Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой

МБОУ Моисеево – Алабушская сош
Уваровского района
Тамбовской области










Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации к занятиям физической культурой





















Под оптимизацией процесса физического воспитания понимают управление двигательной деятельностью учеников. Управление педагогическим процессом направлено на повышение эффективности и качества педагогического труда. Эти требования в условиях реформирования школы приобретают актуальное значение и являются частью комплексного подхода в физическом воспитании. Одной из важнейших задач физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья школьников.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от его сознания, психологии, жизненной философии. Это подтверждается и данными отечественных и зарубежных учёных, которые пришли к выводу, что на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55 %), состояние окружающей среды (20-25 %), наследственность (20%), здравоохранение (10%). Изучением здоровья занимаются такие науки, как: биология, медицина, физиология человека, психология. По современным представлениям, достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.
В практическом отношении физическое воспитание представляет собой процесс формирования здорового, физически совершенного, всесторонне развитого молодого человека с выраженной потребностью к индивидуальным занятиям физическими упражнениями, подготовка учащихся к общественно полезной и личной жизнедеятельности: трудовой, военной, физкультурно-спортивной, семейной.
В последнее время в нашей стране много внимания уделяется вопросу о состоянии здоровья детей, о необходимости улучшения физического воспитания школьников, о важности для них систематических занятий физической культурой. Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся общеобразовательных школ. Так, на сегодняшний день по данным Министерства здравоохранения России, 90 % детей имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, у 60-70 % наблюдаются мозговые дисфункции, 35 % - хронически больны, и лишь 5-10 % детей приходят в школу с диагнозом «здоров». Почти все нынешние дети повышенно нервновозбудимы, чаще всего физически ослаблены вследствие неполноценного питания, экологического и социального неблагополучия условий жизни.
Проводя анализ углубленного медосмотра обучающихся в нашей школе, перед нами появилась совсем не радужная картина: из числа осмотренных детей в наблюдении у педиатра нуждается 18 человек, с ЛОР-патологией 11 человек, в наблюдении у невропатолога нуждается 17 человек, у эндокринолога 10 человек, с нарушением зрения 12 человек, нуждается в сонации полости рта у стоматолога 23 человека, в наблюдении у хирурга 68 человек. Выяснили в виде диаграмм и процентном отношении, какие заболевания и как они выглядят по классам. В связи с этим для улучшения и сохранения здоровья учащихся разработали программу «Здоровье плюс », над реализацией которой мы сейчас и работаем. Одной из важнейших задач программы «Здоровье плюс » является формирование здорового образа жизни ребёнка.
Физическая культура – это универсальное профилактическое средство и лучшее лекарство при многих заболеваниях. И сделать так, чтобы занятия физкультурой прочно вошли в распорядок дня школьника, стали обязательным элементом семейного быта, не может никто, кроме самого ребёнка.
Физическая нагрузка – настоящий «эликсир молодости». Но современные учёные считают, что упражнения приносят максимальную пользу, если они выполняются систематически, по часу в день, шесть раз в неделю.
Французские врачи XVIII века говорили: «Движение по своему действию заменит любое лекарство, но все врачебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Исходя из этого, целями моей педагогической деятельности являются:

формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
пропаганда и поощрение здорового образа жизни;
создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.



Для решения поставленных целей я определил задачи:


















































Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации – основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.
Рассмотрим подробнее компоненты мотивации к занятиям физической культурой
Образовательный компонент физического воспитания

Средства физического воспитания
Влияние средств физического воспитания на образовательный компонент (что будет знать и уметь обучающийся)

1.
Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата
Знать:
средства формирования правильной осанки;
средства формирования правильной стопы;
методы управления своим двигательным аппаратом.
Уметь:
выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки и стопы; на развитие движений всех частей тела;
осуществлять контроль за соблюдением правильной осанки и постановки стопы при ходьбе

2.
Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей
Знать: координационные, скоростные и силовые способности и их значимость для жизнедеятельности организма.
Уметь:
различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц;
осуществлять контроль за состоянием гибкости, телосложения

3.
Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию
Знать:
значимость внимания, восприятия, ориентирования для овладения движениями и двигательными действиями;
теорию об основных системах организма, обеспечивающих здоровье и движение;
формирование способностей идеомоторного представления движений, аутотренинг.
Уметь:
переключать внимание;
ориентироваться во времени, пространстве, ситуации;
формировать двигательное мышление, воображение;
управлять напряжением и расслаблением мышц;
овладевать способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления

4.
Закаливание
Знать: активные средства закаливания (солнце, воздух, вода).
Уметь: самостоятельно применять простейшие процедуры

5.
Массаж (самомассаж)
Знать:
движения производят по ходу тока крови;
нельзя массировать лимфоузлы.
Уметь: владеть простейшими приемами массажа


Решение образовательных задач я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.


