РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ И НИЗКОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ, ИЛИ НА УРОКИ – С РАДОСТЬЮ!
















Спиренкова Марина Викторовна, преподаватель фортепиано
МОУДОД ДШИ

Развитие и обучение учащихся со слабыми музыкальными данными и низкой мотивацией к обучению, или на уроки – с радостью!

город Ейск, Краснодарский край


Вот и начался новый учебный год. Мы с нетерпением и надеждой ждём встречи с новыми учениками, тая и лелея в себе надежду, что в классе появится человечек с прекрасными данными, хорошими игровыми спобностями, который будет с удовольствием заниматься в классе фортепиано. Родители будут союзниками, помощниками, сотрудниками в полной трудностей, проедолений, а вместе с тем и сказочных открытий, фантастических минут радости музыкальной жизни новой творческой семьи «ребёнок-учитель-родители».
Но как часто вздохнув и «засучив рукава», мы вынуждены в очередной раз констатировать, что нас ждёт непочатый край подготовительной работы по развитию малыша, воспитанию родителей, которым так же, как и ученикам приходится открывать дверь в мир музыки иной, чем та, что в наше время звучит повсюду.
И вот первая встреча, рассказываю о себе, пока немного скованный и зажатый от новой обстановки вокруг него, малыш приходит в себя. Говорю о том, что когда-то точно так же пришла на первый урок, о своих внутренних ощущениях и переживаниях. По глазам вижу, что потихоньку дитя оттаивает, начнает рассматривать класс, фортепиано. Можно и его попросить рассказать о себе.
Этот момент для меня очень важен как первый штрих в вырисовывании портрета личности маленького человека. Как говорит, как ведёт себя, с какой интонацией, степенью свободы изложения речи. Спрашиваю что читает, сам или с родителями, какие мультики любит. Рисует ли и какие сюжеты для этого выбирает...
Первое впечатление стараюсь не возводить в оценку развития ребёнка, ведь как часто раскованные дети кажутся более развитыми и способными, чем их скромные, немного испуганные, тихие сверстники.
Хотя первый урок лучше полностью посвятиь просто тёплой беседе, расположению к себе ученика, поиграть ему, дать послушать интересные музыкальные отрывки, как советуют психологи, невозможно удержаться,чтобы понемножку не «прощупать» слуховые, ритмические данные ученика, как он запоминает звуки... Хмм... Да...
Ну что ж, пока не очень. Но это же первый урок! Ещё все будет хорошо! Я верю! То есть надеюсь. Ведь данные от природы задатки развиваются. Труднее всего поддаётся интенсификации чувство ритма. Но... будем работать!
Очень важна важнее в достижении цели способность ребёнка к учебной деятельности. Тут широкая гамма позиций:
а) кругозор,
б) интеллект,
в) контактность,
г) умение адаптироваться в предлагаемых обстоятельствах,
д) навыки концентрации вниманиния,
е) наличие первоначальных штрихов чувства ответственности и трудолюбия.
Это общие качества учащегося для учебной деятельности. Нам же с малышом понадобятся ещё широкие пианистические возможности игрового аппарата, наличие музыкальной фантазии, умения чувствовать, сопереживать, способность к музыкальной рефлексии...
Прошёл месяц работы с учеником. Убедилась, что музыкальные задатки весьма средние, ближе к слабым. Связанные с этим трудности вынуждают двигаться по учебному материалу осторожно, маленькими шажочками, чтобы не спугнуть горящий огонёк любопытства в глазах ученика, желание научиться сыграть «вот ту, грустную» и «весёлую, про зёрнышко, как оно растёт» песенку. Подбираем по слуху, играем упражнения с разными «образными» названиями. Нотная грамота даётся тяжело, хотя учим по две нотки, задерживаясь на них по несколько уроков. Узнаю у мамы, что и с изучением букв у ребёнка проблемы. Хотя при поступлении вподготовительную группу музыкальной школы ребёнку было почти 7 лет и он вполне мог начинать заняти и в общеобразовательной школе, родители приняли решение оставить его в детском саду ещё на год. Теперь мне стали понятнее и трудности в изучении нотной грамоты, и в заучивании четверостиший изучаемых песенок.
