Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе детского сада


КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (мир природы) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
«Прогулка по морскому берегу»
Автор: воспитатель д/с № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада», г.Тольятти, Самарская область.
Цель: развивать интерес к коллекционированию, жизни морских обитателей, фантазию.
Задачи: познакомить детей с моллюсками, их образом жизни, особенностями строения тела.
Развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Материал: грамзапись «Шум моря», улитка-игрушка, ракушки разного размера и цвета, энциклопедия - книга, капельки моря, вырезанные из голубой бумаги, три корзины разного размера (большая, средняя и маленькая), алгоритм выкладывания дорожки из ракушек, коллекция ракушек.Ход занятия:
Звучит музыка шума моря.
Воспитатель приглашает детей на прогулку по морскому берегу. Психогимнастика «Шум моря»
Воспитатель: слышите, как тихо плещутся волны о берег, свежий ветер обдувает вам руки, лицо. Давайте глубоко вдохнем и наберем побольше свежего морского воздуха. Выдохнули. Приятно и спокойно гулять по морскому берегу.
Воспитатель: что это? (нахожу ракушку) На что похожа? (за каждый ответ приклеиваю детям капельку воды (наклейка).Воспитатель: какая ракушка на ощупь?
Дети: шероховатая.
Гладят, нажимают, выясняем какой формы.
Воспитатель: что еще бывает шероховатым? ( ответы детей).
Воспитатель: посмотрите, как много ракушек на берегу моря! Все они разного размера. Давайте соберем ракушки в корзинки для нашей коллекции.
Д\и «Каждой ракушке своя корзина»
Дети собирают в большую корзину большие ракушки, в маленькую - маленькие, а в среднюю - средние.
Воспитатель: какая по размеру ракушка у Даши?
Дети: большая.
Воспитатель: а у Димы?
Дети: маленькая.
Воспитатель показывает детям ракушку, которая больше, чем у Даши.
Воспитатель: у кого теперь самая большая ракушка? Какая по величине стала ракушка у Даши?
Д/и « Кто выше?»
Воспитатель приглашает самого высокого и самого низкого ребенка.
Воспитатель: кто из детей выше? (Сережа), а что мы можем сказать про Диму, какой он? ( низкий)
Воспитатель встаёт рядом с детьми.
Воспитатель: кто теперь стал самым высоким? Скажите, я всегда была такой высокой? Как вы думаете, я смогу вырасти до неба? Что нужно человеку для нормального роста?
Дети: еда, сон, физкультура…
Воспитатель: про что еще можно сказать «высокий».
Дети: дом.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, кто жил в ракушке? Чьим домиком она была?
Дети: улитки
Воспитатель: что является домиком для пальчиков?
Дети: перчатки, варежки.
Воспитатель: а для ног?
Дети: сапоги, ботинки….
Воспитатель: что живет в шкафу?
Дети: одежда, книги, посуда….
Воспитатель: кто живет в норке? (животные) А животные, которые живу в ракушках называют «моллюски». Как вы думаете, почему их так называют?
Воспитатель: давайте откроем умную книгу – энциклопедию и узнаем, кто такие моллюски. Работа со словарем
Психогимнастика с элементами релаксации « Я на солнышке лежу».
Воспитатель приглашает детей погреться на солнышке.
Воспитатель: ложитесь на спину, закройте глаза. Чувствуете, как теплые ласковые солнечные лучи касаются и согревают ваши щеки, нос губы, глаза. Вам тепло и спокойно. Все тело отдыхает, наливается теплом и силой (звучит расслабляющая музыка).
Воспитатель: отдохнули, продолжим путь дальше.
Находят на берегу улитку. Воспитатель от имени улитки спрашивает детей:
- Ребята, что бы вы хотели про меня узнать? (дети задают вопросы улитке)
Улитка загадывает детям загадки про морских обитателей.
- Хвост, чешуя, плавники. (рыба)
- Хвост, плавники, фонтан на спине. (кит)
-Хвост, усы, клешни. (рак)
- Голова, лапы, панцирь. (черепаха )
- Зубы, чешуя, хвост. (акула )
Улитка задает вопрос детям:
- Ребята, как вы думаете, легко ли мне носить домик на себе? (ответы детей).
Воспитатель поясняет, что иногда про тех людей, которые медленно ходят, говорят: «Ползет, как улитка».
Дети приглашают улитку посетить музей, где собрана коллекция необыкновенных ракушек.
Воспитатель: для того чтобы до музея добраться, необходимо выложить по образцу-алгоритму дорожку.
Дети выкладывают дорожку, и воспитатель приглашает всех в музей ракушек.
Воспитатель: кто жил в этих ракушках (моллюски) На что похожи ракушки? Дети рассматривают ракушки, фантазируют.
Воспитатель: я открою вам секрет, эти ракушки не только интересны внешне, они еще и музыкальны. Дети прикладывают ракушки к уху и делятся впечатлениями об услышанном.
Воспитатель: музей закрывается и нам пора возвращаться в детский сад. Кто заработал больше пяти капелек за ответы, тот получает в подарок настоящую ракушку.
Дети считают капельки-ответы и получают награду.