Инновационный проект «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» и его апробация в образовательном пространстве МБОУ «СОШ №5»


Андрианова Людмила Валентиновна,
заместитель директора по учебной работе
МБОУ «СОШ №5» г.Северодвинска Архангельской области
Инновационный проект «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» и его апробация в образовательном пространстве МБОУ «СОШ №5»
Инновационный проект «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО», созданный и реализуемый в МБОУ «СОШ №5» с 30 сентября 2016 года, направлен на разработку и апробацию алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе через проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Данные виды деятельности, несомненно, позволяют раскрыть внутренний интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал личности школьника, определяют достаточную мотивацию для изучения «проблемно поля» интересуемой предметной области и предоставляют уникальную возможность для формирования универсальных учебных действий и самообразования обучающегося. Проект позволяет реализовать в образовательном процессе технологии тьюторского сопровождения, разработать индивидуальный образовательный маршрут, маршрут сопровождения обучающегося и определяет индивидуальный личностный рост учителя.
В настоящее время одним из основополагающих принципов образования становится принцип индивидуализации обучения, особенностью которого является организация процесса обучения по индивидуальным образовательным программам, траекториям. Этот процесс требует особого сопровождения, одним из видов которого является тьюторское сопровождение. Вместе с тем, в современной образовательной практике уделяется недостаточное внимание реализации принципа индивидуализации, отсутствует определенный алгоритм реализации принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.
Портрет современного выпускника основной школы определяет выпускника как человека «активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике».
Образовательное пространство школы должно быть построено таким образом, чтобы выпускники впоследствии смогли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, адекватно и конструктивно решать возникшие жизненные вопросы, планировать собственную деятельность. Развитие творческой личности ученика, как известно, возможно только при организации активной учебно-познавательной деятельности.
Достижение этой цели возможно лишь при условии раскрытия способностей каждого ученика, имеющего реально действующую мотивацию. Задача современного учителя – помочь школьникам в изучении собственных склонностей и интересов, раскрыть «поле возможностей» по каждой предметной области и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому учителю при ведении инновационной деятельности по направлению «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но и профессионально владеть технологиями личностно-развивающего взаимодействия с обучающимися, практико-ориентированнными технологиями, технологиями тьюторского сопровождения процесса обучения. Для эффективности реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы нам показалось важным проектирование и апробация алгоритма реализации данного принципа в урочной и во внеурочной деятельности, позволяющего индивидуальную работу с группой обучающихся для получения определенного результата.
Цель проекта: разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
Задачи исследования
1.Осуществить теоретический анализ сведений и данных о реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности применения приемов и методов, позволяющих реализовать принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп.
2. Спроектировать алгоритм реализации принципа индивидуализации в условиях тьюторского сопровождения обучающихся в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: русский язык, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа).
3. Апробировать разработанный алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе.
4. Определить эффективность разработанного алгоритма и описать рекомендации пошагового использования алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (в урочной и во внеурочной деятельности).
Результатами проектами являются следующие разработки: индивидуальный план развития учителя, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, план работы проблемной творческой группы «Творец», выпуск электронного методического журнала «Профи» совместно с АОИ «Перспективы», выпуск сборника методических материалов по итогам городского семинара «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО», проведение защиты проектов обучающимися 5-7 классов, разработка модуля для курсов повышения квалификации.
Критериями эффективности проекта являются: актуальность; научность; новизна; практикоориентированность; мобильность; гибкость.
Отчетная документация:
1. Программа инновационной деятельности.
2. Индивидуальные планы личностного развития учителей - участников проекта.
3.Индивидуальные планы развития обучающихся - участников проекта.
4. Положение об инновационной деятельности.
5. План работы проблемной творческой группы «Творец».
6. Отчеты о работе ПТГ «Творец».
7. Программы мероприятий, проводимых в рамках реализуемого проекта.
8.Перечень публикаций участников проекта.
9. Итоговый отчет об инновационной деятельности в образовательной организации.
На основании свидетельства о работе инновационной площадки № 15022 от 30.09.2015 о присвоении статуса базовой инновационной площадки АО ИОО в МБОУ «СОШ №5» был разработан План мероприятий по реализации программы инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» (представлен в Приложении 1). В Плане представлены мероприятия, реализуемые на поисково-теоретическом, экспериментально-аналитическом и обобщающем (итогово-рефлексивном) этапах.
На первом этапе был осуществлен теоретический анализ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявление приемов и методов, позволяющих применить принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп. На втором этапе планировалась инновационная деятельность, разработка и апробация приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (при изучении учебных предметов и во внеурочной деятельности по предметам). На заключительном этапе осуществлялось определение эффективности алгоритма по реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, систематизация и обобщения полученных результатов, анализ и интерпретация данных, полученных в процессе инновационной деятельности, формулирование теоретических и практических выводов
Участниками проекта была создана проблемная творческая группа «Творец» (см. Приложение 2, Приложение 3), которая работала над реализацией принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности через проектную и учебно-исследовательскую деятельность в контексте требований ФГОС ОО и разработкой алгоритма реализации принципа индивидуализации (см. Приложение 7). По итогам работы ПТГ «Творец» ежемесячно составлялись отчеты, которые позволяли проводить анализ работы группы и планировать перспективы ее дальнейшей деятельности.
