Статья на тему Речь на кончиках пальцев


Речь на кончиках пальцев.
Подготовила: Афанасьева Н.В.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Чтобы развивать у детей мелкую моторику и устную речь я использую артикуляционную и пальчиковую гимнастику, элементы оригами и лепку. На своих уроках я стараюсь использовать побольше наглядности, сказки, загадки, словесные дидактические игры, а также акцентирую внимание на развитии речи, активизацию словаря.
Целью моей коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме. Основные же принципы коррекционной работы – это, прежде всего дифференцированный подход во время занятий, который будет учитывать возможности ребенка, а также построение соответствующей системы упражнений; но прежде чем начать коррекционно-развивающую работу, нужно тщательно изучить нарушенные и сохранные функции ребёнка. Так же следует творчески использовать такие основные дидактические принципы, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность.
Одним из подходящих занятий, которые сочетают в себе перечисленные выше принципы, является лепка. Лепка для детей – это интересное и очень полезное занятие. Прежде всего, с помощью лепки происходит развитее мелкой моторики пальцев, координации движения рук. Также ребенок совершенствует сенсорный опыт, чувство пластики, веса, формы.
Не важно, с каким материалом вы решили работать: пластилин, тесто, глина. Удивительно другое – из исходного материала ребёнок своими руками сможет создать неповторимые чудесные фигурки. Так как ребенок уже в результате первого занятия сможет увидеть результат своего труда – это привлечет его к регулярным занятиям творчеством.
Многие дети отдают предпочтение лепке из глины, а не из пластилина. Дети выбирают глину, потому что она на ощупь приятнее любой пластической массы — глина «живая». А также, потому что поделку, созданную из глины, можно хранить годами и раскрасить на свое усмотрение.
Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки ребенок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.
Для разнообразия можно использовать не только глину и пластилин, но и тесто, которое замешивается не только из муки, но и из бумаги. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что существенно повышает мотивацию детей.
Наблюдая за детьми, отмечаю положительную динамику в развитии мелкой моторики рук и устной речи. Дети становятся более общительными.
Развитие мелкой моторики у детей при помощи лепки не только способствуют развитию двигательных функций и речи, но и положительно влияют на развитие личности ребенка в целом. У детей в процессе работы с пластическими материалами развивается память, внимание, формируется устойчивый интерес к занятиям. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев.