Презентация Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения


Современный урок истории в контексте требований ФГОС общего образования второго поколения.Ерощева Инна Васильевна, учитель истории, обществознания, права МБОУ «Лицей №1», города Тулы Вводная частьЦели работы:Выявить сущность современного урока, проанализировать общие требования к современному уроку истории в контексте требований ФГОС образования второго поколения.Задачи:1. Опираясь на исследования современных педагогов, выявить тенденции развития современного урока, его отличия от традиционного урока.2. Рассмотреть роль учителя в подготовке и проведении современного урока.3. Рассмотреть типологию и структуру разных типов урока.4. Поделиться собственным опытом проведения различного типа уроков. ПланНормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории.Тенденции развития современного урока. Требования к современному уроку в условиях ФГОС.Блочная структура урока.Из личного опыта проведения уроков истории.Использование современных технологий на уроке.Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на уроке.Список использованной литературы. Афоризмы и мысли великих людей Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. Константин Кушнер«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». К.Д. Ушинский. Нормативно-правовые документы, определяющие деятельность учителя истории5Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории«ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ»Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2013 г.Федеральные государственные образовательные стандарты Урок как основная форма организации учебного занятияУрок – такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (классов) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. (А.А.Вагин)Что такое урок? Современный урок – это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Ю.А. Конаржевский, д.п.н. Тенденции развития современного урокаВасилевская Е.В., доцент, к.п.н.Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС Требования к современному уроку в условиях ФГОСЦели урока задаются с тенденцией передачи функций от учителя к ученику;Систематическое обучение детей осуществлять рефлексивное действие;Использование форм, методов, приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе;Технология диалога: обучении учащихся умению ставить вопросы;Сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения;Формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;Систематическая работа по осмыслению учебного материала всеми учащимися;Оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряются и поддерживаются минимальные успехи;Специальное планирование коммуникативных задач урока; Требования к современному урокуПринятие и поощрение выражаемой учеником позиции, обучение корректным способам ее выражения;Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на каждом уроке;Постоянное, глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» через отношения, совместную деятельность на уроке.Учитель - ученикУрокПоиск истины в совместной деятельности Роль учителя в подготовке и проведении современного урокаУчитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи;урок истории должен способствовать формированию у учащихся ценностных ориентаций, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. Компетентный педагог - это специалист, овладевший профессиональными знаниями и умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Обучающийся на современном урокеУченик – субъект учебной деятельностиУмение согласовывать свою позицию с другими людьми, работать в группе Типология современных учебных занятийУрок первичного предъявления новых знаний или УУД;Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями;Урок применения предметных ЗУНов и УУД;Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД;Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;Контрольный урок;Коррекционный урок;Комбинированный урок  Нетрадиционные виды уроков1. «Урок-турнир», «урок-салон», «урок-путешествие», «экскурсия в музей»; 2. «Брифинг», «пресс-конференция», «урок-презентация», «съезд», «круглый стол», «урок-аукцион»;3. Кино-, теле-, видеоуроки 4. Уроки самоопределения, уроки самореализации (защита творческих работ);5. Урок-исторический портрет, урок-суд;6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий7. Модульный урок Блочная структура урока Организационный блок Проблемно-мотивационный блок Информационный блок Аналитический блок Оценочный блок Рефлексивный блок(линейная модель) Организационный блокОжидаемые результаты (цель, задачи);Инструкции и пояснения;Вводное слово учителя;Распределение по группам;Выработка правил работы (определение норм, процедур работы);Конструирование пространства урока (формы работы и ресурсы). Организационный блокЦель урока: ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);Задачи урока:формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);Ожидаемые результаты:Связаны с целями и задачами;могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные;соотносятся с компонентами