В 2016-2017 учебном году в реализации инновационного проекта принимают участие 16 педагогов школы (из них: управляющий персонал-2 человека, педагогический состав-11 человек, вспомогательный персонал-2 человека). Прошла профессиональную переподготовку по теме «Тьюторство в образовании» педагог-библиотекарь М.В.Ильина, приняли участие в работе Международной конференции «Летний университет тьюторства- 2016» четыре педагога школы, вступила в международную тьюторскую ассоциацию заместитель директора по учебной работе Л.В.Андрианова, приняли участие в работе межмуниципальных семинаров на базе МОУ «СОШ №2» г. Новодвинска 14 педагогов школы.
Педагогами школы был разработан алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве МБОУ «СОШ №5» при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности, включающий этапы и содержание деятельности обучающегося и педагога на каждом этапе тьюторского сопровождения. Поскольку именно внеурочная деятельность позволяет реализовать принцип индивидуализации в полной мере, данное направление и было взято участниками ПТГ «Творец» для разработки вышеуказанного алгоритма, подробно описанного в Приложении 7.
Тьюторскому сопровождению обучающихся в проектной и учебно-исследовательской деятельности предшествовала разработка индивидуального плана профессионального развития педагога на учебный год (примерный план представлен в Приложении 5, «Дорожная карта» (индивидуальный образовательный маршрут обучающегося) по предметам (примерный маршрут представлен в Приложении 6).
Обучающиеся и педагоги работали над созданием индивидуального портфолио, показывающего эффективность реализации принципа индивидуализации через представление образовательного результата (участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, чтениях и т.п.)
Таким образом, представленный инновационный проект позволил осуществлять проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в образовательном процессе школы через реализацию принципа индивидуализации при тьюторском сопровождении обучающихся.
Список литературы:
Балагина Е.В., Голованова О.Б., Филиппова Ю.С. Индивидуализация образования и основы тьюторского сопровождения (учебно-методического пособие). Архангельск: Издательство АО ИОО, 2014.
Балагина Е.В., Голованова О.Б., Филиппова Ю.С. Тьютор и тьюторская деятельность: дайджест. Архангельск: Издательство АО ИОО, 2014.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 кл.М.: «ВАКО», 2016, 160с.
Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС, С-ПБ.: «КАРО», 2015, 128с.
Розин В. М. Конституирование и природа индивидуализации. Тверь: «СФК-офис», 2015, 195с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. План мероприятий по реализации программы инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» МБОУ «СОШ №5» г.Северодвинска
№ Этапы Задачи
этапа Содержание (направление) работы Сроки
1. Поисково-теоретический
Осуществить теоретический анализ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности приемов и методов, позволяющих применить принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп. Установочный «круглый стол» в образовательной организации по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» Октябрь 2015
Программа инновационной деятельности Сентябрь 2015
Индивидуальный план развития учителя Сентябрь 2015
Индивидуальный план развития обучающегося Сентябрь 2015
Создание библиографического справочника по теме проекта Сентябрь 2015
Разработка диагностических материалов, проведение диагностики, мониторинг и обработка полученных результатов, анализ и обобщение данных Сентябрь 2015
Разработка локальной нормативно-правовой базы (локальные акты, положение об инновационной деятельности, должностные инструкции, приказы по школе и др.) Октябрь 2015
Организация работы рабочей творческой группы учителей по реализации инновационной деятельности «Творец» Сентябрь 2015
2. Экспери-ментально-аналитический Осуществление инновационной деятельности, разработка и апробация приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: математика, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа).
Провести апробацию
приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы. Семинар «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» Ноябрь 2015
Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Проект.Шаг за шагом» совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы»
Сентябрь-апрель 2016
Публикация статей в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/Март-апрель 2016
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через проектную и учебно-исследовательскую деятельность» Ноябрь 2015
Обучение по программе профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании» Апрель-декабрь 2015
Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта В течение 2015-2016 у.г.
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся» Ноябрь 2015
Презентация лучших работ проектных и учебно-исследовательских работ обучающихся 2014-2015 учебного года «Из опыта работы над проектом и учебно-исследовательской работой» Февраль 2016
Участие в конференциях юных исследователей на уровне образовательной организации «Мои маленькие открытия» и «Шаг в науку»; на муниципальном уровне «Ученые будущего» и «Юность Северодвинска». Январь-февраль 2016
Участие в викторинах, проектах, конкурсах центра мероприятий для школьников «Эврика» В течение учебного года
Методическая консультация совместно с научно-консультационным центром «Лингвэкс» Январь 2016
Участие в работе межрегиональной конференции «Система оценки достижений обучающихся: опыт, проблемы, перспективы» г.Котлас Октябрь 2015
Вступление в тьюторскую ассоциацию http://www.thetutor.ru/Октябрь 2016
3. Обобщающий (итогово-рефлексивный) Определение эффективности алгоритма по реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе, систематизация и обобщения полученных результатов, анализ и интерпретация данных, полученных в процессе инновационной деятельности, формулирование теоретических и практических выводов Публикация в электронном методическом журнале «Профи» Апрель 2016
Участие в фестивале исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/Март-апрель 2016
Анализ и обобщение данных Апрель-май 2016
Написание рекомендаций для использования принципа индивидуализации в образовательной организации Написание итогового отчета по инновационной деятельности Презентация опыта на региональном уровне, создание модуля для курсов повышения квалификации ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Приказ о создании творческой рабочей группы «Творец» и утверждении плана ее работы
На основании свидетельства № И-15022 от 30 сентября 2015 года о присвоении МБОУ «СОШ № 5» статуса базовой инновационной площадки ГАОУ «АО ИОО» по реализации инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО»
ПРИКАЗЫВАЮ:
Создать творческую рабочую группу «Творец» для реализации инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО».
