Проект «Приобщению дошкольников к национально — культурному наследию России».


Проект
«Приобщению дошкольников к национально - культурному наследию России».
Старший воспитатель
СП ГБОУ СОШ №8
детский сад №4 Пудова О.Ф.
Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном мире актуальны и важны.
Приоритетной мы считаем задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающую роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семьи и дошкольному учреждению
В Законе « Об образовании указано» - родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья – педагог - ребенок.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю существования, это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. Семью важно рассматривать, как объект социальной действительности, как носитель многовекового опыта , традиций и обычаев.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей включающих бережное отношение к семье, пропаганде семейного образа жизни. Результаты исследований в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том , что с каждым днем увеличивается количество не только не полных семей, но и неблагополучных.
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиции и изучение своего рода почти утрачены, нарушены связь и преемственность поколений.
Если человек не знает своих корней, не знает своих обычаев и традиций, он перекрывает доступ энергии защиты организма человека себе, и через несколько генераций - его род затухает, а его дети могут рождаться с несостоявшейся иммунной системой.
Знание своего происхождения, уважения к предкам, ведение родословной является хорошей традицией.
Если в каждой семье будет храниться история рода, то прекратиться искажение истории России и истории ее народа. У детей усилиться ответственность перед их будущими детьми.
Любой народ, любая нация, живет до тех пор, пока живы его культура , история, обычаи, традиции. Если уничтожить культуру народа, то в третьем поколении нация исчезнет самостоятельно.
В поисках решения этой проблемы мы обратились к методу проекта с поставленными целями:
Реализация духовно-нравственного развития детей, пробуждение в них стремления через познание базовых ценностей отечественной культуры, которое обеспечивается этнокультурной направленностью содержания образования.
Реализация проекта невозможна без взаимодействия с семьями воспитанников. При моделировании педагогической деятельности учитываются запросы и потребности семьи.
Наш детский сад посещает 124 ребенка (232 родителя) По результатам проведенного исследования был составлен образовательный ценз семьи.
Национальный состав семей: 97 родителей – русские, 5-армяне, 6-татары,
14-другой национальности, религиозный ценз семей также разнообразен.
На основании полученных данных в рамках проекта планируем свою работу с поставленными задачами:
Обеспечение условий для взаимодействия родителей и педагогов при реализации проекта и приобщении дошкольников к культурно - историческому наследию России.
Развитие у детей важнейших духовно- нравственных качеств (милосердия, справедливости, трудолюбия, дружелюбия и миролюбия и т. д.) на основе лучших традиций народной культуры, в том числе взаимопомощи, гостеприимства, стремления не запятнать добрую помять и добрые дела предков .
мотивация и активизация познавательных и художественно- творческих интересов детей в процессе выполнения родителями исследований по народной художественной культуре.
В проекте предоставлен опыт работы педагогов с воспитанниками и их родителями. В содержании проектной деятельности раскрываются формы работы по приобщению дошкольников к национально - культурному наследию народов России, знакомство с русским народным творчеством, освоение отечественного национально - культурного наследия и народных традиций. Данный проект плодотворно влияет на интеллектуальные, творческие способности детей, предоставляет возможность углубленно работать с детьми, повышать их уровень познавательно – творческого развития, познавательные, творческие и исследовательские способности.
Изучение народного творчества, национальных традиций формирует этнокультурную компетентность педагогов, что позволяет углубленно изучать отечественное культурное наследие, обобщать эти проблемы с родителями, в педагогическом коллективе.
Идея организации проекта возникла в процессе экспериментальной работы по приобщению дошкольников к национально - культурному наследию России.
Интерес родителей к этнокультурному творчеству способствовали проводимые мастер- классы. В качестве объектов детского исследования мы отбирали такие явления и предметы, которые вызывают живой интерес у современных детей. Прежде всего, это относиться к лучшим семейным традициям, фольклору, старинным предметам, материальной культуры и народного быта, народным играм и игрушкам, обрядам, национальным блюдам.
Эффективной работой с детьми и родителями является, детский музей «Живая старина», где проводятся комплексно - интегрированные, познавательно - творческие, исследовательские занятия с детьми и мастер- классы с родителями в форме «Семейная гостиная».
В основе модели музея «Живая старина» лежит концепция интегрированного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней, используется погружение в историка - культурное пространство путем одушевление музейного интерьера.Большое внимание уделяется опытно-поисковой деятельности детей. Все темы занятий строятся в форме вопросов, например: «Какие подарки дарили на Рождество? Какие дома строили на Руси?» Детям задается проблема , решение которой нужно найти в процессе занятия. При этом обязательно осуществляется связь с поисковой и практической деятельностью по лепке, аппликации, рисованию, макетированию и моделированию т. е. интегрируются разные виды искусств.
Такая форма работы укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создаёт единое образовательно - культурное пространство дошкольного учреждения и семьи