«Технология укрупнения дидактических единиц в контексте ФГОС второго поколения»


«ТЕХНОЛОГИЯ УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (УДЕ) В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ» Сабирова Светлана Антоновнаучитель начальных классов МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия им. Хаглышевой Е.К.» МНОГО ТЫСЯЧ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД УВИДЕЛ БОГ, ЧТО МНОЖАТСЯ ПОРОКИ ЛЮДЕЙ И РЕШИЛ ПОМОЧЬ ИМ. СОЗВАЛ ОН ВЫСОКИХ ДУХОВ И СКАЗАЛ: «ЛЮДИ ПОТЕРЯЛИ СВОЙ ПУТЬ. КАК БЫТЬ?» ОДИН ИЗ ДУХОВ ПРЕДЛОЖИЛ НАВЕЯТЬ НА ЛЮДЕЙ СОН ПРОРОЧЕСКИЙ, ДРУГОЙ — ПОСЛАТЬ МАННУ НЕБЕСНУЮ, ТРЕТИЙ — ВОДУ ОТ БОГА. И ТОЛЬКО ЧЕТВЕРТЫЙ ВЫСОКИЙ ДУХ ИЗРЕК: «ВЛОЖИ В КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЖАЖДУ К ПОЗНАНИЮ И ДАЙ ИМ УЧИТЕЛЯ». ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Манджиева Т.В.Босаева Н.З. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Шалбурова О.М.Кичикова Б.Д.Технология развития критического мышленияНаранова В.У.Капашева Г.Т.Басангова Е.Б. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Капашева Г.Т.Исследовательская технологияКичикова Б.Д. Гониева Б.А.Басангова Е.Б. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Сабирова С.А.Шалбурова О.М.Технология личностно - ориентированного обучения В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены изменения в образовании, необходимые для формирования нового человека. Развитие творческого, самостоятельного мышления, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации - одна из главных задач образования сегодня. Значит, школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Содержание современного образования требует существенной модернизации средств и методов обучения. Как научить детей самостоятельно добывать знания, анализировать факты? На что опираться? На слуховую память, зрительную? Использовать ассоциации? Учить логическому мышлению? Очевидно, что в зависимости от ситуации надо применять различные средства, методы, приёмы. К таким приёмам изучения, преподавания, а также усвоения учебного материала надо отнести технологию П.М.Эрдниева - укрупнение дидактических единиц, который позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения. Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) способствует формированию навыков самостоятельной работы, развитию познавательного интереса, способности к усвоению знаний, способов учебной деятельности и дает возможность увеличить объём изучаемого материала при снижении нагрузки на ученика, что и определяет ФГОС. Поставлена целевая ориентация: - достижение целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся; - создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность. Таким образом, общая целевая установка Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), совпадает с технологией укрупнения дидактических единиц (УДЕ), сформулированной более полувека назад как достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Отсюда следует, ФГОС + УДЕ. Принципы технологии УДЕ базируются на соответствующих им закономерностях и реализуются через определённую систему правил: 1. всё, что учащиеся в учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно; 2. учащиеся должны учиться самостоятельно, составлять и формулировать обратные задачи, решать их, тем самым формировать процесс работы с задачей, вырабатывать навык самопроверки; 3. в учебный процесс должны включаться задания не только по решению задач, но и самостоятельного их составления по указанной формуле, аналогичные, усложненные; 4. учитель должен систематически использовать возможность самоорганизации учащихся. Система работы по технологии П.М. Эрдниева позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка. Все эти особенности технологии мне представляются перспективными для сегодняшнего, каждодневного процесса обучения, потому что обладает силой дальнодействия, закладывая в ученике черты деятельного интеллекта, способствует становлению активной личности. Все это происходит через сознательное и планомерное укрупнение изучаемого материала, через развитие соответствующих умений и навыков учащихся. Глубоко убеждена в том, что сам процесс обучения по технологии УДЕ имеет развивающий характер, содержит в себе проблемные ситуации, строится на основе методики сотрудничества, сотворчества, совместного поиска. Ученик не должен бояться ошибок, он должен быть готов ее найти и исправить. В такой сфере воспитания и обучения должна постоянно присутствовать "мысленная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил" (В. Сухомлинский). На мой взгляд, наиболее полно всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта отвечает технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева. Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие позиции, характеризующие технологию УДЕ и ФГОС НОО: развитие личности; понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности. «МАРШРУТ» ВОДЫ канал водозабор«Струя-800» ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РК в Яшкульском районе» водовоз бассейн во дворе дом