Проект Влияние различных жанров кино на эмоциональное состояние школьников


Министерство науки и образования Республики Казахстан
Актауский городской отдел
ГКУ «Общеобразовательная средняя школа № 2»
Научный проект:
«ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КИНО НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКА»
Направление: «Орыс тілі мен әдебиет»
Авторы проекта учащиеся 6 «Ә» класса:
Өтемұрадов Руслан,
Өтемұрадова Түрлен
Руководитель проекта Телева У.Б.,
учитель начальных классов

Актау-2016

Введение
Детство-это самая замечательная пора в жизни человека. Но что же с ним связано больше всего? Конечно же, кино ! На них вырастают поколения!
Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «Спокойной ночи, малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество мультфильмов и передач для детей, которые идут сутками напролет. А режим школьника вполне позволяет уделить просмотру его любимых мультиков пару часов в день.
Но почему-то все больше родителей испытывают сомнения по поводу безопасности и пользы для нас различных жанров кино. Откуда у них гнетущее чувство тревоги, откуда подозрение, что происходит что-то неправильное и непоправимое? В своей работе мы попытались разобраться, какое влияние оказывает кино на эмоциональное состояние ребёнка.
Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывает киноиндустрия на сознание детей, и узнать, какие виды жанров кино принесут пользу детям.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) выяснить, когда появилась кино;
2) выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир кино;
3) провести анкетирование одноклассников, с целью выявления наиболее предпочтительных киногероев;
4) изучить, как влияет кино на тревожность и агрессивность младших школьников;
5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
Методы исследования:
•анкетирование обучающихся;
•сбор информации в сети Интернет;
•консультация учителя;
•обработка информации.
Гипотеза работы: кино, в которых больше добра и , а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и сверстниками.
Актуальность выбранной темы продиктована временем. А также умение использовать возможности кино на эмоционального состояния. В настоящее время по Мангистауской области только 85% всех учебных заведений снабжены интерактивной доской, теле- видеоаппаратурой.
Стоит напомнить о приоритетах в сфере образования и развитии социальной политики, которые определил Президент перед народом Казахстана в стратегии «Казахстан -2050».Это обеспечение развития системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца. Назарбаев отметил ,что народу Казахстана необходимо быть на гребне новой технологической волны, создавать абсолютные инновации ,которые могут далеко не все страны.
Объект исследования: зависимость эмоционального состояния учащихся от содержания и формы современного кино

Выборка: в исследовании принимали участие 23 учащихся ГУ «Общеобразовательной средней школы № 8» города Актау в возрасте 11-12 лет.
Сегодня кино — это гигантский бизнес со своими центрами, звездами, законами. Основные страны-производители кинопродукции — это: США, Индия, Гонк-Конг, Нигерия, Франция, Германия и Великобритания. Только в США выручка от показа фильмов (ее называют «бокс-офис») уже пятый год подряд превышает 10 миллиардов долларов ежегодно. С чего же начинался этот мир фантазий?
Три ступени кинематографа
История кинематографии началась в 1685 году. В этом году создали «Волшебный фонарь», что и послужило первой ступенью на пути к кинематографу. По сути, это устройство представляло собой камеру обскура наоборот. В упрощенном виде конструкция состояла из внутренняя части — светильника, внешней части — ящика с увеличительной трубой. Дополнял это причудливое устройство также рефлектор — отражатель, который располагался позади светильника. В специальное отверстия этого ящика вставлялось изображение, нарисованное на тушью на бумаге (такие изображения рисовал даже Леонардо Да Винчи). Благодаря подсветке изнутри, это изображение проецировалось через увеличительную трубу на экран.
Фенакистископ Эдварда Мейбриджа (1893)
Но «Волшебный фонарь» — это еще не кино. Майкл Фарадей с своим другом Максом Роджером перевели кинематограф на вторую ступень. Они создали устройство, которое позволяло оживить статичные изображения благодаря частой смене кадров и свойству «персистентности» человеческой сетчатки. Изобретатели называли своё устройство фенакистископом. Это устройство представляло собой картонный диск с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда картонку вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.
