Урок немецкого языка в контексте ФГОС второго поколения

Минейкина Татьяна Михайловна, МБОУ СОШ №5, г. Ноябрьск, ЯНАО

Урок немецкого языка в контексте ФГОС второго поколения


В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения меняется подход к обучению школьников. Теперь обучение должно быть построено на системно - деятельностном подходе как новой парадигме образования и воспитания. Каждый учитель должен четко понимать чему он учит, зачем он учит и как он учит. Технологическая карта урока в отличие от плана урока позволяет учителю спланировать урок таким образом, чтобы обучающийся в полной мере был активным участником образовательного процесса, а не просто пассивным потребителем образовательных услуг. Представляю вам составленную мною технологическую карту урока немецкого языка «Поиграем? Споем? (Повторение)». Урок №22 по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Немецкий язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2011.
Представленный урок является первым из двух по теме «Поиграем? Споем? (Повторение)». По учебнику это уроки 22, 23. На данном уроке обучающиеся научатся рассказывать наизусть рифмованный материал, а также воспроизводить графически и каллиграфически корректно буквы и буквосочетания немецкого языка, воспроизводить наизусть начало алфавитной песенки, познакомятся с немецким Петрушкой и разучат первый куплет песни «Jetzt kommt Hampelmann». На следующем уроке предполагается развивать навыки чтения у обучающихся, они повторят счет от 1 до 12, расскажут, что они уже могут сообщить о себе на немецком языке, познакомятся с некоторыми другими персонажами немецких сказок, разучат полностью песню «Jetzt kommt Hampelmann».



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА


Дата: 20 ноября 2014г.
Класс: 2в
Тема: Поиграем? Споем? (Повторение) Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели и задачи:
1)Воспитательная: Формировать интерес к известным персонажам литературных произведений страны изучаемого языка.
2)Развивающая: Развивать навыки аудирования, чтения, говорения и письма на немецком языке.
3)Образовательные: Учить рассказывать наизусть рифмованный материал, а также воспроизводить графически и каллиграфически корректно буквы и буквосочетания немецкого языка, воспроизводить наизусть начало алфавитной песенки. Учить читать и воспринимать на слух текст песенки „Jetzt kommt Hampelmann“.




Ход урока:
Этапы урока
Время, мин
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы, приемы и формы обучения
Прогнозируемый результат образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение*

I. Оргмомент

2
1) Учитель приветствует обучающихся, объявляет тему урока.
- Es klingelt. Die Stunde beginnt. Guten Tag! Setzt euch! Тема сегодняшнего урока «Поиграем? Споем? (Повторение)»
2) Учитель предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цели и задачи урока.
- Macht bitte eure Bьcher auf! Was machen wir heute?
1) Обучающиеся приветствуют учителя.
- Guten Tag!
2) Обучающиеся просматривают материал урока в учебнике и говорят по-русски, что сегодня они будут делать на уроке.
Пример ответа: Сегодня на уроке мы будем рассказывать рифмовки, петь, играть, читать, повторим буквы и буквосочетания.
1) Произношение хором
2) Фронтальная работа
Личностные УУД:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Готовность обучающихся, их настрой на работу, готовность к восприятию иноязычной речи.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Учебник

II. Речевая гимнастика.
5
Учитель учит воспринимать на слух рифмовки, отрабатывает с обучающимися их произношение с целью подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению иностранной речи. Уч.: с. 69, №1
Обучающиеся вспоминают разученные ранее рифмовки, прослушивают их, отрабатывают произношение.
Произношение хором.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других (развитие навыков восприятия на слух рифмовок разученных ранее).
Предметные:
- развитие произносительных навыков у обучающихся (на немецком языке).
Учебник
Аудиозапись: тема 0, уроки 22, 23, №1

