Картотека игр и игровых упражнений


Мимическая зарядка
(меняем выражение лица соответственно тексту)
Развивает лицевые мышцы, а также умение передавать различные эмоции и настроение мимикой.
Вот мы сердимся с тобой,
Вот мы веселимся,
Вот немножко погрустим,
А теперь мы спать хотим...
А потом мы злимся, злимся,
А теперь вдруг все боимся,
Весело кривляемся,
Вместе удивляемся,
Мы такие милые,
А теперь капризные,
Все такие важные,
Ух, какие страшные!
Вот мы радуемся все,
вот мы огорчились,
мы все строгие такие, -
вот мы все какие!
«Трамвайчик»
Дети выстраиваются в ряд по одному. Педагог произносит текст, дети двигаются по комнате друг за дружкой, притоптывая ножками (колеса стучат у трамвайчика).
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор: (педагог подходит к последнему в ряду ребенку)
- Есть билет?
 - Нет… (отвечает ребенок)
 - Вот, возьмите ваш билет! (дает «билетик» - хлопок по руке)
Дети едут дальше.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор: (педагог подходит к предпоследнему в ряду ребенку)
- Есть билет?
- Нет… (отвечает ребенок)
 - Вот, возьмите ваш билет!
Педагог подходит к уже  «обилеченному» ребенку.
- Есть билет?
- Да!
- Поехали тогда!
Возглас педагога «поехали тогда!» каждый раз относится к последнему в ряду ребенку. Если вопрос задается детям, у которых уже есть билетик, педагог, после ответа ребенка «Да!» говорит: «Покажи его тогда!». Ребенок показывает (хлопает по руке педагога) и говорит: «На!». Далее вопрос «кондуктора» адресуется либо к следующему ребенку, либо к последнему.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор:
- Есть билет?
 - Нет
 - Вот, возьмите ваш билет!
Дети едут дальше.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор:
- Есть билет?
- Да!
- Покажи его тогда!
- На! (ребенок  хлопает по руке педагога)
Подходит к другому:
 - Есть билет?
- Да!
- Поехали тогда!
Игра продолжается до тех пор, пока билеты не будут у всех «пассажиров» трамвая.
Пальчиковые игры:
«Мама, мама!»
- Мама, мама! (машем мизинчиками)
- Да, да, да! (машем большими пальчиками)
- Ты куда опять пошла? (мизинчики)
- Я пошла по-магазинам (указательный и средний «шагают»)
Покупать нам крем на зиму (большой, указательный и средний пальчики трутся друг о дружку, как показывают жестом деньги)
Будем кремом ручки мазать («мажут кремом» ручки сверху)
Будут ручки вкусно пахнуть! (вдох –А! – 2р.)
Будем кремом ручки мазать («мажут кремом» ручки с тыльной стороны)
Будут ручки вкусно пахнуть! (вдох –А! – 2р.)
Каждый пальчик мы намажем (мажут кремом каждый пальчик на одной руке)
Каждый пальчик мы намажем (мажут кремом каждый пальчик на другой руке)
И друзьям своим покажем!
«Ах, какой цветочек!»
Ах! - какой цветочек! (пальчиковая фигура «раскрытый цветок» из двух рук)
Ох! – какой замочек! (обе руки сложены в «замок»)
Ух! – какая сила! (два кулачка)
Их! – как некрасиво... (машут ладошками)
Эх! – веселый смех  (хлопки)
Радует нас всех! (руки на пояс)
«Чашка чая»
В чашку чаю мы нальем (одна рука  «чашка» - пальцы в виде горсточки, другая  «чайник» - рука в кулачок, большой и мизинец оттопырены, «наливаем» в чашку чай из чайника)
И немножечко попьём. (делаем вид, что пьем из чашки)
Ой, какой горячий чай,
Не ошпарься невзначай! («грозим» пальчиком»)
Мы подуем в чай немножко, (дуем)
Размешаем сахар ложкой, (указательным пальчиком делаем круговые движения)
А потом, а потом
Выпьем чай мы с молоком! (хлопки)
Артикуляционная игра-гимнастика
Вот идет бегемот, широко разинув рот, (открываем и закрываем рот)
Вот лисичка пробежала, рыжим хвостиком виляла, (язычок двигается влево- вправо)
Серый зайка проскакал – от лисички убежал, (острый язычок несколько раз быстро выскакивает и прячется)
Серый зайка проскакал – от лисички убежал, (острый язычок несколько раз быстро выскакивает и прячется)
Поезд игровое упражнение
Вот поезд наш едет идут дробным шагом по кругу
Колеса стучат, руки согнуты в локтях, движутся вперед, назад…
А в поезде этом
Ребята сидят.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту, дергают воображаемый рычаг
Гудит паровоз,
Далеко, далеко,
Ребят он повёз.
Но вот остановка, останавливаются, поворачиваются в круг
Кто хочет слезать – разводят руки в стороны
Давайте ребята
Как зайки скакать… скачут как зайки, при повторении как мишки, как белки….и т.д.
Просыпайтесь м. и сл.О.Н.АрсеневскойЛадошки просыпайтесь, хлопают
Похлопайте скорей,
Ножки просыпайтесь, топают
Спляшите веселей,
Ушки мы разбудим, растирают ушки
Лобик разотрем, трогают лобик ладошкой
Носиком пошмыгаем, трогают носик указательным пальчиком
И песенку споем:
«Здравствуйте ребята!» - 3 раза или «Доброе утро!» на распеве.
Собираем урожай игровое упражнение
Мы идем в огород, шагают по кругу друг за другом
Поднимаем ножки,
Собирай урожай,
И ложи в лукошко,
– Вот морковка, имитируют сбор овощей
– Вот лучок,
– Вот картошка,
– Кабачок,
– Яблочки вкусные,
– А детки послушные! грозят пальчиком
Все собрали? разводят ручки в стороны
головкой покивали. кивают головой
Одежда игровое упражнение
Ох, испачкалась одежда, разводят руками в разные стороны
Мы ее не берегли, качают головой
Обращались с ней небрежно
Мяли, пачкали в пыли маховые движения перед собой
Надо нам ее спасти грозят пальчиком
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем движения по тексту
Порошочку насыпаем,
Всю одежду мы замочим
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.