Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?


РЕБЕНОК АКТИВНЫЙ И ГИПЕРАКТИВНЫЙ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Активный ребенок:
– большую часть дня “не сидит на месте”, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать;
– быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов;
– для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение, чем правило;
– он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей;
– он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать “коллеге по песочнице”, но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
– находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать;
– даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет, у него начинается истерика;
– быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них;
– его невозможно уложить спать, а если он спит, то очень беспокойно;
– у него часто наблюдаются кишечные расстройства, всевозможные аллергии;
– ребенок – «неуправляемый», он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения;
– часто провоцирует конфликты, при этом он не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем
пускает в ход подручные средства: палки, камни.
Главное отличие гиперактивности от проявлений активного поведения в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.
В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, становится понятно: гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей жизни.
И все же стоит оговориться: не все дети, входящие в «группу риска», обязательно являются гиперактивными!
ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ СОВЕТАМИ:
– научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут игры, направленные на обучение приемам выражения агрессивных и разрушительных чувств, не причиняя вреда растениям, животным и людям. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка. Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать;
– ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы;
– необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр.);
– приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним (“Тебе интересно это, давай посмотрим…”), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца;
– научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним “рецепт” обретения внутренней гармонии – это арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация;
– и не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.
“Cкорая помощь” при общении с гиперактивным ребенком.
–Отвлечь ребенка от капризов.
-Поддерживать дома четкий распорядок дня.
-Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
-Задать неожиданный вопрос.
-Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
-Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
-Не приказывать, а просить (но не заискивать).
-Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
-Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
-Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
-Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
-Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
-Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
Спокойствие, только спокойствие!
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от “излишков” активности? Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).
Придется и родителям потрудиться. Если вы сами – очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы “по ходу дела”. Скажите себе: “Четкий распорядок дня” и постарайтесь сами стать более организованными.

Психолог: Токарева Ю.Д.
https://vk.com/club131744738