Прошёл ещё месяц. Трудно удерживать интерес мальчика к учёбе, приходится придумывать много игр, сочинять музыкальные сказки, делать весёлую гимнастику. Всё чаще чувствую некоторое утомление, притухание интереса мальчика к занятиям. На этот случай пора достать из «волшебной шкатулочки» чудодейственное средство - игру в ансамбле. Специально держу этот способ для увлекательных занятий на такой случай. Выученные ранее песенки при игре в четыре руки приобретают новое звучание, сравниваем нашу игру с оркестром, рассматриваем изображения оркестровых инструментов, представляя какую мелодическую линию исполняет тот или иной оркестрант .
Между делом почти выучили ноты второй октавы! Процесс идет медленно, трудно и для ученика, и для меня. Думаю, что многим знакомо это ощущение. Хочется помочь, научить как можно большему, но приходится повторять одно и то же, выдумывая новые формы, «заворачивая» учебный материал в привлекательные «фантики» весёлых историй, игровых ситуаций. Стараюсь ученика больше поощрять, замечая даже самые маленькие достижения.
Больше всего меня волнует медленное осознание ребёнком метро-ритмической основы музыки. Дирижируем, проговариваем слоги под шаги, прохлопываем стихи. Делаем это вместе и по очереди. Простукивем ритм на столе, коленях, по звонкому стакану – словом, не позволяем себе однообразия. Придумывет где ещё у нас поселится «ритмический зверёк» мой ученик. Это удерживает его интерес к работе над метроритмом
Вся предыдущая работа идёт совместно с организацией игрового аппарата. Говорю, что у ученика чудесная ручка, мягкая, свободная, тёплая, уютная. И надо дать ей возможность быть такой же при игре.
Не ставлю целью в своей статье загружать вас великим множеством упражнений, игр, технических приёмов для достижения хорошего контакта и «дружбы» рук ученика с клавиатурой. Преподаватели обладают огромным запасом способов, направлений, приёмов для приспосабливания игрового аппарата к игре на фортепиано. Хочу лишь сказать, что в моих занятиях с учеником эта работа постоянна, проходит в «открытом» режиме, когда мы обсуждаем как надо извлекать звук, ищем удобные позиции, так и в «закрытом», когда слегка, мягкими движениями, словно поощряя, поглаживая, я корректирую положение руки, смягчаю и направляю движения кисти.
Потихоньку продвигаемся вперёд. Но опять нужна «подпитка» для «подкормки» интереса. Связываюсь с мамой. К слову сказать, постепенно она вовлеклась в наш учебный процесс и я могу подключить её к ещё одному волшебному способу поддержать огонёк интереса к занятиям музыкой нашего мальчонки. Дело обстоит так: даю маме ссылку и прошу прослушать «Оду к радости» из Девятой симфонии Л. ван Бетховена. Слушали несколько дней. Здесь для меня важно то, что ученик, я, родители как бы «плывём в одной лодке», такое объединение в общую музыкальную семью весьма полезно и благотворно, придаёт большую значимость занятим ученика. К сожалению, так происходит далеко не всегда. Да и в этом, конкретном случае это всего лишь несколько эпизодов. Что, справедливости ради сказать, обнадёживает на более тесное сотрудничество в дальнейшем.
И так. Прослушали «Оду». И тут я достаю чудесный сборник наилегчайших ансамлей, где так просто изложена тема из этого произведения, что можно почти прочитать её с листа. Так быстро и с удовольствием мы наверное ещё не выучивали ни одну пьесу. Таким же способом мы познакомились с темой из симфонии Й.Гайдна, отрывком хора из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера и ещё несколькими классическими произведениями.
Ученик слушает музыку больше дома, с родителями, но и на урок приношу ноутбук и наслаждаемся небольшими отрывками, насколько позволяет продолжительность урока. По рассказам мамы, мальчик с гордостью рассказывает в детсаду, что его любимая музыка – «Утро» Грига (из драмы Ибсена «Пер Гюнт»).
Что ж, очень приятно и мне, и маме.
Весь период работы говорим о характере музыки, о том, что и как музыка нам рассказывает. Какие способы звукоизвлечения помогают нарисовать музыкальную историю.
