Технологическая карта урока математики на тему Обозначение натуральных чисел (5 класс)


План-конспект урока
«Обозначение натуральных чисел»
Терникова Светлана Викторовна
МОУ Деяновская ООШ
Должность учитель
Предмет математика
Класс 5
Тема и номер урока в теме «Обозначение натуральных чисел» (3 урока, 1 урок)
Базовый учебник Виленкин Н.Я., Математика 5
Цель и задачи урока
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний о натуральных числах, полученных в начальной школе.
Задачи урока:
обучающие:
вторично осмыслить правила чтения и записи натуральных чисел;
развивающие:
развивать устную речь;
воспитательные:
воспитывать умение высказывать свое мнение;
воспитывать умение участвовать в диалоге;
формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Структура и ход урока
Структура и ход урока
№ Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
(в минутах)
Организационный Знакомит с новой учебной книгой.
- Посмотрите на новый учебник. Расскажите, какую информацию несет обложка.
- Прочитайте, с какими условными обозначениями мы встретимся на страницах учебника.
- Закройте учебник, сегодня мы еще к нему вернемся. Ученики рассматривают, как составлен учебник, как изложен материал в учебнике, пронумерованы главы, темы, рисунки. Находят, что после каждой темы есть главы для тех, кому интересно. Знакомятся со справочным материалом форзаца, справочным материалов в конце учебника, изучают принцип предметного указателя.
Отвечают на вопросы 5 минут
I. Мотивационно-ориентировочная часть
1.1 Мотивация Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность:
Сколько звезд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С цифрами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.
Не бояться, что обидишь
Ты своих друзей,
Сосчитаешь и увидишь:
Просто, без затей
И конфеты, и игрушки,
Кукол, книжки и хлопушки
Можно поровну делить,
Никого не позабыть.
Если ты считать умеешь,
Все науки одолеешь.
Скажут про тебя ребята:
«Наш дружок - ума палата».
А когда пройдут года,
Будешь взрослым ты тогда.
Космонавтом, может, станешь,
До небес рукой достанешь.
Чтоб в полете не скучать,
Сможешь звезды сосчитать.
В.Н.Савичев
- О чем говорится в стихотворении?
- Сколько всего цифр?
- Что можно записать с помощью цифр?
- Запишите в тетради по 3 числа.
- Прочитайте их.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
- Сегодня мы обобщим и систематизируем знания о натуральных числах, полученные в начальной школе. Слушают учителя
Отвечают на вопросы
10 минут
1.2 Актуализация Презентация
- Натуральными числами называются такие числа, которые мы употребляем при счете предметов.
- Какое число в натуральном ряду стоит на первом месте?
- Назовите самое большое натуральное число.
- Почему нет такого числа?
- Правильно, потому что за каждым натуральным числом следует еще одно натуральное число, за которым следует другое и так далее. Вот почему все натуральные числа записать невозможно. Поэтому при записи натурального ряда выписывают несколько первых натуральных чисел, после которых ставят многоточие.
- Давайте еще раз повторим: сколько всего цифр? Что мы можем записывать с их помощью?
- Как вы думаете, как будет называться запись чисел, если мы используем 10 цифр?
- Правильно, десятичная запись. И самое важное число – 10.
- Почему, как вы думаете?
- Конечно, десять единиц называются десятком, десять десятков – сотней, десять сотен – тысячей и так далее. Получаем десятичную систему счисления. В этой системе одна и та же цифра имеет различные значения в зависимости от того, где она расположена.
- Если натуральное число записано одной цифрой, как оно называется? Двумя цифрами? И так далее.
- В начальной школе вы уже изучали разряды чисел. Давайте вспомним их.
- Правильно. Эти три разряда образуют классы. Какие классы вы уже знаете?
Слайд 1
- В этом году мы познакомимся с классом миллиардов. Миллиард – это 1 000 миллионов. Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
- Первая цифра справа – разряд единиц, вторая цифра справа – разряд десятков, третья цифра – разряд сотен.
- Класс единиц, тысяч и миллионов.
1.3 Постановка учебной задачи - Давайте еще раз проговорим тему урока.
- Как вы считаете, чем мы сегодня займемся на уроке? - Будем записывать числа и правильно читать запись чисел. 1.4 Планирование решения учебной задачи - Сегодня наша задача научиться обозначать натуральные числа, записывать их и правильно читать запись чисел. II. Операционно-познавательная часть
2.1 Применение новых знаний в стандартных ситуациях Работа с учебником: с.6, № 1-2
№ 1 – устно
№ 2 – письменно (с проговариванием) Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках. 7 минут
2.2 Перенос новых знаний в новые условия Презентация Работа с учебником: с.7, № 3
№ 3 – письменно
Самостоятельная работа
Слайд 2
- У кого все правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком числе ошибки?
- В чем их причина? Выполняют задание на доске и в тетрадях
Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку.
Называют ошибки и исправляют их. 8 минут
10 минут
III. Рефлексивно-оценочная часть
3.1 Итоги урока - Настала пора подвести итоги работы.
- Какую цель мы ставили к уроку?
- Достигнута ли она?
- Назовите тему урока.
- Расскажите, чему вы научились на уроке. Отвечают на вопросы
Рассказывают, что узнали, знают, смогли выполнить. 5 минут
3.2 Планирование дальнейшей учебной деятельности - Мы сегодня хорошо потрудились. Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на следующих уроках? - Мы выполнили лишь некоторые виды заданий, а этого недостаточно, чтобы уметь выполнять любое задание. 3.3 Задание на дом П.1, с. 5-6, № 23, 24, 26. Записывают домашнее задание