Утвердить состав творческой рабочей группы «Творец» на 2016-2017 учебный год (Приложение 1).
Утвердить план работы творческой рабочей группы «Творец» на первое полугодие 2016-2017 учебного года (Приложение 2).
Назначить руководителем инновационного проекта Л.В.Андрианову, заместителя директора по учебной работе.
Назначить руководителем рабочей группы «Творец» на 2016-2017 учебный год Н.Л.Новожилову, учителя русского языка и литературы.
Назначить координатором по сетевому взаимодействию проекта М.В.Ильину, педагога-библиотекаря.
Утвердить индивидуальные планы профессионального развития педагогов-участников инновационного проекта установленного образца.
Утвердить «дорожные карты» (индивидуальные образовательные маршруты) обучающихся, участвующих в практической реализации проекта.
Контроль за исполнением данного приказа возложить на Л.В. Андрианову, заместителя директора по учебной работе.
Приложение к приказу 1.
Состав проблемной творческой рабочей группы «Творец» на 2016-2017учебный год
№ ФИО, должность,
наименование учреждения Функции, выполняемые в проекте
1. Шнюкова Ольга Николаевна, директор МБОУ «СОШ №5» Руководство проектом
2. Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ №5» Координация деятельности педагогов в проекте, анализ и обобщение полученных данных
3. Карпова Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по русскому языку
4. Новожилова Наталья Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по литературе
5. Горлова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации с одаренным детьми
6. Бушманова Екатерина Геннадьевна, учитель географии МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по географии
7. Кукуева Екатерина Викторовна, учитель биологии МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по биологии
8. Беласик Людмила Николаевна, учитель изобразительного искусства и черчения МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности в рамках учебного предмета «Искусство» в контексте ФГОС ООО»
9. Борисова Эльвира Васильевна, учитель истории и обществознания Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по истории и обществознанию
10. Ильина Мария Валентиновна, педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ №5» Анализ проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
11. Выползова Елена Викторовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №5» Психолого-педагогическое сопровождение проекта
12. Палкина Марьяна Олеговна, социальный педагог МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации с обучающимися «группы риска»
13. Кулинская Елена Владимировна, учитель-логопед МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации с обучающимися классов, обучающимися по адаптированным образовательным программам
14. Дмитриевская Евгения Юрьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации с обучающимися через технологии музейной педагогики
15. Кобзева Елена Валентиновна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации при подготовке к ГИА
16. Соловьева Марина Александровна, учитель физики МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации в проектной деятельности по физике
17. Сыромятникова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №5» Реализация принципа индивидуализации с одаренным детьми в начальной школе
Приложение к приказу 2.
ПЛАН РАБОТЫ творческой группы «ТВОРЕЦ» на 2016-2017 учебный год
№ п/п Содержание деятельности Срок Ответственный
4. Уточнение темы по самообразованию в рамках инновационной деятельности и изучение опыта работы коллег по данному направлению. сентябрь 2016 Л.В.Андрианова
5. Установочный «круглый стол» по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» в МБОУ «СОШ№5» 19.09.2016 К.М.Неманова
О.Н.Шнюкова
Л.В.Андрианова
7. Методическая консультация.
«Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся» 09.11.2016
Л.В.Андрианова
10. Участие в городском проекте «Всем школам школа» совместно с агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» декабрь 2016 Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
11. Публикация работ обучающихся в сборнике «Грани: выпуск 4»: сборник творческих работ обучающихся ноябрь2016 Л.В.Андрианова
12. Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации в индивидуальных планах педагогов и обучающихся» 20.10.2016
Л.В.Андрианова
15. Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта (Горлова Е.Н., Выползова Е.В., Ильина М.В., Беласик Л.Н.) сентябрь -декабрь Л.В.Андрианова
16. «Круглый стол» по теме «Проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС» ( на базе МБОУ «СОШ №13) 07.12.2016 Л.В.Андрианова
18. Городской семинар «Реализация принципа индивидуализации через проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС ОО» 06.12.2016 К.М.Неманова
О.Н.Шнюкова
Л.В.Андрианова
19. Подготовка к муниципальному этапу учебно-исследовательской конференции обучающихся «Мои маленькие исследования» (3-4 класс); «Ученые будущего» (5-11 класс) в течение месяца А.В.Мелкова
Л.В.Андрианова
24. Заседание творческой группы «Творец» (по тьюторскому сопровождению) 19.09.
14.10.
18.11.
07.12. Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
Н.Л.Новожилова
29. Разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе МБОУ «СОШ №5» сентябрь-декабрь 2016 Л.В.Андрианова
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Положение о деятельности проблемной творческой группы педагогов «Творец», осуществляющей инновационную деятельность в МБОУ «СОШ №5»
1. Общие положения
Проблемная творческая группа педагогов «Творец (далее ПТГ) – это профессиональное сообщество педагогов образовательного учреждения, проявляющих интерес к проблематике инновационной деятельности, способных обеспечить научно-методический характер работы педагогического коллектива по повышению качества образовательной деятельности в процессе разработки, внедрения и совершенствования образовательного новшества.
ПТГ создается для реализации инновационного проекта по выполнению инновационной деятельности образовательного учреждения. Деятельность ПТГ направлена на достижение цели инновационной деятельности образовательного учреждения, решение поставленных в инновационном проекте задач.
Результатом работы ПТГ является создание конечных продуктов инновационной деятельности в соответствии с инновационным проектом образовательного учреждения.