Трудно даётся работа над штрихами. Особенно при игре двумя руками. Мешает слабо развитая координация движений. Ставшие свободными руки вдруг становятся неловкими, корявыми, многочисленные повторения каждой фразы, даже с «цветистыми» рассказами, что «левая грустно переступает с клавиши на клавишу», напевая унылую песенку, а правая «радостно перепрыгивает как кузнечик», уже не вдохновляют ученика. Вздохнув и подчиняясь неизбежности он повторяет ещё и ещё раз небольшой фрагмент.
Тут приходится применить способ работы со слабыми учениками, который заключён в формуле «два шага вперёд, полшага назад».
Даю пьески полегче, где так же необходимо играть разными штрихами партию каждой руки. Но в этих пьесах такие мометы встречаются лишь в одном-двух эпизодах. Ну вот, теперь начинает получаться.
Немного отступлю. В работе с любыми учениками над нами довлеет необходимость представить выступление ученика на академическом концерте. Чем ближе это испытание, тем приходится быстрее проходить тот или иной материал, подчас не закрепив его, не убедившись, что знания и умения достаточно изучены и могут свободно применяться учеником. Работа над музыкальным развитием учащегося останавливается и сводится к вызубриванию только произведений, которые планируется исполнить на экзамене. Часто именно на этом этапе теряется интерес ученика, занятия становятся более однообразными, похожими на тренировки. И только некоторые, как правило более сильные ученики успевают творчески, фантазийно поработать над характером и художественным образом исполняемого музыкального материала. Поэтому многие педагоги считают, что дети, которым обучение даётся с трудом, не должны играть в концертах с сильными одноклассниками на первоначальном этапе обучения, да часто и в более старшем возрасте.
Во-первых, им труднее уложиться в строго заданные сроки, даже выучивая более лёгкий репертуар, во-вторых, яркое исполнение сложных произведений способными, сильными учениками порождает комплексы у учеников с ограниченными музыкальными возможностями, поселяя в них чувтство неуверенности.
Пока вырабатываем координацию движений, не забываем любимые ансамбли, покрепляя интерес к классической музыке виртуальными походами в музеи композиторов. «Великая музыка великих городов» - замечательные маленькие фильмы, с прекрасными видеорядами и музыкальными фрагментами.
И вот выходим на «финишную прямую». Впереди – переводной академконцерт. Выбрала две пьески. Весьма нетрудные, скромные по размерам, но показывающие большинство знаний, которые получены за предыдущий период. Они несколько сложнее ранее изучаемого репертуара. Но и разучивать мы их будем гораздо дольше. Нового материала в пьесах нет. Может быть используем педализацию, но это выяснится в дальнейшем. Пока играем с педалью только упражнения. Наша задача - закреплять все приобретённые ранее умения, продожать работу над игровым аппаратом.
Предыдущие песенки-пьески мы разучивали по плану, который записан в учебной тетради ученика и дополнялся по мере приобретения новых знаний. Ученик называет:
композитора, название пьесы,
ключи,
ключевые знаки,
размер,
назывет ноты, их длительности,
штрихи,
ритмические особенности: ноты с точками, залигованные, итд,
динамические оттенки,
другие обозначения.
Подобный способ организует занятия, придаёт им последовательность.
Затем ученик
а) прохлопывает партию каждой руки со счётом вслух, дирижирует с названием нот, словом, знакомится с метроритмической основой произведения,
б) сольфеджирует мелодическую линию,
в) разучивает по фразам каждой рукой отдельно.
Некоторые пьесы мы уже играем сразу двумя руками, но так как экзаменационные пьесы более сложные, а ученик должен их выучить с большим запасом прочности для более уверенного вытупления, он разбирает эти произведения каждой рукой отдельно. Хочу напомнить, что описываю работу с учащимся, обладающим пока слабыми игровыми возможностями,
г) исполняем пьесу по фразам вдвоём, каждый играет поочерёдно партию левой или правой руки,
д) соединяем изучаемый фрагмент двумя руками.
Работая над фразой, мы сразу исполняем её «говоряще», выразительно, выслушивая глубину её звуковой окраски на инотонационной вершине и постепенное ослабление силы звука к окончанию. Придумываем слова, пропеваем мелодию под аккомпанемент партии левой руки. Безусловно, вся работа происходит вместе с продолжением формирования приспособленности к клавиатуре рук маленького пианиста.
