Урок обучения грамоте(чтение) на тему:Одна у человека мать одна и Родина. К. Ушинский Наше Отечество.


Урок обучения грамоте(чтение)
Тема урока:
Одна у человека мать; одна и Родина. К. Ушинский
Наше Отечество.
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация 1 с музыкальным сопровождением, аудиозапись Гимна Российской Федерации, презентация 2, планшеты для детей, карточки для игры «Собери пословицы»,энциклопедии и справочники.
Педагогическая цель: 
-создавать условия для ознакомления учащихся с биографией К.Ушинского, его произведением;
-содействовать совершенствованию навыкам чтения, устной речи учащихся;
-учить анализировать содержание текста;
-определять главную мысль;
-провести наблюдение над лексическим значением слов.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1)формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией
4) воспитываем нравственное чувство, этическое сознание и готовность совершать позитивные поступки, в том числе и речевые;
Ход урока:
1.Мотивационно-вступительная часть. Снятие эмоционального напряжения
Дети стоят и говорят слова:
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на Земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне
Посмотрите на соседа, улыбнитесь, мы начинаем урок обучения грамоте.(слайд1) презентация2
-Ребята. я знаю, что вам нравится разгадывать ребусы. Тему нашего урока вы узнаете, когда разгадаете ребус. (слайд 2) презентация2


_-Какое замечательное слово РОДИНА!
-Поиграем в игру «Ассоциации».
Какие слова ассоциируются у вас со словом РОДИНА?(тепло,радость,защита,добро,любовь).
Показ слайдов с пейзажами нашей Родины в сопровождении мелодии из кинофильма «Холодное лето 53-го» (презентация 1, 1.30мин)
-Ребята, какие чувства вы испытали при просмотре этого ролика?
Ответы детей (гордость за Родину, любовь, восхищение и т.п.)
2.Формулировка темы урока, постановка учебной задачи
-Догадались, о чём будем говорить сегодня на уроке? (О Родине)
- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? (Предположения детей)
- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине. Подумаем, почему человеку близка и любима его Родина. Продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Посмотрите на запись: родина Родина. (слайд 3) презентация 2
- Что вас удивило? Не знаете, почему разное написание одинаковых слов?
- Вот то новое, что вы узнаете сегодня на уроке.
- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?
Ответы детей.
Родина – это то место, где мы родились и живем.
Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем город, в котором родились. Реже – район, двор, где играли, росли, дружили, влюблялись, дрались, становились людьми.
Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и речки.
- Может кто – то попробует предположить, а в каком случае мы будем писать слово с большой, а в каком случае с маленькой буквы?
- Как называется наша страна? (Россия)
И вот когда мы будем говорить о нашем государстве, о нашей общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. (слайд 4) презентация2
- Как называется наш город? (Межгорье)
Когда мы говорим о маленькой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. (слайд5) презентация2
Физминутка.
4.Применение нового знания
-Откроем «Азбуку» на стр.86.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением великого русского педагога и писателя К.Д.Ушинского. (слайд6) презентация2
Прочитайте название рассказа: «Наше Отечество».
а) Как вы понимаете слово "Отечество"?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам разобраться на примере имени. (К доске выходит ученик) Как тебя зовут?. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. А ты знаешь свое отчество?
- Что означает слово отчество? От какого слова оно произошло? (Отче, отец)
Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек стали называть красивым словом – Отечество.
(Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Значит, здесь жили наши предки.) б) Работа с текстом до чтения:
- Прочитайте ключевые слова: Отечество отцы Родина матушка (на доске )– Россия, рассмотрите иллюстрацию к тексту, сделайте предположение, о чем будем читать?
- Мы будет читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живем.
Сейчас текст нам прочитает Ксения, внимательно послушайте текст и попробуйте ответить ,что означает выражение «испокон веку». ( на доске)
Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз текст, прочитает подготовленный ученик.
После прочтения текста ученицей.
-Кто сможет сказать, что означает выражение «испокон веку». Ответы детей.
-Давайте наши предположения проверим в толковом словаре Ожегова (показ словаря) Несколько детей открывают словари ,находят статью об этом выражении и один ученик зачитывает .
в) Работа с текстом во время чтения (аналитическое чтение):
Чтение по предложениям с комментариями
После 2-го предложения:
- Почему Россию мы зовем Отечеством?
(В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)
Как можно назвать слова Отечество отцы? – это однокоренные слова.
На интерактивной доске появляется белая полоса со словом «Отечество» презентация 2 (слайд7)
После 3-го предложения
(В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством.)
-Как можно назвать слова Отечество, отцы? – это однокоренные слова.
На интерактивной доске появляется белая полоса со словом «Отечество» презентация 2 (слайд7)
.
- Почему мы Россию зовем Родиной? Какие однокоренные слова встретились? (Родина, родились, родным)
- Назовите еще однокоренные слова к слову Родина (род, родник, родиться, родитель, родимый).
- Какой корень у этих слов? – род –
На интерактивной доске появляется синяя полоса со словом «Родина» презентация 2 (слайд7)
- Почему писатель сравнивает Родину с мамой? (вскормила, вспоили, выучила языку, защищает и бережет)
На интерактивной доске появляется красная полоса со словом «Мать» презентация 2 (слайд7)
-Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
(Флаг – символ России) (слайд 8) презентация2Чтение последнего предложения.
Физминутка для глаз
г) Работа с текстом после чтения:
- Может быть у человека две или три Родины? (нет)
Почему? (Родина – как мать и она у человека одна)
Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как мать и она у человека одна)
- Оправдались ли наши предположения? Что нового для вас было в тексте?
-А теперь рассмотрим иллюстрацию стр. 86
-Ребята ,вы знаете . кто изображен на этой иллюстрации ?(Георгий Победоносец) .Говорится ли о нем в тексте?(Нет). Тогда почему авторы учебника предложили нам эту иллюстрацию?(Ответы детей)
Знает, ли кто из вас кто такой Георгий Победоносец и почему его изобразили на гербе России? (Нет) (слайд герб 9,10) презентация2-А можем ли мы это узнать? (Да можем ,в интернете, энциклопедии)
Работа в парах
Одни находят информацию в энциклопедиях, другие в интернете на планшете. Затем пары зачитывают свои сообщения.
Георгий Победоносец причислен церковью к лику святых и поэтому его можно увидеть на иконах(показ иконы).
А еще иконы вышивают нитками, бисером, а еще ткут как коврики.(показ коврика)
-А какого человека, можно причислить к лику святых?
-У нас есть в классе ребята, которые посещают воскресную школу. Они и ответят на этот вопрос.
- Все ли символы нашей страны мы назвали?(Нет, не назвали гимн.) (слайд 11)
Звучит гимн, дети встают.
Игра «Собери пословицу». Работа в парах.
1.Земля, на которой родился, золотая.
2.На чужой земле и весна не красна.
3.Родина – мать, умей за нее постоять.
4. В гостях хорошо, а дома лучше.
5. Человек без Родины - что соловей без песни.
Дети собирают пословицу из частей на карточках. Затем пословицы дети зачитывают и объясняют их значение.
-А что такое пословица?( Пословица — это краткое, изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой опыт.)
Задание творческого характера.
- Ребята, а кто придумал эти пословицы? (Автора никто не знает, но можно сказать, что народ)
-А вы себя относите к народу России?(конечно)
Дома попробуйте придумать пословицу о Родине. Попросите помочь в этом, ваших родителей.
5.Рефлексия