ПТГ создается и осуществляет деятельность в рамках основной деятельности образовательного учреждения.
II. Задачи ПТГ
Изучение нормативных документов и иных материалов по теме инновационной деятельности, опыта работы других образовательных учреждений, в т.ч муниципального, регионального, федерального и международного.
Разработка нормативных локальных актов по теме инновационной деятельности в ОУ.
Координация действий и организационно-методическое обеспечение деятельности сотрудников ОУ в сфере инновационной деятельности, сотрудничество с другими образовательными учреждениями и иными организациями, в т.ч. общественными.
Сопровождение инновационной деятельности в ОУ и разработка рекомендаций для учителей, работников школы, представителей других образовательных учреждений для эффективной реализации проектов.
Обобщение результатов деятельности ОУ в сфере инновационной деятельности, представление результатов на семинарах, конференциях, в средствах массовой информации, в т.ч. публикаций в прессе, издание сборников, материалов электронных СМИ.
Разработка отчетной документации ОУ по теме инновационной деятельности и ее предоставление в в АО ИОО.
Сопровождение инновационной деятельности ОУ.
III. Организация работы
ПТГ составляет план работы, обеспечивает изучение и теоретическое обоснование материалов по теме инновационной деятельности, проведение мониторинговых исследований и обобщение результатов этой деятельности.
Заседания ПТГ проводятся не реже одного раза в триместр, а также по мере необходимости.
Вся деятельность ПТГ документально оформляется и по итогам работы за учебный год составляется аналитическая справка, результаты работы размещаются на сайте образовательного учреждения.
IV. Состав рабочей группы по реализации инновационного проекта
В ПТГ входят 17 педагогов МБОУ «СОШ №5» (см.Приложение 2)
IV. Порядок работы ПТГ
Общее руководство ПТГ осуществляет руководитель группы.
Руководитель группы:
ведет заседания рабочей группы;
отчитывается о деятельности перед директором ОУ и по поручению директора – перед АО ИОО г.Архангельска.
V. Права и обязанности членов ПТГ
Члены ПТГ обязаны:
- присутствовать на заседаниях;
- голосовать по обсуждаемым вопросам;
- исполнять поручения в соответствии с решениями группы;
- соблюдать конфиденциальность информации об обучающихся, имеющей приватный характер.
Члены ПТГ имеют право:
- знакомиться с материалами и документами, поступающими в ПТГ;
- вносить на рассмотрение ПТГ предложения, статистическую информацию, аналитические данные, связанные с обследованиями и результатами наблюдений в рамках проекта;
- запрашивать от участников инновационной деятельности необходимую информацию, соответствующую компетенции ПТГ;
- приглашать для принятия участия в деятельности ПТГ педагогических работников школы, представителей других образовательных учреждений, общественных организаций, органов управления образованием;
- давать поручения сотрудникам ОУ в рамках проекта и инновационной деятельности, требовать отчет о проделанной работе, фиксировать степень участия педагогических сотрудников ОУ в инновационной деятельности ОУ (для предоставления соответствующих документов для аттестации педагогических кадров), направлять педагогических сотрудников ОУ для участия в мероприятиях различного уровня в рамках инновационной деятельности;
- создавать условия для повышения квалификации педагогических кадров на основе постоянно действующих семинаров, тематических курсов, конференций, консультаций, в т.ч. на основе интерактивного взаимодействия с помощью информационных и телекоммуникационных технологий;
- использовать общие материалы ПТГ для написания публикаций, собственных исследований после принятия соответствующего решения ПТГ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Отчет о реализации программы инновационного проекта
«Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО». Планирование работы на I полугодие 2016-2017 учебного года МБОУ «СОШ №5» г.Северодвинска Архангельской области
№ п/п Содержание деятельности Срок Ответственный
4. Уточнение темы по самообразованию в рамках инновационной деятельности и изучение опыта работы коллег по данному направлению. сентябрь 2016 Л.В.Андрианова
5. Установочный «круглый стол» по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» в МБОУ «СОШ№5» 19.09.2016 К.М.Неманова
О.Н.Шнюкова
Л.В.Андрианова
7. Методическая консультация.
«Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся» 09.11.2016
Л.В.Андрианова
10. Участие в городском проекте «Всем школам школа» совместно с агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» декабрь 2016 Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
11. Публикация работ обучающихся в сборнике «Грани: выпуск 4»: сборник творческих работ обучающихся ноябрь2016 Л.В.Андрианова
12. Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации в индивидуальных планах педагогов и обучающихся» 20.10.2016
Л.В.Андрианова
15. Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта (Горлова Е.Н., Выползова Е.В., Ильина М.В., Беласик Л.Н.) сентябрь -декабрь Л.В.Андрианова
16. «Круглый стол» по теме «Проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС» ( на базе МБОУ «СОШ №13) 07.12.2015 Л.В.Андрианова
18. Региональный семинар «Реализация принципа индивидуализации через проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС ОО» 07.12.2016 К.М.Неманова
О.Н.Шнюкова
Л.В.Андрианова
19. Подготовка к муниципальному этапу учебно-исследовательской конференции обучающихся «Мои маленькие исследования» (3-4 класс); «Ученые будущего» (5-11 класс) в течение месяца А.В.Мелкова
Л.В.Андрианова
24. Заседание творческой группы «Творец» (по тьюторскому сопровождению) 19.09.2016
14.10.2016
18.11.2016
07.12.2016 Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
Н.Л.Новожилова
29. Разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе МБОУ «СОШ №5» сентябрь-декабрь 2016 Л.В.Андрианова
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Индивидуальный план профессионального развития учителя, участника инновационного проекта по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» на 2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Тема по самообразованию: «Реализация принципа индивидуализации в проектной и учебно-исследовательской деятельности в рамках учебных предметов «Русский язык», «Литература» в контексте ФГОС ООО».
