изображении сказочного мира, идеализации положительных героев, обязательном счастливом конце, в увлечённости, которая соединяется с поучительностью. Сказочный сюжет отображает четкость и динамичность развития действий, многоэпизадичность, драматическое напряжение, законченность. Специфика композиции сказки – наличие начала и окончания, повторение эпизодов, трёхлесничное построение сюжета. Богатая, колоритная речь сказок завораживает, вызывает красочные образы, взбудораживает воображение.
Разнообразные по сюжетам и уровнем использования фантастики сказки делятся на группы:
1.Про животных. 4.Легенды.
2.Волшебные. 5.Небылицы.
3.Социально-бытовые. 6.Героическо-фантастические.
Самый распространённый вид сказок, который рано становится известным ребёнку, - сказки о животных. Народные сказки про животных самый лучший материал для познания ребёнком реальной жизни, реальных отношений между людьми. В них звери, как и люди, работают, отдыхают, спорят, разговаривают, конфликтуют, мирятся. Для маленьких детей самые доступные поучительно-развлекательные сказки про животных, которые позволяют им самим легко сделать выводы о том, что хорошо, а что плохо. С таких сказок, как «Кот и петух», «Коза-дереза», «Лисичка и журавль», перед детьми представляются разные характеры животных, которые раскрываются в тех или иных жизненных ситуациях. Доверчивый не очень умный петушок, лживая коза, хитрая лисичка, глупый медведь и другие сразу разгадываются детьми и у них возникают самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребёнка нормы поведения. Сказки утверждают ребёнка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед , и баба, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернётся к нему многими гранями. Ребёнку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не могли вытянуть репку.
«Курочка - ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н.Толстого, несёт в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.
Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»).
Среди поучительно – развлекательных сказок выделяются надоедливые. Они построены на диалогах, которые характеризуют персонажей по интересным принципам введения всё новых лиц, включаются в разговор и берут участие в событиях. Эти сказки не имеют такого динамического сюжета, как большинство других. Здесь действия из-за постоянного повторения основных событий сказки разворачиваются замедленно («Рукавичка», «Теремок»). Детей такие сказки заманивают ситуативным разнообразием, в основе которых движение – мышка бежит, лягушка прыгает. Происходит постоянное пополнение коллектива. Самохарактеристика, которая подаётся удачными эпитетами: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок - серый бочёк помогают детям представлять каждое животное. В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребёнку, ведь он должен определять своё место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка – ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживающие внимание ребёнка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребёнку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает её к коровушке за молоком. Курица – к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов курица принесла маслица, петух спасён, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зёрнышко».) Ирония сказки понятна ребёнку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребёнка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой светлых и тёмных сил, и чудесный вымысел. Волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Всё в нём необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьёт недругов; мельница мелит зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковёр-самолёт; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.
Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребёнка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чём говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
В особенности трогает ребёнка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась – и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры –напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребёнка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то , что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с её стройной композицией приучает ребёнка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряжённее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой приём помогает ребёнку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.
Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребёнка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.
Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьётся Иван-царевич, и каждый новый его противник сильнее предыдущего: трёхглавого сменяет шестиглавый, а шестиглавого – девятиглавый или двенадцатиглавый; три трудных задачи задаёт Морской царь Ивану-царевичу – и каждая новая всё труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего. Приём троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющееся скаканье на коне мимо терема царевны свидетельствует о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.
Волшебные сказки живо передают подробности человеческих переживаний и тем волнуют воображение слушателей.
Так как сказки разные по содержанию, сюжету, отличаются композиционным построением, методика их использования в разных возрастных группах специфична. Сказки должны быть подобраны согласно возрасту детей.
В детском саду для формирования у детей морально-этического воспитания при помощи сказки используют такие методы:
Информационно-рецепторный метод (ребёнок познаёт мир, приобретая определённые знания в форме информации).
Репродуктивный метод – конкретные навыки и умения закрепляются специальными упражнениями и благодаря повторению способов действий.
Исследовательский метод – обдумываются условия, делаются специальные ситуации, где ребёнок путём собственных проб и ошибок самостоятельно находит способы их решения.
Эвристический метод – ребёнок делает открытия до объектов и явлений окружения и к самому себе, своих сил и способностей.
Опытный метод – приобретенные знания и умения самостоятельно применяются для решения проблемных задач.
(Опытный, исследовательский и эвристический методы воспитатели должны использовать чаще, так как они наилучше направляют и развивают детское творчество).
