Урок литературы в 6 классе. Мастерство Тургенева в изображении внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг».


Мастерство Тургенева в изображении внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг».
Цели урока:
образовательные: познакомить с образами крестьянских мальчиков из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных характеристик героев;
развивающие: развивать навык выразительного чтения, навык работы над портретной характеристикой литературного героя; умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе.
воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения. Планируемые результаты: сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах.
Ход урока.
Эпиграф:
«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»
И. Смольников « Середина столетия»
1. Мотивация учебной деятельности с помощью решения предложенной учителем ситуации.- Перед уроком вам было доставлено письмо, в котором какой-то мальчик сообщает о том, что он ищет друзей, и хотел бы найти этих друзей среди учеников 6-б класса.
Прежде чем ответить этому мальчику, я думаю, что у вас к нему возникнет несколько вопросов. Посовещайтесь в своих группах и составьте перечень таких вопросов.
(Предполагаемые вопросы: Сколько ему лет? Как он выглядит? Где он живёт? Чем увлекается? Каков его характер?)- Скажите, а для того, чтобы у вас сложилось полное мнение об этом человеке, достаточно будет задать ему лично вопросы о нём самом? (Нет, лучше, если о нём расскажет кто-то со стороны, потому что на некоторые вопросы лично человек не всегда сможет ответить объективно).
- Вот поэтому в художественных произведениях герои очень редко характеризуют сами себя, это право берёт на себя автор, рисуя портрет литературного героя. Благодаря писателю, мы получаем представление о героях его произведения.
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг». Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Образы героев, описания мальчиков, портрет героев)
- Что такое портрет? изображение внешности (лицо, фигура, одежда)
- О чём ещё, кроме внешности, рассказывает нам автор, создавая портрет того или иного героя? (социальное положение, характер)
- Верно, автор изображает не только внешние черты человека, но и его внутреннее состояние. Именно о внутреннем состоянии героев рассказа «Бежин луг» и пойдёт сегодня наш разговор.
2. Формулировка темы и цели урока.
(Записывается тема урока и эпиграф к нему)
3. Актуализация знаний. Ученики по очереди читают строфы стихотворения И. З. Сурикова « В ночном».
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.
- Что общего в стихотворении и рассказе, который вы должны были прочитать дома? Скажите, сколько мальчиков вы встретили на страницах рассказа (пять: Федя, Илюша, Павлуша, Костя, Ваня).4. Интерактивное упражнение. Работа в группах.
- Давайте создадим группы для дальнейшей работы. Для этого вы должны будете выполнить задание: по описанию узнать героя и подойти к табличке с его именем (таблички с именами мальчиков находятся в разных концах класса).
1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя).
2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
4. Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).
Каждому из учеников выдаётся одно из четырёх описаний. Угадывая имя героя, они находят на стенах класса нужную табличку с именем и становятся около неё. Затем разворачивают конверт, находят номер и в соответствии с этими номерами распределяются по пяти группам. Имя мальчика, над характеристикой которого будет работать каждая из групп, вытягивается одним из участников группы.
А теперь работаем дальше.
Каждой из групп, работая с текстом, нужно будет заполнить таблицу, которая лежит на ваших столах. Для этого вам необходимо распределить между собой столбцы, которые вы будете заполнять
Персонаж Возраст. Семья, положение. Почему попал в ночное Описание внешности и одежды Какие истории рассказывает Основные черты характера. Где и в чём проявились
Федя из богатой семьи. В ночном он не по нужде, а для забавы.Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.Не рассказывает ни одной истории.Гордый - Федя покровительственно относится к другим мальчикам. Любопытный - Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому  ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.
Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Он из бедной семьи, в ночном для того, чтобы пасти лошадей.Волосы его всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвиденье, о Тришке, о голосе Васи. Павлуша отличается деловитостью, (Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду) смелостью (Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились).
Ильюше на вид было не более двенадцати лет. Он из бедной семьи, в ночном для того, чтобы пасти лошадей.Он был некрасивый, но опрятный  мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, выражало какую-то тупую, болезненную заботливость.  Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня,  о покойном барине Иване Ивановиче,  о гаданье в родительскую субботу,  о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша  отличается от всех деревенских мальчиков  умением увлекательно рассказывать страшные истории.
Костя, мальчик лет десяти. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.Костя пересказывает историю  о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни Он задумчив и печален. Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Жалостливый (рассказывая истории, жалеет тех, кто пострадал от нечистой силы)
Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и  не шевелился под своей рогожей. Ваня  робок и молчалив, он  не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками. Ваня очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.
5. Подведение итогов, оценивание результатов урока. Составление кластеров: «Черты характера»Учитель: В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
Работа у доски с табличками. Федя – гордый, любопытный, добрый.Павлуша – смелый, деловитый, умный.Костя – задумчивый, печальный, жалостливый.Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.Ваня – робкий, молчаливый, добрый.
- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства. В центре доски круг: «Мир детства»На доску прикрепляются выбранные таблички с определениями в виде лучей солнца (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)6. Домашнее задание:
Пересказать одну из историй, рассказанных мальчиками.
Творческое задание (по выбору) придумать свою историю.