Цель профессионального развития:
Изучение и разработка алгоритма реализации принципа индивидуализации через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
- изучить научно-теоретическую базу и педагогический опыт по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся;
- проводить диссеминацию педагогического опыта через организацию сотрудничества с коллегами для обмена опытом на различном уровне;
- создавать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета;
- в рамках инновационной деятельности разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся, имеющих разную учебную мотивацию по предметам «Русский язык», «Литература», проекты, учебно-исследовательские работы, тестовые задания, конспекты уроков, внеклассных мероприятий;
- способствовать активизации мыслительно-познавательной деятельности обучающихся через формирование метапредметных универсальных учебных действий.
Содержание деятельности
Сроки Отметка об исполнении
Изучение научно-теоретических источников, изучение передового педагогического опыта работы в области реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе. Сентябрь 2016 Выявление особенностей тьюторского сопровождения обучающихся. Сентябрь 2016 Изучение нормативно – правовой базы и разработка локальных актов по теме инновационной деятельности. Октябрь 2016 Уточнение темы по самообразованию в рамках инновационной деятельности и изучение опыта работы коллег по данному направлению. Сентябрь 2016 Диагностика обучающихся 8Б класса с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах. Сентябрь 2016 Вступление в межрегиональную тьюторскую ассоциацию Январь 2017 Участие в установочном «круглом столе» по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» в МБОУ «СОШ№5» Октябрь 2016 Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с высокой учебной мотивацией по предметам «Русский язык» и «Литература» (Хома Яна, Репищная Валерия, Никифорова Кристина, Мелкова Екатерина (8Б класс) для подготовки к мероприятиям различного уровня. Сентябрь 2016 Формирование банка учебно - методических материалов по теме инновационной деятельности (тестовых заданий, технологических карт уроков, проектов, учебно-исследовательских работ обучающихся, внеклассных материалов с использованием ИКТ, индивидуальных образовательных маршрутов по темам учебников В.В.Бабайцевой «Русский язык» и Т.Ф.Курдюмовой «Литература» – 8 класс для обучающихся с различной учебной мотивацией). В течение года Участие в городском (региональном) семинаре «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» 07.12.2016 Взаимопосещение открытых мероприятий коллег. В течение года Участие в программе тьюторского сопровождения обучающихся «Проект. Шаг за шагом» совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» Январь-апрель 2016 Разработка индивидуального образовательного маршрута для подготовки к муниципальному конкурсу рефератов «Север-России золотник»( Хома Яна, 8Б класс) Октябрь-февраль 2017 Публикация статьи в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/ Февраль 2017 Участие в конференции юных исследователей на уровне образовательной организации «Шаг в науку»; на муниципальном уровне «Ученые будущего». Декабрь 2016 Выступление на заседании методического совета школы и административного совета по теме инновационной работы. В течение года Участие в мероприятиях (конференциях, семинарах) межрегиональной тьюторской ассоциации (по возможности) В течение года Написание рекомендаций для использования принципа индивидуализации в образовательной организации в преподаваемых предметных областях. Сентябрь-декабрь 2016 Анализ выполнения индивидуального плана профессионального развития за 2016-2017 учебный год Май 2017 Оформление проекта для программ модулей повышения квалификации АО ИОО Декабрь 2017 ПРИЛОЖЕНИЕ 6. «Дорожная карта» (индивидуальный образовательный маршрут обучающегося) по предметам «Русский язык» и «Литература» (внеурочная деятельность) на 2016-2017 учебный год
Ф.И. обучающегося: Хома Яна, 8Б класс
Ф.И.О. учителя: Андрианова Людмила Валентиновна, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.
Общая тема тьюторского сопровождения: «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с высокой учебной мотивацией по предметам «Русский язык» и «Литература»
Цель: расширение возможностей изучения предметов «Русский язык» и «Литература» через тьюторское сопровождение внеурочной деятельности по предмету.
Тема по проектной деятельности: «Мистика в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель ПД:
Определение цели включения мистического материала в языковую и смысловую канву романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Задачи (обучающегося):
- изучить теорию и имеющийся материал по изучаемой проблеме;
- проводить исследование и проектирование на основе полученного материала для представления результатов на различном уровне;
- использовать комфортную развивающую образовательную среду для реализации проекта;
- разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты по предметам «Русский язык», «Литература», проекты, учебно-исследовательские работы, тестовые задания, конспекты уроков, внеклассных мероприятий;
- принимать активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, круглых столах, чтениях различного уровня.
Содержание деятельности
Диагностика (картирование) обучающихся 8Б класса с целью сбора информации об индивидуальных образовательных интересах.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с высокой учебной мотивацией по предметам «Русский язык» и «Литература» для подготовки к мероприятиям различного уровня.
Формирование банка учебно - методических материалов по теме инновационной деятельности (тестовых заданий, технологических карт уроков, проектов, учебно-исследовательских работ обучающихся, внеклассных материалов с использованием ИКТ, индивидуальных образовательных маршрутов по темам учебников В.В.Бабайцевой «Русский язык» и Т.Ф.Курдюмовой «Литература» – 8 класс для обучающихся с различной учебной мотивацией).
