Занятие Позитивная самооценка учащегося


Методический кабинет отдела образования
администрации г. Дебальцево
«Позитивная самооценка- условие успешного развития»
(занятие с элементами тренинга)
Подготовила методист,
курирующий ПС
Осипенко Е.А.
2016г.
Цель: Развивать у подростков знание личностных особенностей и умение
оценивать себя в ситуации «успеха» или «неуспеха», углубления
процесса самопознания, самораскрытия.
Участники: ученики 8-9 классов
Оформление, оборудование, инвентарь:
А) на доске тема занятия; высказывания великих людей по теме; вырезанные сердечки(по кол-ву учащихся); вырезанные «ладошки»; полотно ткани (желательно зеленого цвета).
Б) отпечатанные опросные листы «Самооценка»; чистые листыА4; фломастеры, карандаши; памятки «Твоя самооценка» по кол-ву учащихся.
Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения. Уильям Шекспир
Страшно, если ваша самооценка завязана на мнении незнакомцев, на их комментариях и словах, на рецензиях. Вот это действительно страшно.
Эмма Уотсон
Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим.
Марк Твен
Кто чувствует собственную привлекательность, тот и становится привлекательным. Иоганн Вольфганг фон Гетте
Психолог. Прочтите высказывания великих людей. Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем занятии? (ответы учащихся). Правильно сегодня мы поговорим о самооценке.
Сообщение темы и цели занятия.
1.Упражнение «Комплимент»
Психолог. Но для начала, чтобы повысить нашу самооценку, давайте подарим друг другу комплимент на сегодняшний день. Делать мы это будем при помощи рукопожатия.
А сейчас я раздам вам эти сердечки, на которых вам предлагается написать ваши ожидания от сегодняшнего занятия.
Самооценка- это мнение человека о себе, связанное с одной из центральных потребностей человека- потребностью в самоутверждении, потребности найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе.
Каждый из нас намеренно или сам того не подозревая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывается довольно устойчивое мнение о себе, своем интеллекте, внешности, способностях, здоровье, т.е. формируется «набор самооценок» от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны или нет, застенчивы или кичливы.
Самооценка бывает средняя (оптимальная), неадекватно завышенная или заниженная.
Сейчас вам предлагается ответить на вопросы и определить вашу самооценку.
2.Методика определения самооценки
Человек с низкой самооценкой постоянно подвергается насмешкам, обману, унижениям, оскорблениям, со стороны сверстников. Такой человек не способен защитить себя, всегда чувствует психологический барьер в общении, ощущает себя неудачником, испытывает чувство одиночества.
Однако несомненно самооценка человека зависит от него самого. И сейчас вам предлагается это проверить.
З. Упражнение «Хорошие и плохие поступки».
Участники делятся на две команды, случайным образом. Каждой команде выделяется лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной из команд- написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.
Соответственно задача другой- написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Психолог. Продолжаем работать в группе.
4.Упражнение «Мои положительные качества»
Каждый получает свою «ладошку». Вы подписываете свою ладошку и передаете ее по кругу для того, чтобы на ней все участники группы написали ваши положительные качества (минимум четыре), пока она к вам не вернется.
Психолог собирает в конце упражнения все «ладошки» и несколько зачитывает. Группа должна угадать о ком речь.
Обсуждение упражнения:
* Трудно ли выявить положительные качества?
* Что вы чувствовали, когда выполняли задание?
* Для чего мы его выполняли?
Психолог. Мы отметили, что самооценка- это мнение человека, сформировавшееся также в результате сравнения себя с другими. Однако, если вы будете сравнивать себя с Девидом Духовны внешне, с А. Энштейном по уму, то мало добьетесь в жизни успеха, поэтому помните правила сравнения себя с другими:
Идеалом можно восхищаться, но нельзя делать его мерилом своего успеха.
В самосовершенствовании должен привлекать не результат, а процесс изменения себя.
Формируя собственную самооценку нельзя руководствоваться чужой волей.
Не сравнивай себя с другими, сравнивай с собой вчерашним.
Хочу обратиться к словам Ж.Поля «Без индивидуальности не существует человеческого величия». Каждый человек индивидуален и признание своей ценности, своего права быть собой – это обязанность каждого.
5.Упражнение «Прекрасный сад».
Психолог предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это- нарисуйте свой цветок.
Всем раздается бумага, фломастеры, мелки. Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение упражнения:
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих цветов растет твой. Но есть и общее- у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключенья цветам нужно солнце и внимание.
Психолог. Позитивное мышление о себе- возможный залог твоего успеха. И помните:
Если ты считаешь себя разбитым,
Ты действительно разбит.
Если думаешь, что не посмеешь,
Значит, не решишься.
Если тебе хочется выиграть, но ты думаешь, что не сможешь,
То почти наверняка проиграешь.
6.Упражнение «Ода о себе»
Психолог. В заключении я прошу вас, возьмите лист бумаги. Успокойтесь, расслабьтесь, при необходимости посмотрите на себя в зеркало. Напишите себе хвалебную оду. Хвалите себя! Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе.
Любви и всего остального. Форма изложения- небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или стихах. Напишите себе несколько од. Выберите из них ту, которая нравится больше всего. Красиво перепишите, если можно- поместите в рамочку и повесьте (поставьте) на видном месте. Каждое утро прочитывайте эту оду вслух или мысленно. Почувствуйте, как при чтении оды у вас повышается настроение, жизненный тонус, как вы наполняетесь жизненными силами, и окружающий мир становится светлым и радостным.
Подведение итогов. Учащиеся получают памятки « Твоя самооценка».
7.Рефлексия.
Психолог. А теперь взгляните на свои сердечки, на которых вы отметили в начале нашего занятия свои ожидания. Вы считаете они оправдались? (ответы учащихся).
На этом наше занятие закончено, благодарю за внимание.
Методика определения самооценки
Сложить все полученные баллы по утверждениям и посчитать сумму.
Если меньше 10 баллов, то самооценка завышена. Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек или помог разжечь.
От 10 до 30 баллов свидетельствуют о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела. Дерзай!
Сумма больше 30 баллов говорит о заниженной самооценке. Вы себя явно недооцениваете.
Инструкция. Отвечая на вопросы, укажите как часты для вас перечисленные ниже состояния, по следующей шкале:
*очень часто- 4 балла;
* часто- 3 балла;
* иногда- 2 балла;
* редко- 1 балл;
* никогда- 0 баллов.
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня многого.
9. Чувствую себя скованным (ой).
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.