Наконец, третья ступень на пути к кинематографу была создана, благодаря трудам Жозе Ньепса и Луи Дагера в 1877 году, когда губернатором Калифорнии Леландом Стэнфордом и фотографом Эдвардом Мейбриджом, был проведен эксперимент. Губернатор и фотограф поспорили между собой: «Отрывает ли лошадь ноги от земли во время галопа?». Для того чтобы проверить так ли это, они купили 60 камер, поставили по 30 камер с каждой стороны беговой дорожки. На противоположных сторонах от каждой камеры были размещены будки с человеком внутри, для того чтобы те следили за камерами. В свою очередь будки, с противоположными камерами были соединены шнуром. Это было необходимо для того, чтобы лошадь, во время галопа, задевала эти шнуры и в нужный момент срабатывала камера, фиксировав при этом одну фазу из всего передвижения лошади. Это был первый рывок на пути деления движения на этапы.
Мейбридж, главным образом был увлечён съёмкой человеческих и птичьих движений. Университет Пенсильвании оказывал ему помощь в этой сфере, и в тот же момент он был сотрудником университета на протяжении трёх лет. Со всеми снятыми фотографиями экспериментов, в 1887 году было выпущено одиннадцать томов под покровительством университета. Всего во всех томах было больше ста тысяч снимков. На снимках были изображены не только домашние животные, но и более дикие животные, как львы, медведи, обезьяны, тигры и множество различных птиц. Перед смертью, фотограф опубликовал ещё одну книгу под названием «Фигура человека в движении».
Становление кино
Официальным днем рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года, потому что именно в этот день впервые был организован сеанс фильма Луи Люмьером. Произошло это в одном из ресторанов Парижа под названием «Гранд-кафе». Хотя это и не было первым киносеансом в мире.
В этом же 1895 году, двумя месяцами ранее, в берлинском театре была продемонстрирована программа кино, автором которой являлся Макс Складановский. Именовал он эту программу «Биоскоп». Но как ни странно, нашёлся тот, кто опередил обоих. Звали его Луи де Пранс, он был французом и проживал в Лондоне. Собственно, там, на площади города, он и снял сцену, которую затем показал в Парижской опере. Съёмки датируются на 1889 год. Годом позднее он выехал из Дижона на поезде и с тех пор о нём ничего не известно.
Впервые фильм со звуком показали в Берлине в середине сентября в 1922 году. Воспроизводился звук при помощи ленты, на которую он был нанесён как световые сигналы. Звук до точности совпадал с изображениями. Однако немало людей было убеждено тем, что у таких фильмов — будущего нет, и что они и рядом не могут стоят с беззвучными картинами. Они попросту думали, что это такая хитрость кинематографа. Сторонником этого мнения являлся и Чарли Чаплин.
Технологии меняют мир
Стоит отметить и некоторые технические детали, без которых появление кино было бы не возможным: В 1876 году было в создано фоторужьё французским профессором Этьеном Маре. Изначально работающее на бумаге, но после изобретения Болдырёвым целлулоидной плёнки, профессор модернизировал своё творение, после чего оно вместо бумаги стало использовать ту самую плёнку, и в итоге, привело к кинематографу.
Ещё одним первооткрывателем своего рода был Иосиф Тимченко, который смастерил проектор для просмотра кинофильмов. Он решил участвовать в развитии кинематографа после того, как прочёл об «бегущих изображениях». Это произошло в 1893 году, с тех пор как он столкнулся с кинематографом, он начал обучаться этим делом. Помимо проектора, она также изобрёл кинокамеру. Его камера работала при помощи перфорированной плёнки. И первые съёмки которые он делал, были краткие сюжеты его семьи. Российское научное общество оценило его работу, однако он не был за неё вознаграждён. После чего он отправился в общество предпринимателей, но и там его отвергли. Его изобретение понравилось только Савве Ивановичу Мамонтову. Тимченко в 1894 году приехал в Москву, где он и продемонстрировал своё творение. Мамонтову оно пришлось по нраву, он говорил, что у такой идеи большое будущее, но денег на осуществление у него не было.
Какие опасности скрывает в себе выдуманный мир кино
Никто не сомневается, что кино оказывает сильное влияние на сознание наших детей. Но в современном мире многие родители впадают в сомнения, стоит ли смотреть их детям иностранное кино. Ходят мнения, что к просмотру иностранного кино лучше вовсе не подпускать своих детей, иначе получиться, что вырастите их не вы, а монстры и инопланетные герои.
Разница между кино 90-х годов и современными огромна. Фраза «всегда добро побеждает зло» – это наверно девиз старых доброго кино. Выражение, которое можно применить к современному кино, скорее всего, звучит так: «Победит сильнейший, не зависимо добро это или зло!».