И опять у нас небольшой сбой в работе, мальчику трудно, кропотливая работа его утомляет, игра на инструменте становится не интересной. Отступить? На полшага? Нет, этот приём сейчас не подходит, так как частое его применение может сыграть и отрицательную роль, приучая дитя отступать перед трудностями.
Но как-то развлечь, немножко остановиться можно. Где моя шкатулка, наполненная чудодейственными «пилюлями» вдохновения? Нет, пожалуй ещё ничего не достану. Сначала договариваемся, что после того, как хорошо выучим по половине академконцертых произведения, я дам ему передышку, мы пока задержимся, закрепим выученное, а новеньким у нас бууудет... игра с оркестром! Ну не с настоящим, конечно, а с фонограммой минус. Чтобы не тратить много времени на разучивание нового, мы повторяем ранее выученные песенки из сборника И. Корольковой. К некоторым из них у меня есть фонограммы. Очень беспокоит ситуация с настройкой инструмента, ведь это сделано должно быть под камертон. Сомневаюсь что это так, проверить можно только практическим путём, ибо абсолютным слухом не обладаю. А обычным слышу, что даже не камертонную настройку наш видавший виды инструмент удерживает очень короткое время. Так! Нашла выход, если наш инструмент и «оркестр» будут не в ладу. По субботам с утра есть свободные классы. Побродим, найдём то фортепиано, которое поможет нам в новом, интересном, занимательном занятии.
И опять отступление. Некоторое время назад я представить себе не могла, что придётся столько времени тратить на поиск способов удерживать внимание и интерес ученика. Конечно, эта работа тоже проводилась. Но в классе было достаточно более способных, разносторонне развитых учеников. Понятия «надо», «должен» для них были не пустым звуком. За последние годы у меня собрались замечательные ребятя, но чтобы они продолжали заниматься музыкой, приходится прилагать много усилий, придумывая всё новые способы разнообразить их занятия. Здесь большую помощь оказывает интернет, где можно найти много интересных нот, аудио и видеозаписей. Приятно осознавать, что никто не оставил школу, даже самые слабые ребята продолжают заниматься. А старшие, уже закончившие одно отделение, поступают на другое. Не всем дано стать успешными исполнителями. Но привить ребятам музыкальный вкус, воспитать грамотных слушателей – вполне выполнимая задача.
Как прошла игра с «оркестром», я расскажу позднее. Сейчас о том, что меня очень волнует всегда. Это переживание связано со способностью ученика к публичным выступлениям. Как хорошо всем известны истории, когда ученик прекрасно исполнил программу в классе и совсем не может сыграть эти же произведения в зале перед аудиторией. В такой ситуации иногда побеждают менее старательные и трудолюбивые, но более свободные и раскованные сверстники. Поэтому каждого ученика надо готовить к выступленю индивидуально, продумав «стратегию и тактику» поготовки.
Мой ученик мальчик тревожный, от волнения зажимается, теряется. Поэтому первое знакомство с залом это просто экскурсия. Заходим в зал, даю ему осмотреться, адаптироваться. Считаем количество окон, ищем где расположены выключатели. За такими рутинными делами мальчику бояться некогда. Рассматриваем сцену из зала. Я выхожу к роялю, веду себя так, как будет себя вести на экзамене ученик,сажусь за рояль и исполняю простые пьески, показывая, как надо «оформлять» своё выступление. Предлагаю убедиться, как видны руки, положение ног при игре. Ещё раз играю и умышленно допускаю ошибки. Предлагаю меня поправить. Вот мальчик немного растаял. Изучаем устройство рояля. Репетируем выход, посадку, снятие рук с клавиатуры, уход со сцены. Экзаменационные пьесы не играем, ещё очень рано, мы их ещё только разучиваем. Пробуем поиграть ранее выученные. При этом говорю, что здесь играть легче, музыка звучит интереснее. Мальчик смотрит со сцены в зал, рассказывает маленький стишок. Сначала боязливо, затем, чуть осмелев, погромче. Ещё походили по залу, посидели в разных рядах. Всё. На этот раз достаточно. Теперь играя дома, в классе, он может представлять себя в зале, постепенно привыкая к мысли, что там будет участвовать в концерте. Таких маленьких походов в зал с учеником у нас будет много, так как думаю, что именно ему это весьма необходимо.
