Программа летнего отдыха Остров сокровищ


Областное государственное образовательное бюджетное учреждение
ля детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«детский дом №3»
Утверждаю
директор детского дома №3
________ Е.М. Морозов
« __»________________2014г.

.

93789598425
27597105476240 Педагог – организатор:
Чепелева Е.А.
2014
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Лето - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Игра - это не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Являясь активным участником игры в лагере, ребёнок, как правило, после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, в классе, компании друзей с целью организации досуга. Новая роль организатора игр также способствует личностному развитию. Он часто становится лидером детского объединения или ученического коллектива. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
В каждый этап смены «Остров Сокровищ» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.
Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.
Актуальность смены в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства. Каждое поколение оставляет в истории свой собственный отпечаток, свою индивидуальность и неповторимость. Сегодняшние мальчишки и девчонки, юные современники эпохи новой информационной технологии, эрудированнее, развитее, чем их предшественники. Калейдоскоп их эмоций, впечатлений, суждений необычно ярок, изменчив, подвижен.
По своей продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены с 03-23июня 2014 г.
2. Целеполагание
Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.
Методическая цель-совершенствование методик организации массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
3.Принципы реализации программы.
В основе программы «Остров Сокровищ» лежат следующие принципы:
добровольность участия в делах программы;
открытости в деятельности племён (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности детей и вожатых поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в карте путешествия и в летописи племени;
развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;
коллективности, т.к. этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью (по И.П.Иванову).
4.Механизм реализации и содержание программы
Этапы реализации программы:
По продолжительности программа является краткосрочной (21 день)
С 03 июня по 23 июня 2014 года:
1 этап – организационный (май 2014– июнь 2014)
Формирование отрядов;
Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
Оформление уголков отрядов;
Методическая работа с воспитателями;
2 этап - содержательно-деятельностный (03.06.2014 – 23.06.2014)
Знакомство с режимом работы лагеря и правилами жизни в нём;
Реализация программы «Остров Сокровищ» через:
Спортивно-оздоровительные мероприятия;
Познавательные мероприятия;
Творческие мероприятия;
Трудовые десанты;
Профилактические беседы;
3 этап – контрольно - аналитический (26.06.2014 – 30.06.20134)
Закрытие смены.
Обобщение итогов деятельности;
Сбор отчетного материала;
Размещение информации  на сайте детского дома.
Мы считаем, что педагогической основой программы должна стать игра. Игра становится фактором социального развития личности. В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра.
Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике сюжетно-ролевой игры.
Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета и следование ему всех участников лагеря. Каждый имеет в ней свою роль, но следует по своему усмотрению, а не по строгому сценарию.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности, нормы поведения, которые могут корректироваться в процессе игры. Игра - это действие, творчество ребят и взрослых, общая радость взаимопонимания.
В основу жизни на острове положен принцип развивающего отдыха, способствующий процессу дальнейшего развития личности ребёнка.
Участники игры:
дети, вожатые отрядов, администрация лагеря, работники дополнительного образования, медицинская сестра.
Легенда Острова
Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его уважали и шли к нему за помощью. А помогал он тем, что наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями. Но один человек сказал: «Мы сами можем справиться со своими трудностями». И тогда Волшебник пошёл по миру искать тех людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды пришёл на красивый Остров. Здесь он чувствовал себя счастливым. Волшебник прожил счастливую жизнь и сохранил все ценности Острова. Всю свою волшебную силу и знания он вложил в Тотемы, которые спрятал на Острове. И нужно ещё найти главным ТОТЕМ и стать «Хранителем мудрости». А достанется он только тем, кто поверит, что эти ценности им нужны.
Остров,на котором Волшебник прожил много лет, был назван «Островом Сокровищ». С тех пор очень часто люди приезжают на Остров для того, чтобы разыскать эти сокровища.
На маленький необитаемый тропический островок высаживается 2 команды из отважных искателей приключений, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, но и раз в 3дня решать, кто из племён должен получить священный Тотем. Для того чтобы стать обладателем священного Тотема, надо победить в трудном и опасном испытании. Та команда, которая за время нахождения на острове наберёт больше всех тотемов, становится победителем. Пользуясь картой Острова участники племён начнут бороться за «выживание» на острове. Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждое племя ведёт свой путевой дневник, куда заносят, зарисовывают, вклеивают всё самое интересное, с чем встречаются во время испытаний.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря.
Включение в игру и её поддержке способствует игровой материал: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в племена. Каждое племя вместе со своими главными вождями придумывает название, девиз, символику и создаёт свой «Вестник племени». Так же выбирают вождя племени.
Вся жизнедеятельность «Острова Сокровищ» пронизана духом приключений. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с этим:
«Остров Сокровищ»- лагерь.
Племя- отряд в лагере.
Хранитель-воспитатель отряда.
Правитель Острова - начальник лагеря.
Мастерская - кружки по интересам.
«Пресс-центр» - место встречи и обсуждения планов действий всех Хранителей и Правителя Острова.
Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.
Долина спорта - спортивная площадка лагеря.
Трапезная долина-столовая лагеря.
Совет племени - планёрка.
Лекарь-медицинская сестра.
Примечание. Терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми во время работы смены.
Каждый отряд (племя) в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в:
Названии;
девизе, которому следует в своей творческой деятельности;
Символах и атрибутах;
Законах и традициях отрядной жизни;
Игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, и т.д.
Оформлении уголка племени.
Гласность в игре осуществляет «Информационный - центр»: информационное обеспечение после каждого периода выпуск газеты «Вестник племени». Информационный центр создаётся из представителей племён (отрядов) и утверждается на общем сборе Совета Племен.