Характер, ценности, эмоциональное и психологическое состояние наших мальчиков и девочек закладывается в них с раннего детства. Основы всех составляющих внутреннего состояния наших детей берутся из окружающего их мира. Из того, что они видят, что слышать и что чувствуют.
Ребенок при просмотре кино окунается в него с головой. Как же может повлиять современное кино на психологическое состояние детей, и какие образы сформирует у ребенка такого рода фильм? Чему он может научить? Грубости, убийству, жадности, злу. И после этого не надо удивляться, почему дети так жестоки! Почему ваш ребенок смог поджечь мышке хвостик и весело смеяться, когда животное мучилось и страдало. Почему, когда его друг разбил коленку и в слезах ушел домой, надо с хохотом рассказывать об этом всем присутствующим детям во дворе. Все это результат просмотра плохого кино.
Наши бабушки и дедушки никогда не могли себе представить, что слово «кино» можно будет сопоставлять со словом «опасность». Необходимо следить за тем, что делают дети, что они смотрят, какие посещают сайты в интернете.
В том, что кино определенным образом воздействуют на психику и сознание ребенка, сомнений уже не осталось ни у кого. Как же именно осуществляется это влияние?
Исследователи выделяют три основных средства влияния фильмов на сознание человека. В первую очередь, это «заражение». Суть механизма в том, что ребенок эмоционально включается в происходящее на экране, начинает сопереживать героям, «заражаться» их чувствами и идеями.
Вторым по степени значимости психологи называют внушение. Просмотр кино может ввести ребенка в определенное состояние, причем воздействуя через подсознание. Например, так может быть внушено состояние тревоги, одиночества, паники, агрессии.
Но, конечно, это совершенно необязательно будут негативные состояния! Нередко мы по несколько раз пересматриваем любимые фильмы - потому что они внушают нам состояние покоя, радости, оптимизма или творческого воодушевления.
И только третьим выступает механизм подражания. Действительно, мы часто можем видеть, как ребенок после просмотра фильма воспроизводит в игре определенные действия персонажей, их реакции, или даже целые сюжетные линии увиденного на экране.
Это естественный процесс. Некоторые элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении (группа детского сада, класс), усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.
Психологи составили общую характеристику героев кинофильмов, указывая связь между кинообразами и психологическим восприятием детей
Персонажи Внешние и внутренние факторы Влияние образа на детскую
психику.
Роботы, монстры (покемоны). Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди. Именно тот факт, что роботы превосходят, по разуму и по способностям человека, дают основания утверждать, что у ребёнка при продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже роботов, может значительно изменить мировосприятие ребёнка.
Насилие, как персонаж. Крики, озлобленные персонажи, массовый хаос. Практически не один фильм не может обойтись без сцен насилия (массовые войны, одиночные сражения), это в ребёнке вызывает потребность постоянно наблюдать сцены (насилия) в реальной жизни, либо на экране всю последующую жизнь.
Люди Сильное отличие главного героя от других (гораздо приятнее внешне и внутренне). Главный герой стоит выше второстепенных персонажей (часто ими является народ), тем самым у ребёнка может возникнуть отрицательное отношения к людям.
Таким образом, кинофильмы оказывают сильное влияние на сознание детей. Элементы моделей поведения любимых героев, получив социальное подкрепление в семье или ближайшем окружении, усвоятся и постепенно включатся в сложную поведенческую систему личности.
Мы провели анкетирование среди обучающихся 6 «Ә» класса , которое включало вопросы:
Смотришь ли ты современные фильмы? (да, нет)
Когда ты предпочитаешь смотреть кинофильмы? (утром, в обед, вечером)
3. Какие фильмы ты предпочитаешь? (отечественные или зарубежные)
4. Как называется твоё любимое кино?
5. Твой любимый герой?
С помощью анкеты нам удалось выяснить наиболее предпочтительных героев кинофильмов и какие фильмы предпочитают смотреть учащиеся 6 класса, а также выяснить, какое влияние оказывают фильмы на эмоциональное состояние детей.
