Статья о взаимодействии семьи и школы в формировании патриотизма детей.


Взаимодействие семьи и школы в формировании патриотизма детей.
Патриотизм, как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Но, к сожалению, в последние годы, общественное сознание стало видоизменяться: такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность, потеряли былой смысл. Через СМИ и другие источники информации транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах.
Настораживает и то, что развиваются национал-радикальные организации, стремящиеся оказать свое влияние на молодежь. Важно и абсолютно необходимо, своевременно проводить работу над воспитанием здорового общества. Не случайно, государственные структуры проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания в России.
Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим данное общество. Возрождения системы патриотического воспитания молодежи в России. Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства.
Нельзя научить человека любить свою Родину. Отношение к своему Отечеству должно формироваться с первого шага, с первого слова ребенка. Необходимо, именно, собственным примером, собственным отношением показывать детям любовь и гордость за свою Родину. Отношение к своему региону, городу, селу, во многом определяет, степень удовлетворенности своей жизнью, данный аспект также, накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Многие «взрослые», в собственных проблемах, обвиняют, государство, в лице президента, политиков, административные органы, кого угодно, только не себя. Тем самым, учат детей перекладывать ответственность с себя на третьих лиц. А может, стоит начать с себя, ведь в проблемах, возникающих в жизни человека, в первую очередь, виноват сам человек. И не стоит обвинять страну в которой мы родились…
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству. В связи с этим остро стоит вопрос национально – патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, в свои силы, чувство собственного достоинства. Современный воспитательный процесс должен сосредоточить свое внимание на приоритетном задании - создание благоприятных условий для формирования и развития высокопатриотической, творческой, образованной и активной личности.
Дети наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда… Хотелось, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое-нашу Родину,чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они понесли с честью.
Педагогическое взаимодействие  школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения будет более эффективным при осуществлении дифференцированного подхода, для осуществления которого необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.
Общепедагогическими условиями  являются:
-     взаимное доверие между педагогом и родителями;
-     соблюдение такта, отзывчивости по отношению к родителям;
-     учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания;
-     сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями класса;
-     взаимосвязь разных форм работы с родителями;
-     одновременное влияние на родителей и детей;
-     системность в работе с родителями;
-     учет особенностей социокультурного окружения школы;
-     использование культурного наследия народа и традиций семьи.
Специфическими педагогическими условиями являются:
-     моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;
-     совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;
-     активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;
-     опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;
-     интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).
Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами  войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы ; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.
Поскольку, «все мы родом из детства», необходимо помнить, что каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.
Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании. Ребенок перенимает настроение и отношение к своему Отечеству прежде всего, у своих родителей. Школа способна лишь, корректировать либо, дополнить восприятие ребенком своей Родины.
Ребенок, изначально податлив, как пластилин, и мы взрослые в ответе за то, что из него получится.
Давайте помнить, что мы граждане великого Государства, нам, по праву, есть чем гордиться. Каждый из нас, и есть Россия. И то, какими будем мы, такой будет и наша Страна.