Участие в международной игре «Русский медвежонок-Языкознание для всех»
Участие в международной игре по литературе «Пегас»
Участие в программе тьюторского сопровождения обучающихся «Проект. Шаг за шагом» совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы»
Разработка индивидуального образовательного маршрута для подготовки к муниципальному этапу Всероссийской предметной олимпиады школьников (Хома Яна, 8Б класс)
Публикация статьи в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/Участие во муниципальном конкурсе рефератов «Север-России золотник» (По теме «История Русского Севера»)
Участие во муниципальном конкурсе чтецов «И Севера хрустальная душа» (А.Костюрин «Семужка»)
Подготовка участников фестиваля исследовательских и творческих работ обучающихся «Портфолио ученика» http://project.1september.ru/
Участие в мероприятиях (конференциях, семинарах) межрегиональной тьюторской ассоциации (по возможности)
Написание рекомендаций для использования принципа индивидуализации в образовательной организации в преподаваемых предметных областях.
Внесение корректив в план индивидуальный образовательный план
Анализ выполнения индивидуального образовательного плана за 2015-2016 учебный год (7 класс)
Участие в проекте онлайн-тренажёр «Веб –Грамотей» 2016- 2017
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Алгоритм реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве МБОУ «СОШ №5» при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
№ п/п Этап Содержание и деятельность участников
Содержание Деятельность обучающегося Деятельность учителя
1. Актуализация способностей (потребностей) обучающегося Определение способностей и интересов обучающегося Выбор интересов и возможностей, поиск сфер, в изучении которых у обучающегося имеется потребность Проведение психолого-педагогического исследования по выявлению способностей и склонностей обучающегося
2. Мотивация и определение поля исследования Картирование интересов и определение уровня учебной мотивации школьников
Создание план-карты познавательных интересов и карты возможностей Анализ плана-карты возможностей, определение предварительного образовательного маршрута. Формулирование надпроблемы из общего «интересно все». Первое ограничение пространства замысла.
3. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования Конкретизация области исследования и определение адекватности и достижимости цели исследования Выявление проблемы и способа ее разрешения. Конкретизирование объекта (что изучаем?), предмета
(какую сторону объекта изучаем?) Организация сотрудничества и взаимопомощи при определении объекта и предмета (возможна работа в малой группе)
4. Выбор и формулировка темы, определение объекта и предмета целей и задач работы Осуществление выбора области исследования, темы, целей и задач Формулирование темы, конкретизация поставленных проблем и способов их решения (формулирование задач-шагов к достижению цели) Корректирование и утверждение темы учителем (при необходимости осуществляется помощь в формулировании темы). Корректирование задач (теоретические и практические) как качественных составляющих исследуемой проблемы.
5. Определение типа работы (проектная или исследовательская), выдвижение гипотезы или планирование вида продукта проекта Определение типа работы (проектная или исследовательская). Выдвижение гипотезы Выдвижение предположения о способе решения задачи, в котором описана определенная последовательность познавательных средств (опытным путем или путем логических выводов) в соответствии с типом работы Определение типа работы. Формулирование утверждения, истинность и ложность которого может быть установлена в ход выполнения планируемой работы
6. Определение предварительного плана работы Составление примерного плана работы Составление примерного плана работы над проектом/исследованием в соответствии с поставленными задачами Корректировка этапов работы, контроль и оценка практической деятельности обучающихся
7. Организация работы с источниками информации Поиск возможных источников, определение карты возможностей, структурирование источников, создание библиографического списка Определение круга изучаемых источников совместно с учителем. Знакомится с основами работы в библиотеке, принципами работы с литературой Определение круга исследуемых источников. Знакомство с особенностями изучения библиографических источников. Составление списка используемой литературы
8. Изучение источников по теме, структурирование информации, написание теоретической части работы Написание теоретической части работы на основе структурированных источников Освоение навыков работы с библиографическими источниками, поиска информации в сети интернет, сбор устных источников, опрос специалистов и рецепиентов Оказание помощи в составлении анкет, систематизации материала теоретического материала.
9. Проведение практико-экспериментальной (практической) деятельности Организация практической деятельности обучающихся (наблюдение, отбор образцов, камеральная обработка и т.п.) Проведение практического исследования /эксперимента, изучение результатов, их структурирование. Контроль проведения практической деятельности, сбор предварительных сведений, промежуточных результатов, их анализ.
10. Подведение итогов по реализации практической части Анализ промежуточных результатов Подготовка отчета по реализации практической части, подготовка выводов и рекомендаций. Составление и обработка анкет Сверка промежуточных результатов с эталонными. Корректировка действий по эталону. Подготовка отчета.
11 Оформление работы (текстовая часть, презентация) Оформление текстовой части работы в соответствии с предъявляемыми требованиями Изучение требований, предъявляемых к содержанию проектной/исследовательской работы. Оформление работы в соответствии с заданными критериями Предварительное рецензирование работы с указанием на спорные вопросы и представление рекомендаций по их устранению
12. Изготовление продукта (представление данных эксперимента) Подготовка предполагаемого продукта Создание продукта (презентации) исследования Контроль работы по изготовлению продукта.
13. Предзащита проекта Создание искусственной ситуации защиты проекта. Предварительная презентация результатов работы в классе, малой группе, в сообществе обучающихся Создание условий, максимально приближенных к ситуации защиты проекта/исследовательской работы
14. Предварительный анализ работы, устранение недочетов, подготовка ответов на вопросы Анализ представленной работы: плюсы и минусы Подробный анализ особенностей презентации и представления работы (хронометраж, вопросы, особенности восприятия, интерес и т.п.) Рефлексия по итогам предзащиты. Отработка навыков публичного выступления. Диалоговое и аналитическое взаимодействие по итогам предзащиты. Устранение недостатков работы. Подготовка ответов на вопросы. Изучение принципов публичного выступления.
