Урок по музыке 1 класс. Тема Край, в котором ты живешь с применением АМО


Организационная информация
Автор урока: Изосимова Т.Н
Предмет: Музыка
Класс: 1 класс, 20 человек
Продолжительность урока: 35 минут
Методическая информация
Тема урока: Край, в котором ты живешь.
Автор учебника: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. ШмагинаТип урока: Первичное усвоение новых знаний. Первый урок второго раздела учебника, первый урок второго полугодия (первый урок в теме: «Музыка и ты», базовая модель обучения, 33 ч в год, 1ч в неделю).Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
В классе 20 человек. Ученики активные, работоспособные. Высокий уровень интеллектуальных способностей - 4ч, средний – 14ч , низкий 2 ч.. Дети с нарушением звукопроизношения - 3 ч. Взаимоотношения в классе не конфликтные. Мотивация к познавательной деятельности не сформирована у 2 ч.
Учащиеся 1 класса относятся к начальному школьному возрасту (7-9лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным источникам знаний.
Появляются следующие центральные личностные образования:
произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,
ориентация на группу сверстников.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 1 классе:
формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),
развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
развитие навыков общения со сверстниками,
установление прочных дружеских связей.
Кроме того, основным и необходимым является
овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
формирование умения учиться в начальной школе;
развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Переход от статуса дошкольника в статус ученика начального звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.
Психологические особенности школьника 7 лет:
Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растёт словарный запас.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.  Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. 
Мышление. Общая линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Дети начинают понимать и условные изображения значительно более абстрактных взаимосвязей: отношений между словами в предложении, между буквами в слове, между математическими величинами и т.д. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления. Этот вид мышления окончательно формируется только в подростковом возрасте (13-14 лет) и является ведущим мышлением взрослого человека.
 
Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаний и т.д.
Внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание.  
Отношения со сверстниками и взрослыми. Когда ребёнок приходит в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. У ребёнка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребёнок - взрослый» и «рёбенок - дети». В школе эти две сферы отношений по-новому строятся. Система ребёнок - взрослый разделяется. Теперь в жизни ребёнка кроме родителей появился ещё один значимый взрослый - учитель. Отношения с учителем начинают определять отношения ребёнка к родителям и к детям. Новая система отношений ребёнок - учитель становится центром жизни ребёнка, от неё во многом зависят благоприятные для жизни условия.
 

Цели урока/ занятия/ мероприятия:
Показать детям красоту родной земли, запечатленную в музыке, поэзии, живописи
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
Образовательная: Познакомить учащихся с такими понятиями как «малая Родина».
Развивающая: Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования – хоровое пение.
Воспитательная: Воспитывать патриотические чувства.
Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне;
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; понимать учебную задачу урока; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Исполнять с настроением, уметь высказываться о характере музыки, выучить песни о своем крае, знать, с каким настроением можно исполнять песни о Родине, высказать, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие"Солнышко"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
1-2 мин
(Ребята стоят в кругу).
Обучающиеся и преподаватель встают в круг. Учитель передает солнышко, приветствуя рядом стоящего, и спрашивая как у него дела. Солнышко передается из рук в руки по кругу.
Погружение в тему" Необычное вхождение в урок "
3 мин
Слушание песни "Наш край"
- О чем пелось в песне?
-Так что мы зовем краем? (Дом, березки, все, что нас окружает).
-Какой характер? Какое настроение передает эта музыка?.
Определение ожиданий и опасений учащихся - 5 мин.
«Солнце и тучка». Выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения.
Идет беседа учителя с учениками. Нас окружает природа, но везде ли она одинаковая. Зимой – какая природа, а летом? Выяснение, какое настроение у нас, когда светит солнышко, и когда прячется солнышко за тучку. (Работа с карточками). Ученики показывают карточки.
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут «По порядку становись»
Подготовка к практической деятельности. 8 мин
На  доске написаны слова: (РОД -РОДня - наРОД - приРОДа - РОДина).
Давайте прочитаем слова, которые вы видите на доске, и объясним, смысл каждого из слов.
А каким словом мы назовем то место, где человек родился? (Родина).
Какое значение для человека имеет слово «Родина»?
В музыке любого народа отражены любовь к родной природе, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Музыка о «родимой сторонушке» помогала человеку на чужбине, утешала его в минуты горя и отчаяния, давала силы в дни испытаний и трудностей, вселяла в его сердце веру, надежду, любовь.

Проработка темы «Ковер идей»
Проработка содержания темы. 12 мин.
Давайте откроем учебник и, посмотрим на картинки (работа по учебнику с.42)
Обратите внимание на Музу, стоящую под деревом и любующуюся красотой вечера.
Почему художник нарисовал девушку под березкой?
(Предполагаемые ответы).
Березка - это символ Руси.
А теперь послушайте стихотворение. (чтение учителем с.42)
О чем это стихотворение? Какие слова описывают край?
(Старый дом, в саду смородина, тополь, река, березка- скромница, ромашковый бугор, родной двор, степь, мак, золотая целина) (идет обоснование каждого слова).
А теперь давайте разучим песню «Наш край» Д.Б.Кабалевского. (прослушивание и разучивание по куплетам)
-Какая музыка? (спокойная, неторопливая)
-Как будем петь? (плавно, на распев)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка «Земля, воздух и огонь»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
2 мин
Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. 
Рефлексия «Солнце и тучка»
3 мин
Ребята, вы очень хорошо потрудились. Мы, сегодня, о чем говорили, с каким настроением вы уйдете с урока? Давайте определим. У вас на столе карточки солнышко и тучка. Покажите мне свое настроение. (спросить у детей – почему подняли эту карточку)
______________________________________________