Направление деятельности центра следующие:
выпуск газеты «Вестник племени», освещающие наиболее важные события из жизни племён;
выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Совета Племен;
оформление летописи о жизнедеятельности на Острове.
Все участники включаются в игру, полную приключений, испытаний и трудностей. У каждого испытания есть своё задание. Ребятам предлагается их пройти, заработать Тотем. Дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Когда все преграды будут позади, участники соберутся всей дружной командой в «Долине успеха» для «открытия тайны» и посвящения в «Хранители острова». Только достойные смогут стать почётными «Хранителями». Большой Совет подводит итог игры и проводит награждение активных участников. После подведения итогов все Тотемы (на них написаны буквы), заработанные племенами, выставляются в ряд и получается надпись: «Дружба». Открывается главная тайна Тотемов, которая хранится не во внешнем облике Тотема, а всего внутреннем содержании. Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, воспоминания, успехи, понимание, поддержка, искренность, активность, творчество, лидерство и доброта. И та команда, которая обладала многими этими сокровищами и будет победительница, обладательницей Большого ТОТЕМА.
Игра развивается во все периоды смены, в каждом из которых она имеет свои особенности, а ребята получат навыки коллективно-творческой деятельности.
Пробуждению потребности в самосовершенствовании и повышении общекультурного уровня, снятию эмоционального напряжения детей способствуют ежедневные «вечерние» встречи членов команд в жилищах. Сборы проводятся в форме диспутов бесед, ролевых игр, тренингов, огоньков.
Этапы игровой смены
Вся игра делится на три этапа:
1. Организационный: «По следам Священного тотема».
2. Основной: «По пути приключений и испытаний».
3. Итоговый: «Остров сокровищ. Открытие тайны».
Организационный этап (или адаптационный) характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика членов команд. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд, выявление лидеров команд, церемония открытия смены «Праздник священного тотема».
Основной период смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.
Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
возможность каждому проявить себя в различных видах деятельности.
На протяжении всей игры участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Для успешного решения задач этого периода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной, эмоциональной, а само настроение - романтическим, приподнятым.
Заключительный (или итоговый) этап – характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого члена экипажа корабля.
Основное событие итогового этапа становится мероприятие, посвященное открытию истинной тайны Тотемов, а также фестиваль «Всё о смене, всё о себе», где можно написать наказ и пожелания ребятам на следующий год, происходит подведение итогов жизни экипажа, вручение памятных сувениров лагеря всем участникам игры. Так же проходит общий большой концерт вожатых и детей, награждение победителей грамотами. Проводится анкетирование по отслеживанию результатов игры.
Система стимулирования
После старта игры «Остров Сокровищ» каждое племя получает вазу, на который делает и укрепляет эмблему своего племени. После каждого мероприятия оценивается участие каждого участника племени. За победу и участие в различных испытаниях (делах) «островитяне» могут получить знак успеха (камушки, жемчужины), которые собираются всем племенем в общую вазу.
Для индивидуальной системы роста в каждом племени ведётся дневник, где оформляется система роста каждого члена племени. Вручение знака успеха проходит в племени при подведении итогов дня.
Один раз в три дня на сборе племён в Долине Чудес подсчитываются полученные знаки успеха. Таким образом, каждый ребенок не только получает индивидуальное поощрение, но и вносит свой вклад в развитие отряда. Тот отряд, который набрал большее количество камушек, получает Тотем. Результаты отражаются на экране. Задача каждого племени - собрать как можно больше Тотемов.
Детское самоуправление.
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребёнка. Формируется чувство «команды», ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.
Самоуправление на Острове складывается из деятельности временных и постоянных органов самоуправления.
К временным органам самоуправления относится деятельность временных помощников вождей в племени, работа творческих и инициативных групп, чередование творческих поручений, совета дела.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя вождей племен.
Направления деятельности программы:
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1.Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2.Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.
3.Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).
5.Формы реализации программы
В основу реализации программы «Остров Сокровищ» заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, КТД, огоньки в племенах, утренние и вечерние линейки, дежурство племён на территории Острова, выставка поделок из природного материала, конкурсы стенгазет и плакатов на тему «Экологическая тревога»,вечер Памяти.
6.Обеспечение деятельности ДОЛ.
Материально-технические условия предусматривают:
Спортивныйзал
Библиотека
Столовая
Спортивная площадка
2 учебных кабинета
Медицинский кабинет
Художественные средства, игры настольные и др.
Хозяйственный инвентарь
Аудиотека, фонограммы
Канцелярские принадлежности
Компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор, фотоаппарат
Спортинвентарь
призовой фонд;
-сувенирная продукция на ярмарку, подарки, грамоты
изготовленные ТОТЕМЫ самими ребятами и вожатыми до лагеря.
Педагогические условия:
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми
7. Ожидаемые результаты по программе.
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки. Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 30 мальчишек и девчонок нашей школы.
По окончании смены у ребёнка:
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;
-будет развита индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
Также произойдёт улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах; увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируется умения и навыки, приобретённые в секциях, мастерских, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребёнка.
Список используемой литературы:
1.Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ «Вариант», 2000.
2.Газета «Досуг в школе» №4, 2009 г.
3.Газета» Последний звонок» №4, 2002 г.
4.Журнал «Читаем, учимся, играем» вып.4, 2003 г.
5.Леонидова Б.Л. Всё начинается с игры. – М.: ЦРСДОД, 2002.
6.Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Лобачева С.И. Москва: ВАКО, 2007 г.
7.Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. /Под ред. Макаренко И.В./ - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.
8.Е.А. Смолина. Четырнадцать нестандартных моделей детского досуга. Волгоград: Учитель, 2001.
9.Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008 г.