В анкетировании принимали участие 35 человек. Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования наиболее часто встречающимся кино, которое смотрят дети, являются фильмы иностранного производства: "Форсаж" - его смотрят 40% опрошенных, "Гарри Потер" - 14%, «Халк и агенты Смэш» - 9%, диснеевские мультфильмы – 6%, «Бэтмен», «Губка Боб», «Монстр Хай»-12%, фильмы отечественного производства «Әсел,друзья и подружки», «Қазақ ертегілер» назвали 9 % соответственно.
На вопрос "Кто твой любимый киногерой?" были получены следующие ответы:
Халк – 20%
Бэтмен – 10%
Спанч Боб - 10%.
Капитан Америка – 10%
Человек Паук - 10%
Гарри Потер - 10%
Монстр Хай– 10%
Герои диснеевских мультфильмов – 4%
Герои «Әсел,друзья и подружки» – 9%
Герои «Қазақ ертегілер» - 7%

Как уже видно, среди предпочитаемых киногероев мало положительных героев. В качестве наиболее предпочитаемых героев мои одноклассники выбрали героев фильмов «Спанч Боб», «Бэтмен» и «Халк» . Из этого следует, что дети предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями.
Герои мультфильма «Спанч Боб» хаотичные. Нелогичный и чрезвычайно быстрый видеоряд приводит детей в состояние повышенного возбуждения. Было проведено более десяти различных тестов, которые показали, что если четырехлетний ребенок посмотрит хотя бы пять минут популярного анимационного фильма, то сразу же начнет решать разные задачи намного медленнее, чем дети, которые занимались рисованием и смотрели менее насыщенный мультфильм.
Остальные выбрали в качестве предпочитаемых героев Питера Пэна, Монстр Хай, Сэм и Кэт. Объясняя это тем, что, они веселые, смешные, добрые, потому что он попадают в смешные ситуации. В этих ответах присутствует момент одобрения юмора героя, сопереживания ему, выбор такого качества героя как доброта.
Исследование 2.
При обработке анкет было выявлено две группы детей. В первую группу вошли 4 ученика, просматривающих фильмы, в которых больше насилия. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли так же 4 ученика, просматривающих фильмы, в которых больше добра. В экспериментальной и контрольной группах был проведен рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек».
Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
В результате исследования учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр мультфильмов, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение уровня тревожности, незащищённости, трудности в общении. Так у:
75% детей имеют высокий уровень;
15% детей - средний уровень;
10% детей имеют низкий уровень.
Уровень незащищённости, тревожности,
трудности в общении учащихся вэкспериментальной группе
75,0%
15,0%
10,0%
высокий
средний
низкий
Результаты учащихся, составляющих контрольную группу, показали, что просмотр мультфильмов, где больше добра не оказывает отрицательного влияния на тревожность и агрессивность детей. Показатели в этой группе следующие: 40% - низкий уровень, 50% - средний уровень, 10 % - высокий.
Уровень незащищённости, тревожности,
трудности в общении учащихся вконтрольной группе

40,0%
10,0%
50,0%
высокий
средний
низкий
Выводы
Результаты данного исследования показали, что просмотр кинофильмов, где больше насилия, агрессии является одной из причин высокого уровня незащищённости, тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым — животным и маленьким детям. Кинофильмы, которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать, они излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули, что кинофильмы, в
которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми, подтвердилась.
Совсем убирать фильмы из жизни ребенка, конечно же, не надо. Просто нужно подумать, логически поразмыслить, или даже побеседовать с психологом, о том нужно ли смотреть вашему ребенку тот или иной киносеанс. Существует и другой способ. Давать смотреть ребенку проверенные временем фильмы, такие как «Винни - пух», «Ну погоди» и т.п. Стоит подумать об этом. Ведь дети - это будущее.
Исходя из этого, мы создали буклет для родителей « Смотри фильмы с пользой», в нем:
приведены рекомендации психологов, как выбрать мультфильмы для просмотра;
перечислены признаки «вредного кино», от просмотра которого стоит оградить ребёнка;
предлагается перечень фильмов для просмотра, соответственно возрасту.
Таким образом, цель, поставленная нами в начале исследовательской работы – достигнут. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль кино в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру фильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.
Список используемой литературы
1. Аминов Н.А., Аверина И.С. Экспресс-диагностика аверсивных (страх - гнев) состояний и формы межличностных конфликтов у младших школьников // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. - М., 2005.
2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
3. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. - Томск., 2007.- 453 с.
4. Выготский Л.С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т 4. – 486 с.
Интернет - ресурсы
1.ru.wikipedia.org