15. Публичное выступление на конференции Представление работы на конференции Подготовка письменного варианта публичного выступления. Выступление с докладом по защите работы. Заслушивание выступления, анализ.
16. Рефлексия Анализ деятельности Анализ презентации учебно-исследовательской/проектной работы обучающимся совместно с руководителем. Определение возможных форм представления исследовательской/проектной деятельности17. Представление работы на муниципальном, региональном, федеральном уровне Презентация работы (публикация результатов исследования) на различных уровнях Представление работы в соответствии с рекомендациями руководителя. Рекомендации по презентации результатов работы.
18. Планирование работы по подготовке к следующему проекту Планирование дальнейшей работы Определение направлений для проведения дальнейшего исследования Составление плана дальнейших исследований совместно с обучающимся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Отчет о реализации программы инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной
и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» МБОУ «СОШ №5» г.Северодвинска Архангельской области
2015-2016 учебный год
№ Этапы Задачи
этапа Содержание (направление) работы Сроки Ответственный
1. Поисково-теоретический
Осуществить теоретический анализ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе и выявить особенности приемов и методов, позволяющих применить принцип индивидуализации в работе с обучающимися различных возрастных групп. Установочный «круглый стол» в образовательной организации по теме «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» 25.11.2015 К.М.Неманова, методист АО ИОО, руководитель МТО
Л.В.Андрианова
Программа инновационной деятельности (рассмотрение программы на заседании методического совета ОУ, представление программы на заседании научно-методического совета АО ИОО) 08.09.2015 К.М.Неманова,
Л.В.Андрианова
Разработка диагностических материалов, проведение диагностики, мониторинг и обработка полученных результатов, анализ и обобщение данных Сентябрь-октябрь 2015Педагоги школы-участники проекта
Разработка локальной нормативно-правовой базы (локальные акты, положение об инновационной деятельности, должностные инструкции, приказы по школе и др.) Октябрь-декабрь 2015 О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова
Организация работы рабочей творческой группы учителей по реализации инновационной деятельности «Творец» Сентябрь 2015 О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова
Участие в работе круглого стола по теме «Проектная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС» на базе МБОУ «СОШ№13», проводимом совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» (выступали 10 педагогов МБОУ «СОШ №5») 09.12.2015 Л.В.Андрианова
2. Экспери-ментально-аналитический Осуществление инновационной деятельности, разработка и апробация приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе (при изучении учебных предметов: математика, литература, география, биология, физика, история, окружающий мир (начальная школа), математика (начальная школа).
Провести апробацию
приемов, видов, форм при реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе школы. Семинар «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности в контексте ФГОС НОО и ФГОС ООО» 30.11.2015 О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова
Программа тьюторского сопровождения обучающихся «Проект. Шаг за шагом» совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» Сентябрь-апрель 2016 Л.В.Андрианова,
Н.В.Осколкова, доцент кафедры общего и германского языкознания ГИ САФУ
Публикация статей в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/январь 2016 А.В.Мелкова
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через проектную и учебно-исследовательскую деятельность» 20.11.2015 М.В.Ильина
Обучение по программе профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании» Апрель-декабрь 2015 М.В.Ильина
Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта (Лимонникова М.О., Ильина М.В., Кулинская Е.В., Выползова Е.В., Андрианова Л.В., Попова Т.В., Дмитриевская Е.Ю.)
Участие в работе вебинаров «Организация исследовательской деятельности школьников», «Обучение детей с особыми образовательными потребностями» 06.12.2015 Лимонникова М.О., Кулинская Е.В.
Выползова Е.В.,
Андрианов Л.В.
Выползова Е.В.
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся» 14-17.12.2015 А.В.Мелкова
Проведение учебно-исследовательской конференции обучающихся «Мой маленькие исследования» (2-4 класс), «Шаг в науку» (5-11 класс) 16.12.2015
18.12.2015 А.В.Мелкова
Л.В.Андрианова
Проведение муниципального семинара учителей географии, биологии, физики, химии по теме «Формирование универсальных учебных действий обучающихся через активизацию мыслительно-познавательной деятельности» 18.11.2015 В.Н.Нетужилова, ведущий специалист УО МО «Северодвинск»,
Л.В.Андрианова
Участие в викторинах, проектах, конкурсах центра мероприятий для школьников «ЭМУ-Эрудит». октябрь-ноябрь
2015 Л.В.Андрианова
А.В.Мелкова
Участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический бакалавриат в условиях сетевого взаимодействия», публикация статьи в сборнике конференции 30.10.2015 Л.В.Андрианова
Участие в реализации проекта по теме «Региональная паремиология как средство сохранения и трансляции культурных традиций и духовных ценностей Русского Севера» совместно с кафедрой языкознания ГИ САФУ декабрь-январь 2016 Л.В.Андрианова
Н.В.Хохлова, доцент кафедры языкознания ГИ САФУ
Участие в работе семинара «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в школе как ресурс введения и реализации ФГОС ООО» (МОУ «СОШ №2, г.Новодвинск) 30.10.2015 Л.В.Андрианова
Е.В.Кукуева
М.В.Ильина
Участие в работе межрегиональной конференции «Система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС ООО» МО «Котлас» 22.10.2015 Л.В.Андрианова
Е.В.Кукуева
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации в индивидуальных планах педагогов и обучающихся» 27.01.2016
О.Н.Шнюкова, Л.В.Андрианова
Публикация статей в рамках Всероссийского фестиваля педагогического творчества https://educontest.net/январь 2016 А.В.Мелкова
Л.В.Андрианова
Н.Л.Новожилова
Обучение по программе профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании» январь 2016 М.В.Ильина
Курсовая переподготовка педагогов-участников проекта (Новожилова Н.Л., Попова Е.И., Карпова Г.Б.)
