Влияние сенсорной комнаты на эмоциональное состояние детей


Выполнила: Дунина Ксения, учащаяся 11 а класса МБОУ «СОШ № 24»Научный руководитель: Торлопова М.В., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 24» Актуальность выбранной темыАктуальность проблемы заключается в том, что не все дети усваивают программу детского сада на должном уровне в связи с ослабленным здоровьем. К сожалению, число детей с различными отклонениями в наш век увеличивается. На здоровое развитие ребенка пагубно влияет плохая экология, глобальная компьютеризация и множество других факторов. Данный проект развивает мотивацию здорового поведения ребёнка, становление основного типа мышления, получения знаний об окружающем мире, стимулирует творческую активность. Цели и задачиЦель работы:Объяснить принцип работы сенсорной комнаты и доказать ее эффективность.Задачи:Подробно рассказать об оборудовании сенсорной комнаты и показать, какое влияние оно оказывает на тот или иной орган чувств. Что такое сенсорная комната?Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Главные задачи сенсорной комнаты – релаксация, снятие напряжения и избавление от стресса. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», но по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта.Классификация стимулов сенсорной комнаты:Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности, музыкальные произведения с быстрым темпом – возбуждение. Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты. Виды сенсорных комнатРелаксационная сенсорная комнатаЭта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет и обладают фибероптическим эффектом  (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения. Активационная сенсорная комнатаКомната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Также комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные стимулы. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону. Оборудование сенсорной комнатыI. Сухой бассейн. Сухие бассейны развивают моторику пальцев, способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата. Они делают игру интересной и безопасной, а также действуют на ребенка как лечебный массаж, снимают усталость и стресс. Оборудование сенсорной комнатыII. Воздушно-пузырьковая колонна. В пузырьковой колонне происходит игра трех основных стихий: воды, воздуха и света. Всплывающие в воде многочисленные пузырьки воздуха образуют бесконечное множество причудливых сочетаний и форм. При подсветке восходящих спиралей из поднимающихся пузырьков воздуха светодиодными матрицами различными цветами создается великолепная картина игры света и воды. Оборудование сенсорной комнатыIII. Интерактивная световая панель. Интерактивные световые панели активизируют внимание, повышают познавательный интерес, развивают различные функции и навыки. Ребенок может как просто наблюдать за панелью, так и тактильно ощущать ее. Оборудование сенсорной комнатыIV. Безопасный фонтан. Безопасный фонтан позволяет играть с потоком воды, управляя им с помощью голоса. При включении фонтана мощная струя взлетает вверх, но ни одна капля не вылетает из трубы. Управление с помощью внешнего микрофона позволяет подачей голоса включить или выключить фонтан. Многоцветная меняющаяся подсветка усиливает визуальный эффект. Оборудование сенсорной комнатыV. Песочная плита. Песочная плита способствует развитию мелкой моторики рук. При прикосновении загорается светодиод, а когда ребенок убирает руку, светодиоды гаснут, образуя шлейф. Оборудование сенсорной комнатыVI. Пуфики. Мягкие пуфики позволяют ребенку расслабиться, ощутить полный комфорт и спокойствие. VII. Безопасные зеркала. Безопасное акриловое зеркало изогнуто для создания эффекта кривизны, что позволяет сделать лицо и тело малыша смешным и забавным. Результаты пребывания в сенсорной комнатеБлагодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих эффектов:• улучшение настроения;• появление оптимистичного настроя;• получение положительных эмоций;• нормализация сна;• снижение тревожности и беспокойства;• уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;• отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;• стимуляция познавательных процессов и двигательной активности. ВыводыИсходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.