Воспитательный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания
Влияние средств физического воспитания на воспитательный компонент (что будет уметь обучающийся)

1.
Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата
Уметь: держаться свободно, естественно, красиво; развивать организованность, дисциплинированность

2.
Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей
Уметь: преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества; снижать эмоционально-психическую напряженность; своевременно находить и принимать обдуманные решения

3.
Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию
Уметь: утверждать нравственные нормы в различных ситуациях физкультурной деятельности; сосредотачивать внимание длительное время

4.
Закаливание
Уметь: положительно влиять на психоэмоциональную сферу школьника

5.
Массаж (самомассаж)
Уметь: оказывать тонизирующее влияние на центральную нервную систему


Убежден, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и физкультурно-спортивной деятельности.


Оздоровительный компонент физического воспитания


Средства физического воспитания
Влияние средств физического воспитания на оздоровительный компонент

1.
Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата
Приобретение обучающимися стойких структурных основ осанки: предотвращение дефектов осанки; укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника; укрепление мышц стопы; двигательного аппарата; регулирование аппарата; регулирование роста костей, мышц, связок

2.
Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей
Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата; предупреждение и устранение изменений мышечной напряжен-ности; совершенствование функций вести-булярного аппарата; сопротивление утомляе-мости при разнообразных видах двигательной деятельности

3.
Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию

Развитие уравновешенности, подвижности нервной системы, нервных процессов возбуждения и торможения

4.
Закаливание
Повышение защитных сил организма обучающихся к воздействию неблагоприятных факторов; улучшение обмена веществ; укрепление имунной системы организма

5.
Массаж (самомассаж)
Повышение подвижности связочного аппарата, улучшение циркуляции крови и лимфы, обменных процессов, профилактика заболеваний



Оздоровительную направленность средств физического воспитания можно реализовать через укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытие резервных возможностей человека.
Применение рассмотренных компонентов в процессе физического воспитания, прежде всего, нацелено на развитие психических и познавательных, а затем и физических способностей.
В своей работе опираюсь на труды основоположника научной системы физического воспитания П.Ф.Лесгафта, педагогов-новаторов: А. Р. Масова, И.А. Большакова, В.И. Говердовского – доцента «Института физической культуры и спорта» при ТГУ имени Г.Р.Державина.

Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:
каждый ребёнок – это личность;
каждый ребёнок – это индивидуальность;
каждый ребёнок имеет право на ошибку.
Придерживаясь этих принципов, формирую у обучающихся всех возрастов различные спортивные и личностные качества, которые отражены в таблице

СПОРТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАННИКА


Возрастные группы



Спортивные качества


Личностные качества








Младшие школьники

интерес к спорту, формирование спортивного коллектива

чувство товарищества
честность
бережливость
трудолюбие








Подростки
9-12 лет

ведение здорового образа жизни
развитие выносливости, силы и координации

уважение к мнению других
интерес к людям
инициативность











Подростки 13-16 лет


владение стратегией, тактикой и техникой игры

устойчивая потребность в здоровом образе жизни

гражданственность, патриотизм
способность к самосовер-шенствованию
мобильность
коммуникабельность
надежность
ответственность
креативность
умение противостоять негативным воздействиям социальной среды
подготовка к службе в армии


На каждом этапе развития школьников воспитываю не только вышеперечисленные качества, но и развиваю навыки ведения здорового образа жизни, привлекая школьников к занятиям физкультурой. Чтобы эта работа была более эффективной, создана определенная система физического воспитания. Она состоит из трех структурных блоков:
Организационные формы.
Методы физического воспитания.
Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями района.








СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








































В основе данной системы лежит следующее:
оценка результатов тестов по типологическим шкалам;
оценка успеваемости по всему комплексу показателей физического развития и двигательной подготовленности (с учетом соответствия результата возрастно-половому типологическому нормативу и годичной динамики результатов);
типологически адекватный режим тренировки «Навстречу природе» (принцип природосообразности);
регулярное информирование учеников и их родителей о результатах тестирования и оценки физического состояния.

Появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли в детском сознании потребность заботиться о своём физическом здоровье, станет ли для них физическая культура частью их личности, зависит от работы учителя на уроке.
В связи с этим выдвигаю следующие требования к современному уроку физкультуры:
внедрение диагностики и комплексного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся;
включение в урок теоретической части и домашнего задания;
осуществление дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
учет уровня мотивации обучающихся при определении содержания урока (особенно в старших классах);
создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями
В результате сложились основные направления в работе, главным из которых является формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников.
Современный школьник систематически недополучает необходимый объём двигательной активности. Существуют определённые гигиенические нормы суточной двигательной активности школьников
(по А. Г. Сухареву)


Возрастные группы
Локомоции (тыс.шагов)
Величина энергозатрат (ккал/сут.)
Продолжительность двигательной активности (ч.)

Младшая
(мальчики и девочки)
15-20
2500-3000
3,0-3,6

Средняя (мальчики и девочки)
20-25
3000-4000
3,6-4,8

Старшая:
юноши

25-30

3500-4300

4,8-5,8

девушки
25-30
3000-4000
3,6-4,8


Государственные программы физического воспитания обучающихся чётко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В физическом воспитании учащихся следую принципу: движение навстречу природе, иными словами – принципу природосообразности. Это означает, что дети на уроках получают такие задания, выполнение которых становится для них приятным и интересным благодаря совпадению с биологической ориентацией организма. Так, например, для детей астено-торакального телосложения предлагаю задания, требующие выносливости: длительный бег, другие не очень интенсивные, но продолжительные упражнения. Для детей дигестивного телосложения, напротив, интересны задания, связанные с проявлением силы, так как в этом они чувствуют своё превосходство или хотя бы равенство с остальными учениками. Для детей мышечного телосложения естественны движения скоростно-силового характера.
Именно эти типы двигательных заданий занимают большую часть времени урока, отведённого на развитие двигательных качеств.
Принцип «движение навстречу природе» полностью оправдывает себя. Результаты во всех двигательных тестах выросли примерно в два раза. Кроме того, у всех учащихся, независимо от их телосложения и режима нагрузки, значительно выросла выносливость.
Не вызывает сомнений, что результативность системы проявляется в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся всех классов, у таких учеников появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формируется умение организовывать себя на достижение поставленной цели.
В течение последних лет для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках физической культуры теоретические сообщения. Теории отвожу 1-2 урока в начале учебного года, где происходит беседа с учащимися по всему годовому объёму программы. Теоретическим сведениям уделяю 2-3 минуты и в течение каждого урока: это могут быть краткие сообщения из истории спортивных игр, о возникновении новых видов спорта, о спортивной жизни страны и мира.
Введение теории в урок позволило внедрить в практику домашние задания. Ребятам предлагаю темы рефератов и сообщений. Так, например, учащиеся 8 - 11 классов написали рефераты по следующим темам: «Движение вместо лекарств», «Утро начинается с зарядки», «Пешком ходить - долго жить» и другие.
Такие работы по теории старшеклассники выполняют с удовольствием, в итоге усиливается интерес к учебным занятиям.
Так как сейчас увеличивается число юношей, не готовых к армии физически и морально, большое значение придаю подготовительной работе военно-спортивного характера, формирую у подростков необходимые для воинской службы навыки и умения.
Помимо физической подготовки, на уроке уделяю внимание и для военной: разучиваем и совершенствуем команды «становись», «равняйсь», «смирно», «вольно» и другие: повороты, строевой шаг, перестроение из одной шеренги в две, выход из строя и так далее.
Результаты использования специальной физической подготовки отражены в диаграмме.














Диаграмма физической подготовленности
выпускников (юношей)
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415



Использование системы в работе дает возможность получить результаты и во внеурочной деятельности. Завоевав авторитет детей, привив им любовь и интерес к занятиям физической культурой, развив у них такие необходимые качества, как скорость принятия решения, выносливость, морально-волевые качества, подготовил почву для специализированных занятий по футболу, волейболу, баскетболу, хоккею на льду с шайбой, лыжам. На базе школы создал спортивно-оздоровительный клуб «Олимп», в котором ежегодно занимается около 30 подростков, в том числе и дети «группы риска». Основными направлениями работы клуба являются следующие







РАБОТА
С РОДИ-ТЕЛЯМИ

РАБОТА
С
ДЕТЬМИ

СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ

СОЗДАНИЕ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ










Спортивные соревнования по футболу, хоккею, волейболу, баскетболу совместно с детьми