Участие в работе вебинара «Преемственность в организации проектной деятельности учащихся между ступенями начального общего и основного общего образования» (сайт "Преемственность в образовании" www.preemstvennost.ru) 15.01.2016 Андрианов Л.В.
Андрианов Л.В.
Выползова Е.В.
Методическая консультация «Реализация принципа индивидуализации через учебно-исследовательскую деятельность обучающихся при подготовке к муниципальной конференции «Ученые будущего» 20.01.2016 А.В.Мелкова
Подготовка к муниципальному этапу учебно-исследовательской конференции обучающихся «Мои маленькие исследования» (3-4 класс), 3 обучающихся; «Ученые будущего» (5-11 класс)-3 обучающихся. в течение месяца А.В.Мелкова
Л.В.Андрианова
Проведение предметной Декады русского языка и литературы (реализация проектов с элементами тьюторского сопровождения: проект «Орфографити», 21.01.2016;подготовка классного часа «Тайна далекой планеты «Стилистика», 22.01.2016; подготовка участников V Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»; подготовка к Всеросийской игре по литературе «Пегас») 18.01.2016-30.01.2016 М.А.Ботыгина
Н.Л.Новожилова
Участие в реализации проекта по теме «Региональная паремиология как средство сохранения и трансляции культурных традиций и духовных ценностей Русского Севера» совместно с кафедрой языкознания ГИ САФУ январь 2016 Л.В.Андрианова
Н.В.Хохлова, доцент кафедры языкознания ГИ САФУ
Методическая консультация в ОО «Защита проектов в основной школе» 27.01.2016
Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
III Международная научно-практическая конференция «Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования» (г.Архангельск, ГБОУ СПО Архангельской области «АИПК») 18.03.2016 Е.Н.Горлова Н.Л.Новожилова
XVII Региональные педагогические чтения «Достижения педагогической науки и инновационная образовательная практика» (г. Каргополь, ГБОУ СПО «Каргопольский педагогический колледж») 19.03.2016 Л.В.Андрианова
Методический совет в ОО «Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся при реализации ФГОС ООО» 16.03.2016
Л.В.Андрианова
Выступление в рамках курсов повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного образования в контексте стандартизации» по теме « Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности» 04.03.2016 Н.Л.Новожилова
Е.В.Выползова
Выступление на городском методическом семинаре на базе ГБОУ АО «СКОШИ»
«Формирование ключевых компетенций обучающихся, воспитанников с ОВЗ на основе использования современных педагогических технологий и активных методов обучения» по теме «Реализация принципа индивидуализации с обучающимися классов, обучающимися по адаптированным образовательным программам» 17.03.2016 Е.В.Кулинская
Выступления на муниципальном методическом калейдоскопе на тему «Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках реализации ФГОС», проводимом УО совместно с Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» на базе МБОУ «СОШ №29» Новожилова Н.Л., учитель русского языка и литературы. Тема выступления «Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ в рамках учебного предмета «Литература»».
Выползова Е.В., педагог-психолог. Тема выступления «Информирование родителей» 01.03.2016 Н.Л.Новожилова
Е.В.Выползова
Мастерская библиотекаря. Выступление «Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности» 29.04.2016 М.В.Ильина
Методическая консультация в ОО «Проектный урок как средство достижения метапредметных результатов»
06.04.2016
Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
Межмуниципальный семинар «Реализация принципа индивидуализации в образовательном пространстве школы»» (МБОУ «СОШ № 5» г.Северодвинск и МОУ «СОШ №2» г.Новодвинск) 13.04.2016 Л.В.Андрианова
К.М.Неманова
Региональный конкурс детских проектов 
«Пишем кулинарную книгу» (оформление группового проекта «Пишем кулинарную книгу…Поморья») Апрель 2016 Л.В.Андрианова
Методический совет в ОО «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта» 26.04.2016
Л.В.Андрианова
Заседания городской инициативной группы по проектно-исследовательской деятельности, созданной по инициативе Агентства образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы» (http://perspekivs.ru). 29.04. 2016 Н.В.Хохлова
Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
Л.Н.Беласик
Публикации в сборниках: "Реализация регионального компонента в образовательных учреждениях Архангельской области", «Грани: вып.3» Апрель 2016 Н.Л.Новожилова
Л.В.Андрианова
Реализация коллективного проекта "Всем школам школа", инициируемого Агентством образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга "ПЕРСПЕКТИВЫ"
В течение месяца,
28.04.2016 (защита проекта) Л.В.Андрианова
М.В.Ильина
Л.Н.Беласик
Региональный заочный конкурс творческих работ обучающихся и их родителей, посвященном Международному дню родного языка (номинация «Сочинение «В мире лингвистической сказки») 25.04.2016 Л.В.Адрианова
Н.Л.Новожилова
Творческий отчет участников инновационного проекта «Реализация принципа индивидуализации в урочной и во внеурочной деятельности: опыт, проблемы, перспективы» 18.05.2016 К.М.Неманова, методист АО ИОО, руководитель МТО
Л.В.Андрианова