План – конспект открытого урока на тему: « Зарисовка с натуры овощей» для учреждений дополнительного образования


Городской художественный лицей – Клуб ЮНЕСКО
План – конспект открытого урока
на тему:
« Зарисовка с натуры овощей»
Преподавателя творческих дисциплин в подготовительном классе
Козловой Ю.С.
center47625
Актобе- 2016
Рисунок, 1 час 0-й класс
Тема: «Зарисовка овощей с натуры»
Цели:
обучающая: Закрепить понятие «натюрморт», учить детей работать с натуры, правильно компоновать предметы, определять их форму, размер и цвет, учиться выявлять объем.
развивающая: Развивать наблюдательность, внимание, усидчивость.
воспитывающая: прививать любовь к природе, к родной земле, к земледельческому труду.
Задача урока: Выполнить зарисовку овощей цветными графическими материалами.
Оборудование урока.
Для учителя: муляжи овощей, репродукции картин, методические пособия, загадки.
Для учащихся: бумага А 4, простой карандаш, ластик, цветные графические материалы, мольберт.
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Объявление темы (1 мин.)
Формирование цели и задач урока (2 мин.)
Объяснение темы (15 мин.)
Практическая работа учащихся (20 мин.)
Завершение урока (5 мин.)
Ход урока
1 . Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Как настроение? Готовы поработать? Давайте проверим, все ли необходимое вы приготовили к уроку. Перед вами бумага А4, простой карандаш, ластик, цветные графические материалы и кнопка? Отлично! Можем начинать. Пока мне понадобиться все ваше внимание.
2 Объявление темы
- Тема нашего урока « Зарисовка овощей с натуры»
3 Формирование цели и задач
- Цель нашего урока закрепить умение изображать группу предметов с натуры. А задача урока, на основе полученных знаний, выполнить зарисовку цветными графическими материалами, передав размеры, форму, цвет, объём и характерные особенности предметов. Вам ясна задача?
4 Объяснение темы
- Послушайте и отгадайте загадку:
Нарисован на бумаге
Бутерброд, графин, компот,
Каждый скажет перед нами
Несомненно… (натюрморт)
- Правильно!
Что же такое натюрморт?
…………………………………ответы детей
- Натюрморт- изображение различных предметов, вещей, объединённых в группу общим смыслом или сюжетом. Натюрморт, как самостоятельный жанр изобразительного искусства, возник в Голландии и Испании в 17 веке. В переводе с французского это «мёртвая натура» т.е. неодушевлённая.
( Демонстрация репродукций)
- Как я сказала ранее, что задача наша изобразит группу предметов, соответственно рисовать мы будем «натюрморт» и самое главное, что рисовать мы будем с натуры.
- Давайте вспомним, ребята, что означает рисовать с натуры.
………………………………ответы детей
- Рисование с натуры - это изображение предмета, который находится в данный момент перед рисующим, что позволяет нам изучать форму, строение, цветовую окраску предметов и сравнивать свой рисунок с изображаемыми предметами.
- Молодцы, ребята! А теперь, вам предстоит отгадать, из чего состоит наш натюрморт.
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же жить без хруста
Если я …….(капуста)
Красный, вкусный, хоть не сладкий
Зреет на обычной грядке.
Но, как в сказке, с давних пор
Все зовут его сеньор.
……………….(помидор)
Хоть чернил он не видал
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный………….(баклажан).
- Вот из чего состоит наш натюрморт. Молодцы!
- А скажите, ребята, каким же общим смыслом объединены капуста, баклажан и помидор?
……………………………ответы детей
- Правильно, это овощи!
- А как вы думаете, ребята, что нужно, чтобы такие красивые и спелые овощи оказались на нашем столе?
……………………………..ответы детей
-Конечно, нужно потрудиться, летом с любовью обработать землю, а затем ухаживать за ростками, пока не придет время собирать урожай. Потом ваши мамы делают заготовки, консервируют, солят, чтобы была возможность до следующего урожая лакомиться овощами и фруктами. Как говорится: « Один день- год кормит»
- Зарисовку будем выполнять любыми цветными графическими материалами, которые вы принесли на урок (пастель, цветные карандаши, мелки).
-Что важно передать при выполнении зарисовки овощей?
1 правильно расположить, т.е. закомпановать их в листе, определив расположение листа (вертикально или горизонтально)
2 определить и передать размер предметов
3 передать форму
4 передать цвет и имеющиеся характерные особенности
- Работу выполняем, пользуясь основными изобразительными средствами - линия, штрих, пятно. (Повторение, наглядности).
- Давайте внимательно рассмотрим наши овощи. У них одинаковый размер? Какой овощ самый крупный? Какой самый маленький. Три овоща совершенно разных по размеру, форме и цвету. Какую форму имеет капуста? Помидор? Баклажан? Опишите их. Какой из овощей, по вашему мнению, самый светлый, какой самый темный? Какие цвета и оттенки вы будете использовать при изображении капусты, помидора, баклажана?
3072765489585-13335489585(Учитель демонстрирует наглядный материал по поэтапному выполнению зарисовки овощей цветными карандашами)
3168015336550-33020335915
-Давайте разберём все этапы выполнения зарисовки
а) размещение листа и компоновка в листе (определение ширины и высоты общей композиции);
б) засечками определяем размеры каждого предмета, по отношению кдруг другу;
в) прорисовываем линейно форму каждого предмета;
г) штриховка: выбираем нужный цвет, при отсутствии такового , допустимо смешивание ( особенно хорошо смешиваются цвета в сухой пастели и в цветных карандашах, восковой же мелок, плохо смешивается). Поэтому работать восковыми мелками следует без особого нажима, а для передачи живописности, штрихи разных оттенков накладывать поочерёдно. Штриховку лучше начать с тёмных мест, а штрихи накладывать по форме предмета.
д) намечаем линию плоскости и падающие тени от предметов на плоскость.
5 Практическая работа учащихся
Учащиеся приступают к выполнению задания нам основе полученного объяснения, каждый со своего положения изучает натуру.
а) выбирают расположение листа , крепят лист к мольберту;
б) определяют размеры общей композиции в листе;
в) выполняют засечки, определяя размеры предметов;
г) прорисовывают форму;
д) штриховка в цвете, цветными графическими материалами.
Во время работы учитель даёт индивидуальные советы и рекомендации, следит за правильностью выполнения задания.
6 Завершение урока
Итоги урока, проверка и анализ работ, оценки.