Дни отдыха


Тренировочные занятия

Закаливающие процедуры (занятия на воздухе)

Соревнования

Тактическая подготовка

Воспитательные беседы

Спортивные игры (шахматы, шашки, теннис, стрельба)

Областные тур-ниры: "Кожаный мяч", «Золотая шайба»
Лыжня России
Легкоатлети-ческий кросс «Золотая осень»
Районные соревнования по отдельным видам спорта
Районныые спортивные праздники и фестивали спорта
"Папа, мама, я - спортивная семья"

Связь с родительской общественностью

Спонсоры


Улучшать физическую подготовленность учащихся, создавать потребность в здоровом образе жизни, развивать личностные и спортивные качества подростков – основа взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий, домашних заданий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы, района, области. В результате этого взаимодействия укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов.
Данная система преподавания позволила мне вместе со своими воспитанниками достигнуть высоких спортивных результатов


Участие МБОУ Моисеево – Алабушской сош
в районных соревнованиях

Виды соревнований

2012/2013
место
2013/2014
место
2014/2015
место
2015/2016
место

Лыжные гонки


2

2


Лёгкая атлетика
1
2

1
2

Баскетбол
1
1
1


Волейбол

2
1


Мини-футбол
1


1

Настольный теннис
1
2



Хоккей
1

1


Биатлон

2





Успехи учащихся в личном зачете:

районные соревнования по лёгкой атлетике, 2012 год – Кудрявцев Алексей, ученик 11 класса, 1 место; Почечуев Максим, ученик 8 класса, 2 место;
районные соревнования по настольному теннису, 2012 год – Почечуев Максим, ученик 8 класса, 1 место;
районные соревнования по лыжным гонкам, 2013 год – Почечуев Максим, ученик 9 класса, 3 место;
районные соревнования по лёгкой атлетике, 2014 год – Витютина Анастасия, ученица 8 класса, 2 место; Кончакова Татьяна, ученица 10 класса, 3 место;
районные соревнования по настольному теннису, 2015 год – Кузнецов Василий, ученик 11 класса, 2 место;
районные соревнования по лыжным гонкам, 2016 год – Попов Артём, ученик 10 класса, 3 место.
Своей главной задачей считаю не только научить обучающихся правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать, как законы математики, физики, химии, биологии преломляются в его собственном теле, определяют его здоровье и работоспособность и как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме.
Основная идея моей работы сводится к утверждению валеологических принципов в школьной жизни, к руководству всей системой поддержки и укрепления здоровья обучающихся.














Образовательные


Формировать специальные теоретические знания для самостоятельного выполнения физических упражнений.

Обучать различным видам двигательных действий на уровне возможностей и способностей ребенка. Совершенствовать их выполнение в различных по сложности условиях

Воспитательные

Формировать мотивационные потребности обучающихся в систематических занятиях физическими упражнениями

Формировать у
юношей
необходимые для военной службы навыки и умения, внутреннюю готовность к службе в Вооруженных Силах России

Воспитывать моральные и волевые качества, навыки правильного поведения, интерес, потребности и привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями

Оздоровительные


Укреплять
здоровье,
содействовать разностороннему физическому
развитию личности


Формировать умения оценивать уровень своего здоровья, физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность

Формировать у детей установку на здоровый образ жизни:
оптимальный двигательный режим, общественная и личная гигиена, рациональный режим дня и питания

Формы физического воспитания в МБОУ Моисеево – Алабушской сош


Уроки физической культуры


Физкультурно-оздоровительные мероприятия


Внеклассные формы организации занятий


Ежедневные физкультурные занятия в группах

Физкультминут-
ки


Игры и физические упражнения на переменах



Спортивные
секции


Секции ОФП

Дни
здоровья

Праздники физической культуры

Школьные соревнования

Туристические походы

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Теория

Тренировки

Соревнования

Контроль, самоконтроль

Игры

Упражнения

Закаливание

Взаимодействие школы с физкультурно-оздоровительными организациями города

Детский оздоровительный центр «Салют»

Школьная психолого-педагогическая служба

Школы района

Спортивные школы города Уварово

Городские учреждения дополнительного образования

Стадион города Уварово

Спортивные секции в школе:
лыжные гонки
баскетбол
волейбол
легкая атлетика
футбол
хоккей

Спортивно-оздоровительный клуб «Олимп»