знаний, умений и навыков, ценностных ориентиров;возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии УРОКЛичностныерезультатыПредметные результатыМетапредметныерезультатыНаправленность урока на результаты Предметные результаты История России. Всеобщая история: Предметные результаты История России. Всеобщая история: Мотивация к изучению темы:Интерес к изучаемым вопросам;Умение формулировать проблемы для рассмотрения (проблемная ситуация);Направленность на социальный опыт учащихсяОригинальность формы подачи материалаВозможность для обсуждения, высказывания собственной точки зренияСпособы проведения мотивации: Создание проблемной ситуации; Работа с высказыванием афоризмом);Работа с понятиями (терминами);Анализ документа (текста);Графическое изображение, рисунок, картинаМотивация (побуждение) – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Проблемно-мотивационный блок Информационный блок Основное содержание урока. Источники информации:слово учителя;книга (учебник, энциклопедия, сборник документов);электронные видеоматериалы;раздаточный материал;музыкальные фрагменты;иллюстративный материал (портреты, картины и др.);картографический материал;Графические источники (схемы, диаграммы) ? Деятельность учащихсяНахождение информации (работа с источниками);Организация информации:Выбор главной идеи;Конспектирование;Классификация материала;Соотнесение новой информациис ранее усвоенной и др.Оценка информации;Применение информации для решения проблем(познавательных заданий)Информационный и аналитический блоки:Устная и письменнаяПередача информацииХронологизация информацииИнтерпретацияИсторических карт Оценочный блок: оценка результатов деятельности Стартовая диагностика знаний учащихся;Текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;ПромежуточнаяИтоговое оценивание.Оценочная деятельность:Внутренняя оценкаВнешняя оценка Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся лицеяРоль рейтинговой системы:Стимулирование познавательной активности учащихся;Разнообразие видов деятельности учащихся;Выявление и ликвидация пробелов знаний учащихся;Учет индивидуальных достижений учащихся во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции);Самоконтроль знаний Формы контроля и учета достижений:Устный опросПисьменная самостоятельная работаДоклад, рассказ, изложениеВыполнение познавательных заданийЗащита творческой работы, проектаТестовые заданияВыполнение заданий в рабочей тетрадиИсторические диктантыСоставление плана конспекта ответа РефлексияРефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. РефлексияСегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Мне захотелось… Из личного опыта работы:проблемно-мотивационный блокУроки:«Люди и события Смутного времени: восстание под предводительством И.И.Болотникова и Тульский край»;2. Международные отношения в 1930-ые годы. Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР. Люди и события смутного времени:Восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова и Тульский край.Ерощева И.В.Из опыта работыУрок истории в 10 классеПроблемно-мотивационный блок Иван Исаевич БолотниковИз «Нового летописца»: «…Бысть в лето 7115 году (1607г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посадские люди, и стрельцы и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…В них же бысть старейшим… Ивашка Болотников…».И.И.Болотников, этюд Рябовол В.А.

Дискуссионность темы:Восстание под предводительством И.И.БолотниковаГражданскаявойна в РоссииСовременнаяисториографияР.Г.СкрынниковА.Л.СтаниславскийБорьба «верхов» и «низов» общества – разновидность гражданской войны.Трагическая страница истории: разрушение основ государственности.Первая крестьянская война в РоссииСоветская историографияИ.И.Смирнов,В.И.БугановВ.И.Корецкий?
Крестьянские войны в РоссииКульт природыПолитеизм{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Восстание под предводительством И.И.БолотниковаВосстание под предводительством С.Т.РазинаВосстание под предводительствомК.БулавинаВосстание под предводительствомЕ.И.Пугачева1606-16071667-16711707-17081773-1775Смутное времяВасилий Шуйский(1606-1610)Алексей Михайлович(1645-1676)Петр I(1689-1725)Екатерина II(1762-1796)1581 - «заповедныегоды»;1597 – «урочные лета1607 – введение 15-летнего поиска беглых1649 – «Соборное уложение» – введение бессрочного розыска беглыхВведение подушной подати;Приказ о переписи и высылке в Россию беглых с Дона1760 – право помещиков ссылать крестьян в Сибирь;1767 – запрет крестьянам жаловаться на помещиков«Московский народ раз в столетие справляет свой праздник «дикой воли...» (Г.Федотов) Международные отношения в 1930-ые годы.Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР.Изучение нового материала.Ерощева И.В.Из опыта работыУрок в 11 классеПроблемно-мотивационный блок Первая мировая война 1августа 1914 – 11 ноября 1918гг.Искалечено-20 млн.Погибло-10 млн. Первая мировая война продолжалась более 4 лет, в ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек.  Вторая Мировая война 1сентября 1939 – 2 сентября 1945Призвано в армии-110 млн.Погибло-67 млн.Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным конфликтом за всю историю человечества и единственным, в котором применялось ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство. Цель урока: 1.рассмотреть, как складывались международные отношения накануне начала второй мировой войны; какие действия предпринимались западными странами и ссср в условиях расширения фашистской агрессии; понять, почему миролюбивым силам не удалось предотвратить начало мировой войны; 2. рассмотреть внешнюю политику советского союза в 1930-ые годы с точки зрения обеспечения безопасности страны и готовности к отражению фашистской агрессии.Дать отпор попыткам фальсификации истории, стремлению возложить равную ответственность за начало Второй мировой войны на А.Гитлера и И.В.Сталина.Аргумент 1Аргумент 2 Использование современных технологий обучения Информационно-коммуникационные технологии в обученииИнформационные технологии в обучении истории обеспечивают доступ к разнообразным информационным ресурсам, повышают наглядность обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией обеспечивает интерактивность, возможность организовать различные виды деятельности учащихся по поиску и обработке информации, содействуют формированию у учащихся устойчивой мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. Информационные технологии в обучении истории и обществознаниявозможность использования картографического материалаВозможность использования иллюстративного материала: портретов исторических деятелей, исторических картин, фотодокументов, видеофильмов и т.д. возможность отбора учебного материала из самых разнообразных источников, включая исторические документы, труды историков, возможность выделения главного в учебном материале, использование логических схем, таблиц, опорных конспектов для лучшего усвоения учебного материала; Техническая оснащенность учебного процесса, использование информационных технологий.Использование ИКТ на уроках облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом.Возможность подбора познавательных творческих заданий и задач, позволяющих создать условия для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка. Так готовясь к уроку, учитель готовит разнообразные задания, исходя из учебных возможностей учащихся, индивидуального темпа работы и способов проработки учебного материала Использование информационных технологий.-Мультимедийные презентации;Видеоуроки;Фрагменты видеофильмов;Аудиоматериалы;Наглядно-иллюстративный материал (портреты, предметы быта, памятники культуры);Электронные карты, схемы сражений;Опорные конспекты;Поиск информации в Интернет;Пособия для подготовки к ЕГЭ;Электронные учебники.Дидактический материал, тесты и задания к урокам. Электронные пособия для учителя истории и обществознания:1. Рабочая программа по истории. Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», издательство «Просвещение», авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс. Электронное интерактивное приложение.2. На заре истории. Интерактивный задачник по истории Древнего мира. Direkt.MEDIA.3. Из тени к свету. Интерактивный задачник по истории средних веков и нового времени. Direkt.MEDIA.4. Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX-XIX веков. Direkt.MEDIA.5. На изломе. Интерактивный задачник по истории России XX века. Direkt.MEDIA.6. Интерактивные плакаты. История Росии IX-XVII века. История Росии XVIII-XIX века.7. Обществознание 8 класс (31видеоурок, 31 презентация, 31 план урока, 19 тестов). Infourok.8. Уроки всеобщей истории Кирилла и Мефодия.  Интерактивные технологииИнтерактивные методы обучения – это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Понятие «интерактивный»  ( от англ. «Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – дословно означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА Формы интерактивных занятий:- интерактивная работа в группах;- творческие отчеты групп на основе единого задания;- решение ситуационных задач;- технология «мозгового штурма»;- технология «круглого стола»;- уроки пресс-конференции;- социальные проекты;- приглашение специалиста (встреча с социологом, юристом);- уроки экскурсии с последующим оформлением творческих отчетов;- урок-дискуссия (дебаты);- ролевые, деловые игры.- уроки-путешествия.УРОК-ДИСКУССИЯ «РОССИЯ КАК ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?» Нетрадиционные уроки Викторина по истории для учащихся 7 классаЕрощева Инна Васильевна,МБОУ «Лицей №1», Тула2 декабря 2015 г.«XVII век в истории России» Урок «XVII век в истории России» Гражданское и патриотическое воспитание на уроках истории Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на урокеИзложение материала на уроке должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Технологическая карта урока Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Из личного опыта работа. Урок «Познание мира» Урок-игра, посвященный 20-летиюКонституции РФ, 11 класс. Урок, посвященный 700-летиюСергия Радонежского. 54 «Урок – это зеркало общей и педагогическойкультуры учителя, мерило его интеллектуальногоБогатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский