Воспитание моральных качеств младших школьников

Воспитание моральных качеств
в процессе обучения и воспитания младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана. По крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
В-четвертых, нравственное воспитание важно еще и потому, что не только информирует ребенка о нормах поведения, но и дает представления о последствиях нарушения этих норм.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет «главных и неглавных» предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность. Учебная деятельность становится коллективный трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств:
Постоянное общение с учителем и сверстниками.
Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны
1
с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы
воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Поэтому воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не воспитательные моменты.
Знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.
Экскурсии проводятся в течении всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения.
Экскурсии в природу дают возможность воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию – природе.
Этические беседы
В этом плане велика роль уроков чтения. Действительно, читая, ребенок знакомиться с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. У младших школьников имеются представления об основных категориях – о добре и зле, о хорошем и плохом. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызвать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, вызывать эмоции осуждения, негодования. Часы чтения должны проходить в задушевной , дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Огромное значение имеет характер бесед. Беседы не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами. Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией. Мимикой педагог должен показать ученикам своё отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические, драматические ситуации произведения.
2
Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица ( умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец ( смелый, сильный, честный, добрый). Идеал ребенка – далекая перспектива, к которой он будет стремиться. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
При чтении рассказов обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие учащимся сделать выводы о нормах и правилах и правилах жизни в обществе. В данных рассказах героями являются их ровесники. Поэтому детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определенные нравственные выводы.
На уроках русского языка в качестве развития учащимся предлагаю творческие задания нравственного характера. Например, сочинения на тему: «Что значит воспитанный человек?», « Я и мои товарищи», « Если был бы я волшебником». В целях нравственного воспитания использую короткие изложения, в текст которых включаю нравственные задачи. Детям предлагаются 1-2 варианта решения задачи и учащиеся должны выбрать наиболее рациональный.
Уроки труда также таят огромные, часто не всегда полностью используемые возможности для нравственного воспитания. На них учитель воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность за труд, умение работать сообща. Творческое отношение к труду. Воспитательное влияние на детей оказывает характер изделий, которые они создают на уроках. Как правило, эти изделия должны иметь определенную практическую ценность. Приносить пользу самим школьникам или другим людям. Когда ученик знает, что результатами его труда будут пользоваться, и что созданные им изделия оценят его товарищи или взрослые, он сам начинает предъявлять повышенные требования к качеству своей работы стараться работать так, чтобы не стыдно было показать свою работу.
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, даёт богатый материал для нравственного воспитания учащихся. С целью воспитательной направленности эти задачи группируются следующим образом:
задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность;
3
задачи, отражающие достижения науки, техники, освоения космоса, трудовую жизнь людей;
задачи, направленные на формирование духовных интересов, воспитывающие чувство прекрасного, чувство меры и пропорции;
задачи по охране окружающей среды, формирующие чувство любви к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты;
задачи о связи с жизнью, участии в общественных мероприятиях.
Урок на котором учащиеся испытывают удовлетворенность и радость от успешно выполненной работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

















4






15