III. Основной этап. Обобщение и систематизация знаний. Повторение.
10
Учитель организует работу с алфавитом:
1) Алфавитная песенка. Уч.: с. 69, №2
2) Игра «Я знаю, как пишутся немецкие буквы!!!» (Правила игры: Обучающиеся делятся на 2-3 команды. Учитель показывает карточки с буквами, а представители команд по очереди подбегают к доске и пишут буквы письменно. Тот, кто быстрее и правильнее напишет букву, получает жетон. Побеждает команда, набравшая больше жетонов.
1) Обучающиеся прослушивают алфавитную песенку, поют ее самостоятельно.
2) Обучающиеся принимают участие в игре «Я знаю, как пишутся немецкие буквы!!!»
1) Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Пение хором.
2) Игровая технология.
Личностные УУД:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Предметные:
- обучающиеся закрепят знания немецкого алфавита, смогут воспроизводить графически и каллиграфически корректно буквы и буквосочетания немецкого языка.
1) Учебник
Аудиозапись: тема 0, уроки 22, 23, №2; алфавит
2) Карточки с буквами, жетоны

IV. Физкультминутка.
2
Учитель организует проведение физкультминутки.
Обучающиеся произносят рифмовку и выполняют движения.
Технология здоровьесбережения.
Личностные УУД:
- формирование установки на здоровый образ жизни


V. Открытие и применение нового знания. Знакомство с персонажем немецких сказок Петрушкой.
14
1) Учитель знакомит обучающихся с Петрушкой. Предъявляет обучающимся иллюстрацию немецкого Петрушки, не называя его, включает аудиозапись его приветствия. (Уч.: с. 72, №6а.) Затем учитель показывает обучающимся иллюстрацию русского Петрушки.
2) Учитель организует инсценирование сценки «Знакомство с Петрушкой».
3) Учитель организует прослушивание песни «Jetzt kommt Hampelmann», чтение песни (если необходимо корректирует правильность чтения) и разучивание первого куплета. Уч.: с. 72, №6b
1) Обучающиеся догадываются по картинке и аудиозаписи, как зовут героя немецкой сказки и откуда он прибыл. Затем анализируют, чем немецкий Петрушка отличается от русского (беседа ведется на русском языке).
2) Обучающиеся разыгрывают сценку «Знакомство с Петрушкой».
3) Обучающиеся прослушивают песню «Jetzt kommt Hampelmann», читают текст песни, разучивают первый куплет.
1) Метод языковой догадки. Системно-деятельностный подход. Беседа.
2) Работа в парах. Развитие диалогической речи
3) Работа учащихся под руководством учителя. Технология сотрудничества. Фронтальное чтение. Пение хором.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные:
- обучающиеся будет
знать имена немецких сказочных персонажей,
уметь разыграть диалог «Знакомство» и петь первый куплет песни «Jetzt kommt Hampelmann»
1) Иллюстрация Петрушки немецкого;
иллюстрация Петрушки русского;
Аудиозапись: тема 0, уроки 22, 23, №6а
3) Аудиозапись: тема 0, уроки 22, 23, №6b




VI. Домашнее задание.
2
Учитель записывает на доске домашнее задание, поясняет, как необходимо выполнить упражнения.
- Schreibt bitte die Hausaufgaben! Р.т: с. 65, №5
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.
Метод объяснительно - репродуктивный.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
- быстро и компактно записывать домашнее задание в дневник.
Дневник

VII. Рефлексивно-оценочный этап. (Подведение итогов, анализ работы обучающихся на уроке. Оценки. Завершение урока).
5
Учитель спрашивает, что делали сегодня на уроке, какие знания получили и как они пригодятся в жизни. Просит обучающихся проанализировать свое участие в уроке и оценить себя и одноклассников. Контролирует выставление оценок в дневник и ставит подпись. Завершает урок прощанием.
- Die Stunde ist zu Ende. Es klingelt. Auf Wiedersehen!
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя на русском языке, анализируют свое участие в уроке, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, после согласования с учителем выставляют оценку в дневник, подают на подпись учителю.
Обучающиеся благодарят учителя за урок, прощаются.
- Спасибо за урок! Auf Wiedersehen!
Беседа. Метод рефлексии (осознание деятельности)
Регулятивные УУД:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки).
Дневник

*В данном разделе таблицы указаны учебник и аудиозаписи, которые входят в УМК: И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Немецкий язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2011; карточки, жетоны и иллюстрации учитель делает сам.










15