С целью повышения продуктивности и повышения эффективности усвоения детьми народных сказок в детском саду используются такие формы работы:
- чтение сказок;
- рассказывание народных сказок;
- тематическое занятие (разные формы работы объединяются общей темой);
- театрализация – разыгрывание в ролях знакомой детям сказки; отображение характерных черт его героев;
- инсценировка – точное и последовательное отображение содержание сказки детьми при помощи костюмов, разных атрибутов, декораций;
- игры по сюжетам знакомых сказок;
- показ сказки (настольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр);
- просмотр сказок по видео;
- ритмико-речитативное рассказывание по одной ритмической кривой, с одной интонацией;
- общие беседы по теме: «Моя любимая сказка», «В гостях у сказки», «Сказка в гостях у детей»;
- дидактические игры: «С какой сказки герой», «Подбери картинку», «Путешествие в прекрасный мир сказок»;
- рассказывание знакомых сказок по картосхемам;
- беседы на морально-этические темы по содержанию сказки;
- самостоятельное составление детьми сказок;
- беседы по содержанию иллюстраций и репродукций художественных картин по сюжетам сказок;
- праздник сказки в детском саду;
- изготовление книжки-сказки по рисункам детей;
- изготовление калажа к сказке;
- изготовление из оригами сказочных героев;
- проведение викторины: «В гостях у сказка»;
- КВН «Казка вчить – як на світі жить».
Умение рассказывать сказку очень важное педагогическое условие.
Воспитатель, готовясь к рассказыванию сказки, должен хорошо запомнить текст, чтобы дословно передать начало, повторы, песенки, образные народные выражения. Следует определить, какие слова, фразы требуют уточнения, объяснения, продумать приёмы, время и место их объяснения. Обязательно следует продумывать наглядность. К занятию приготовить хорошо иллюстрированные детские книжки, набор картинок по тексту сказки. Иногда надо подготовить детей к пониманию текста – его содержанию, лексике, образов.
Для полноценного восприятия детьми сказки необходимо создать спокойную обстановку. Детей посадить так, чтобы они видели воспитателя, а воспитатель видела детей.
Народные сказки неповторимые, уникальные. Народ отображает в сказках свои желания, надежду, морально-этические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.
Правильная работа со сказкой поможет воспитать у ребёнка сочувствие, добропорядочность, милосердие – черты которые помогут формировать настоящего Человека.
ПЕРЕЧЕНЬ СКАЗОК ПО ВОЗРАСТАМ
Группы раннего возраста
Народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»;
Вторая младшая группа
Народные сказки: «Кот и петух», «Лисичка и горшочек», «Коза-дереза», «Репка», «Рукавичка», «Півник і двоє мишенят».
Л.Толстой. Три медведя; Братья Гримм. Гошочек каши; С.Маршак.Сказка оглупом мышонке; С.Маршак. Сказка об умном мышонке.
Средняя группа
Народные сказки: «Колосок», «Соломенный бычок», «Лисичка-сестричка», «Гуси-лебеди».
Братья Гримм. Заяц и ёж; Ш.Пьерро. Красная Шапочка; К.Ушинский. Умей подождать; В.Сухомлинский. Зайчик и рябинка; М.Трублаини. Про девочку Наталочку и про серебряную рыбку; К.Чуковский.Федорино горе, Тараканище, Путаница; С.Маршак. Багаж.
Старший дошкольный возраст
Народные сказки: «Кирило Кожум'яко», «Лисичка сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Крошечка-хаврошечка», «Иван-Царевич и серый волк»,»Сивка-бурка», «Три поросёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Как белка и заяц друг друга не узнали», «Двенадцать месяцев», «Кривенька качечка».
И.Франко. Лисичка и журавль; Н.Кацюбинский. Братья месяцы, Две козочки; Н.Забила. Заячья хатка; В.Бианки. Хатка; Г.Х.Андерсен. Дюймовочка; Л.Украинка. Беда научит; В.Одоевский. Мороз Иванович.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Базова програма розвитку дитини дошкільного віку ,,Я у Світі”/М-во освіти і науки України, Акад. пед.. наук України; наук. Ред.. та упоряд. О.Л.Кононенко. – К.: Світич, 2008. – 403 с.
Гавриш Н. Художнє слово і дитяче мовлення. – К.: Ред. загальнопед. газ., 2005. – 128 с. – (Б-ка «Шк. світу»).
Веселка. Книга для читання в дошкільних закладах / Упорядники: В.Д.Крушинська, Л.В.Кремсал, Л.В.Гураш. – К.: Рад. шк.,1989. – 384 с. – Укр. Мовою.
Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед.. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. Воспитание»/В.П.Аникин, В.В.Агеносов, Э.З.Ганкина и др..; Под ред.. Е.Е.Зубаревой. – 3-е узд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
Ревва С.М., Дмитренко Г.М., Чулкова Н.О. Виховуємо та навчаємо через казку. Адаптована програма з елементами казко терапії з морально-етичноговиховання для дітей дошкільного віку. Журнал ДНЗ №6 (18) 2008.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.- (Программа развития).