С каждым ребёнком подготовка к выступлению имеет свои особенности. Первое выступление должно быть радостным событием, нельзя после выступления делать замечания, особенно перед сверстниками. Лучше обсудить исполнение позднее, на уроке, когда волнение прошло. Поговорить о том, что чувствовал ребёнок, слышал ли свою игру, что мешало сыграть ему интереснее итд.
Многие известные педагоги, работающие с детьми, советуют первое выступление оценивать лишь аплодисментами, а подводя итоги не концентрировать внимание на недостатках в выступлении, а поздравить всех с восхождением на первую ступеньку, ведущую в мир музыки. Всегда надо подчёркивать огромную роль учителей, именно им – первые поздравления и благодарность. Ученик должен верить своему учителю, ощущать его значимость в учебном процессе.
Выступление ещё впереди. А сейчас предстоит большой труд. Надо доучить пьесы. Параллельно идём вперёд, разучивая запланированные на полугодие произведения. То быстрее, то медленнее, мы продвигаемся вперёд.
Наконец выучили по нотам пьесы к выступлению на академконцерте. Многие ребята на этом этапе, в силу многократной работы над каждой фразой, уже играют пьесы частями или даже полностью на память. Но Саше очень трудно запоминать. А запомнив что-либо, он быстро забывает. Учим на память по фразам, стараясь не начинать запоминать следующую, пока предыдущую не выучили уверенно. Так, шаг за шагом, нам удалось выучить пьески на память. Добрую роль тут сыграло то, что мы для развития памяти повторяли ранее выученные песенки, пьески, собирая их в «копилку». Теперь и эти две мы будем повторять до следующего учебного года. Это будет первым заданием на каникулы. И большим подспорьем для развития музыкальной памяти.
Не буду подробно рассказывать как репетировали, играя то удачно, то со срывами. Скажу лишь, что в ответственный момент мальчик собрался, сделал за роялем всё, чему научился. Это был трудный для нас первый год.
А игра с «оркестром»? Нашли инструмент, более-менее согласующийся с фонограммой. Я никогда не забуду лица мальчика, когда у него первый раз получилось сыграть уверенно, слаженно в роли «солиста». Он сказал: «Здорово! Давайте ещё!».
Подводя итоги года, я спрашиваю учеников что им больше всего запомнилось, что было трудно, а что интересно. Какой вид работы хотелось бы продолжить в следующем году. Саша уверенно перечислил все «волшебные» способы, которые я использовала для стимулирования интереса к занятиям: игра в ансамбле, слушание, а затем исполнение лёгких переложений классических произведений, игра с «оркестровой» фонограммой, вируальные музейные экскурсии. А ещё ему понравилось как я, играя на рояле в зале «ошибалась», а он поправлял меня, подсказывая какими должны быть руки, как сидеть правильно на стуле...
Способы усиления мотивации к обучению сработали и в этот раз. Благодаря им удалось сформировать познавательный интерес к музыке.А когда интересно, можно легче преодолевать любые трудности.
Работа с детьми очень ответственна и трудна. И особенно нелегко работать с детьми, не обладающими достаточными музыкальными задатками. Нашей задачей является не только музыкальное развитие ученика. От нас зависит развитие личности, психологическое здоровье ребёнка. Мне близки мысли педагога Т. Юдовиной – Гальпериной о работе с детьми, которые она высказала в своей книге «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Хочу поделиться с вами некоторыми из них: «Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Всякое насилие, крик, жестокость с его стороны внушают ребёнку иррациональный ужас, калечат психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю...» И ещё: «...Одно из основных требований к педагогу – безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику.»
Когда я занимаюсь с детьми, мне часто вспоминается вот это высказывание В. Горностаевой: «Педагогика – это гипертрофированное материнство». Всегда представляю на месте ученика своего ребёнка. А теперь уже внука. Как бы мне хотелось чтобы учитель выстраивал отношения с ними? Конечно, чтобы берёг, уважал, любил и всё делал для того, чтобы и ученики его любили. В той же книге Юдовина – Гальперина приводит довод композитора Гретри: « Без дара снискать любовь ученика все остальные таланты педагога окажутся бесполезными».

Литература:
1. Т. Юдовина-Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Санкт- Петербург, 2002 г.

Heading 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДАDefault Paragraph Font Table Normal
No ListColorful List - Accent 1$Heading 1 Char,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА CharTimes New Roman