Конспект урока по предмету «Русский язык» для 2 класса: Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».


Учитель: Путина О. О.
Конспект урока по предмету «Русский язык» для 2 «в» класса
на тему:
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
(урок обобщения и систематизации знаний)
Цель урока:
Обобщить знания детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи урока:
Совершенствовать умение выделять корень в слове;
Практически знакомить с механизмом образования слов;
Развивать умение находить в тексте однокоренные слова, Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, скажите, а чему мы учимся на уроке русского языка? ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей) .- А чему мы учились на прошлом уроке? (выделять корень, подбирать однокоренные слова)
Откройте тетради.
Запишите число. Классная работа. (Какие орфограммы подчеркнем?)
- Прочитайте слова. Какое задание можно предложить?
Час, часок, часть, часовщик.
Лесник, лесной, лесок, лестница.
- Спишите слова, выделите корень у однокоренных слов.
(Часть- доля целого, Лестница - сооружение для пешего подъёма или спуска)
- Есть ли затруднения? Какой делаем вывод?
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на прошлом уроке. Напомните ее пожалуйста .(Корень слова. Однокоренные слова) - Какие цели поставим на этом уроке? (учиться выделять корень, находить однокоренные слова).
- Какие задачи поставим? (слышать, слушать внимательно, говорить громко, четко)
- Как вы считаете, что нам надо повторить? (какие слова называются родственными, что такое корень слова, алгоритм нахождения корня в слове)
III. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что же такое корень?
- Какие слова называются однокоренными? (Это слова сходные по значению и имеют общую часть – корень)
- Как по-другому называются однокоренные слова?
- Как найти в слове корень?
- Итак, давайте потренируемся.
3. Словарная работа
- прочитайте слова на доске (томат, карандаш)
- Какие это слова? (словарные)
- Какое задание можно предложить? (подобрать однокоренные слова)
- Подберите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
- Выполняя это задание чему мы учились? (…)4. Работа с учебником
- поработаем по учебнику
Упр. 118
- Какие однокоренные слова вы могли бы дописать в каждую группу?
- Почему эти слова однокоренные? (один корень, в котором заключен общий смысл этих слов)
- Ребята, поднимите руку те, кому легко удалось справиться с заданием?
- У кого вызвало затруднение?
IV. Физкультминутка. Попрыгать - поиграть
Упр. 119
- Составьте предложение со словом звонит V. Дидактическая игра “Найди свой дом”.- А сейчас мы поиграем. На доске три домика. В первом живут родственники с корнем -сад, во втором с корнем лес– лес, в третьем с корнем – вод.
- 1 ряд заселяет родственников в 1 домик, 2 ряд – во второй, 3 ряд – в третий. Подобрать однокоренные слова устно.
Игра «Верно – неверно» ( согласие или несогласие с утверждением дети показывают сигнальными карточками: красный – нет, зеленый – да).
Верно ли что…
Слова гусь, гусеница, гусенок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
Корень – общая часть родственных слов?
Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
Игра «Третий лишний» - Найдите лишнее слово.
Желток железо желтый
Носильщик нос носатый
Часовщик часть час
Печурка печать печка
Циркуль циркач цирк
VI. Итог урока
Давайте подведем итог урока
- Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)
- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
– Что надо знать и уметь, чтобы правильно выделять корень в словах?
- Достигли ли мы целей урока?
- Молодцы! А что понравилось вам сегодня на уроке?
- Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.